ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

Дитковская Я.Г. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [1].

Возникновение понятия универсальные учебные действия связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.

Под УУД в Концепции федеральных государственных стандартов общего образования понимается совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [2].

Универсальные учебные действия – это система различных учебных действий учащегося, которые позволяют не только самостоятельно осваивать новые для него знания об окружающем мире, но и успешно организовывать процесс познания с целью повышения качества своего образования [1].

Русский язык как учебный предмет обеспечивает формирование познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных действий.

Универсальные учебные действия на уроках русского языка в начальной школе позволяют достичь следующих умений:

- использование языка для поиска необходимой информации в различных источниках;

- ориентирование в целях, средствах и задачах общения;

- выбор адекватных языковых средств для решения коммуникативных задач (устные монологические высказывания, диалоги, письменные тексты);

- стремление к полному и точному выражению собственной позиции;

- умение задавать вопросы. [2].

Рассмотрим коммуникативные УУД.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проб­лемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

  • умение с достаточной полнотой и точ­ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.[1]

Развитие учащегося в начальной школе начинается с развития речи, умения социализироваться в среду учебного заведения, умения общаться со сверстниками, учителями. Развитие коммуникативной компетенции начинается с самого момента поступления ребенка в школу. Коммуникативная компетентность – это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах [3].

Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталоны коммуникативных умений и организовывая, взаимодействие учеников друг с другом. Коммуникативная компетентность является необходимой составляющей коммуникативной культуры и профессиональной компетентности педагога и специалиста любой другой специальности. Данный феномен исследовался многими авторами: Н.В. Кузьмин, А.К. Маркова, Л.А. Петровская [3].

В настоящее время существует ряд технологий, в которых косвенно развивается коммуникативная компетентность учеников, поскольку сама технология предполагает активное взаимодействие. Для формирования у учащихся коммуникативной культуры учитель опирается на принцип деятельности и принцип “выращивания”, который был разработан О.С. Анисимовым. Это принцип предполагает сознательный учёт педагогом индивидуальных качеств ученика в соответствии с социокультурными требованиями. В процессе учебного сотрудничества формируются следующие коммуникативные умения:

- вступать в предметную дискуссию;

- понять точку зрения другого;

- оценить содержательно достоинства и недостатки действий и суждений своих одноклассников;

- согласовывать разные точки зрения.

Основой коммуникативного сотрудничества является формирование умения слушать. С первого класса обращаю внимание на ситуации, когда большинство детей не могут повторить просьбу учителя, адресованную им в устной форме, либо повторить высказывания товарища. Исследование таких ситуаций позволяет учащимся глубоко понять ответ на вопрос «Зачем надо слушать». На основании этого формируется представление о позиции «слушатель».

Основой коммуникативного сотрудничества является формирование умения слушать. С первого класса обращаю внимание на ситуации, когда большинство детей не могут повторить просьбу учителя, адресованную им в устной форме, либо повторить высказывания товарища. Исследование таких ситуаций позволяет учащимся глубоко понять ответ на вопрос «Зачем надо слушать?». На основании этого формируется представление о позиции «слушатель». [4]

Формирование позиции понимающий” происходит тогда, когда автор высказывания не соглашается с тем, как его поняли другие дети. А также в спорных моментах, когда большинство учеников не могут определить причину конкретного спора, возникшего на уроке. На этом этапе вводится терминология «Правильно ли я тебя понял (а), что…». Происходит процесс сравнения мнения каждого «понимающего» с мнением «автора». Процесс заканчивается тремя вариантами результата:

Я думал(а) так же, как и автор высказывания, поэтому я согласен.

Я думал(а) так же, как и автор высказывания, но у меня есть ещё информация по этому вопросу, поэтому я хочу дополнить, уточнить высказывание автора.

Я думаю по-другому, поэтому я не согласен.

Чтобы увидеть мнение каждого ребёнка, ввожу знаковое обозначение «согласие», «не согласие». Неоднократно задаю вопросы «С чем не согласны?» [3]

Ситуация, когда возникают разные мнения по одному и тому же вопросу, позволяет формировать у учащихся представление о позиции “критик”, учит согласовывать эти мнения, чтобы получить результат решения общей проблемы. Таким образом, у каждого ученика формируется глубокое понимание позиций «автор», «слушатель», «понимающий», «критик» [4].

Приемы формирования коммуникативных умений:

1. Даю учащимся время на обдумывание их ответов.

2. Обращаю своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

3. Не вношу своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

4. Поддерживаю все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

5. Предоставляю возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

6. Задаю уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

7. Создаю атмосферу доброжелательности и уважения в общении.[4]

Рассмотрим упражнения для формирования коммуникативных универсальных учебных действий при изучении имени прилагательного.

1) Что общего между данными прилагательными? Чем они отличаются по смыслу?

Жестокий, безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый.

2) Подбери и назови прилагательные, противоположные по значению.

Смелый – трусливый

Добрый – злой

Веселый – грустный

Белый – черный

Маленький – большой

Хороший – плохой

3)Сочините загадки из прилагательных.

Круглое, румяное (яблоко)

Кислый, жёлтый, круглый или продолговатый (лимон)

Белый пушистый трусливый ушастый (заяц)

Хитрая, пушистый хвост, хищная (лиса)

4) Работа в группах.

Соедини стрелкой близкие по смыслу имена прилагательные и запиши их в дательном падеже.

ароматный

вежливый

застенчивый

пурпурный

стеснительный

багровый

приятный

приветливый

Соедини стрелкой противоположные по смыслу имена прилагательные и запиши их в предложном падеже.

гигантский

вредный

радостный

щедрый

ясный

печальный

скупой

ненастный

крохотный

полезны

2 группа –Дополните текст именами прилагательными.

Однажды зимой мы отправились в лес. В(…) бору было тихо. Все покрыто (…)снегом. В (…)воздухе носились (…) (…) пушинки. Ветви украсились (…)инеем. В этом (…) (…) наряде каждая ветка казалась (…)..

3 группа – вставьте подходящие по смыслу прилагательные, подчеркните их.

Синица.

В наших местах живёт … синица. Эта птица … . Песни у синицы ….

Слова для справок: быстрая , рыжая, звонкие, красивая, круглая, желтогрудая.

5) Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.

Верный - …..,внимательная - ……., жестокое - ……, добрая - ….., равнодушный - ….., гостеприимная - ……, заботливое - …., нежная - …., ласковое - …..

(друг, мама, слово, фея, человек, хозяйка, отношение, музыка, отношение.)

6) Спишите прилагательные в сочетании с существительными. Объясните значение прилагательного в каждом конкретном случае.

Образец: мягкий (хлеб, характер)

Мягкий хлеб (какой?) свежий

Мягкий характер (какой?) покладистый, уступчивый, сговорчивый.

Твердый (камень, характер)

Теплые (вечера, отношения)

Чёрствый (батон, человек)

Сухой (ветер, взгляд).

7)Найдите в пословице близкие по смыслу слова.

1. Скупой глядит – как бы другому не дать, а жадный глядит – как бы у другого отнять. 2. Клевета и ложь – не одно и то же. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.

Чему посвящены эти пословицы?

Кого называют щедрым человеком, а кого - скупым? Как люди оценивают щедрость, а как - скупость?

Итак, коммуникативные навыки - это умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты [2].

Далее прилагаю технологическую карту урока русского языка во втором классе по теме «Имя прилагательное». В данном уроке содержатся упражнения способствующие формированию у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе

Тема урока

Имя прилагательное.

Цель урока

-развивать познавательный интерес;

-добывать новые знания из источников информации (учебник, словарь);

- развивать орфографическую зоркость;

-формировать представления о частях речи;

-учить распознавать имя прилагательное в тексте и словосочетаниях;

-воспитывать взаимопонимание, добрые отношения.

Планируемый результат обучения

Познавательные УУД

-способствовать развитию интеллектуальных умений;

-уметь предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

-уметь добывать новые знания из информационных источников (толковый словарь; учебник).

Регулятивные УУД

-формировать умения самостоятельно исследовать, решать проблему, делать вывод;

-осуществлять контроль по результату;

-формировать соучастие, ответственность за принятое решение.

Коммуникативные УУД

-формировать собственное мнение;

-оформлять свои мысли в устной речи, читать текст про себя, выделять главное;

-понимать друг друга;

-сотрудничать при совместной работе в группе;

-составлять план разрешения проблемы.

Личностные УУД

-воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе;

-умение слышать своего товарища, сопереживать вместе с ним, находить общее мнение.

Основные понятия

Части речи, члены предложения, имя прилагательное, признаки прилагательных, вопросы к ним: какой?, какая?, какое?, какие?;

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы

УМК «Школа России», 2 класс; презентация по теме, тест, наглядное пособие

Этапы урока

Формируемые УУД

Методы и приемы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.Организация учащихся

Мотивация.

Создание доброжелательной атмосферы на уроке

Включение учащихся в учебную деятельность

Личностные, коммуникативные.

Метод стимулирования к обучению.

Фронтальная, групповая.

Приветствие. Помогает учащимся настроиться на работу.

В природе есть солнце.

Оно светит

и всех нас любит и греет.

Так пусть же каждый его лучик

заглянет к нам в класс

и не только обогреет нас,

но и придаст сил,

аккуратности, уверенности в знаниях.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом. Желаю вам за время работы на уроке подняться по лестнице знаний на ступеньку выше. Успехов вам!

Приветствуют учителя и одноклассников, желают друг другу хорошей работы

2.Актуализация знаний.

Минутка чистописания.

Словарная работа.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Словесные, диалог с учащимися

Фронтальная, групповая.

Число. Классная работа.

Элементы чистописания-- В в

Окраской – сероватая,Повадкой – вороватая,Крикунья хрипловатая –Известная персона.Кто она? …

Он пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Просит серый озорник:

"Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!"

Крепкий деревянный домКруглое маленькое окно.Он стоит на длинной ножке,Чтобы не залезли кошки.

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,Птица говорливая, самая болтливая.Вещунья белобока, а зовут ее

.. .

-Из отгадок необходимо выбрать три словарных слова и записать их в тетрадь, а соседу по парте нужно проверить вашу работу и поставить оценку карандашом.

Назовите лишнее слово.

На доске:

Город, городок, городской, пригород. (Как называют эти слова?)

-Прочитайте слова, назовите лишнее.

-Докажите.

- На какой вопрос отвечает слово « городской»? (Какой?)

-Запишите в тетрадь.

(Какой?) городской.

Записывают число, отгадывают загадки.

Ответ: Ворона

Ответ: Воробей

Ответ: Скворечник

Ответ: Сорока

Находят лишнее слово,доказывают свою точку зрения.

Совместно с учителем ставят зачачи, которые необходимо решить в процессе данной темы

4.Формулирование проблемы урока и ее решение.

Физминутка.

Познавательные, коммуникатив

ные

Проблемно-поисковые ,диалог с учащимися,оценочная..

Фронтальная, групповая.

- А вот какую часть речи будем изучать, узнаете из загадки:

- Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное,

А называют его… прилагательное.

Тема урока «Имя прилагательное»

Детям нужно объединиться в группы и ответить на данный вопрос.

Задачи:

  • Познакомиться с частью речи имя прилагательное,

  • Упражняться в нахождении имен прилагательных в предложениях, научиться применять их в речи

  • Определить связь имен прилагательных с другими частями речи.

- Какие правила мы должны соблюдать во время работы?

Показываются предметы: бант, платье, коробка, шары.

Учитель просит детей объединиться в группы и подобрать признаки(имена прилагательные) к данным предметам

Делается акцент на вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?

Сочините загадки из прилагательных.

Детям предлагается придумать свою загадку объединившись в группы.

Загадка должна состоять не менее чем из 3 имен прилагательных.

Ответами к загадке послужат слова на доске:лимон,заяц,лиса,волк,солнце.

Пример:

Круглое, румяное,сладкое (яблоко)

Каждая группа оценивает свою работу и работу других групп.

Дети разбиваются на пары и с помощью жестов и телодвижений показывают буквы из слова ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

Откроем учебник, прочитаем определение имени прилагательного и проверим насколько ваши ответы были близки к научному знанию.

Дети объединяются в группы и пытаются ответить на вопрос.

Не шуметь, не ссориться, друг другу помогать.

Мамин, папин, лисий

Дети объединяются в группы и составляют загадку к ответу.

Кислый, жёлтый, круглый или продолговатый (лимон)

Белый пушистый трусливый ушастый (заяц)

Хитрая, пушистый хвост, хищная (лиса)

Ученики читают определение, пробуют рассказать его наизусть.

5.Решение проблемы.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Диалог с учителем, творческая работа.

Фронтальная, групповая.

Осталось решить несколько проблем, связанных с именем прилагательным.

1.С какой частью речи связано имя прилагательное?

« Родились Прилагательные с покладистым характером и с удовольствием согласовывались во всем с Существительным. Им пришлись по душе скромные Прилагательные. И стали они дружить. Вместе – служба! Вместе – дружба! Так и живут до сих пор дружно!

2.Зачем нам в речи имя прилагательное.

Дети в группах отвечают на этот вопрос.

Пришла … зима. Стоят … морозы. Земля покрыта … снегом. Деревья украшены … узорами инея. В снег спрятаны … елочки.

Слова для справок: холодная, лютые, белым, красивыми, маленькие.

Слушают информацию,

решают задачи, познают окружающий мир, сравнивают, сопоставляют, анализируют, подбирают имена прилагательные.

Имена прилагательные уточняют, украшают слова.

6.Первичное закрепление изученного материала.

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные

Работа с текстом.

Фронтальная, групповая.

Задания.

Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное.

Верный - …..,внимательная - ……., жестокое - ……, добрая - ….., равнодушный - ….., гостеприимная - ……, заботливое - …., нежная - …., ласковое - …..

(друг, мама, слово, фея, человек, хозяйка, отношение, музыка, отношение.)

Вставьте подходящие по смыслу прилагательные, подчеркните их.

Синица.

В наших местах живёт … синица. Эта птица … . Песни у синицы ….

Слова для справок: быстрая , рыжая, звонкие, красивая, круглая, желтогрудая.

Разделившись на группы, к каждому из предложенных прилагательных подбирают имя существительное, в текст вставляют подходящие по смыслу имена прилагательные.

7.Рефлексия

Личностные .

   

Очень замечательное – имя прилагательное.

Трудно будет без него, если пропадет оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета.

Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?

Что тогда получится? Стоит разве мучиться?

Не скажем мы «прекрасное», не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая, красивая, любимая»,

Отцу и брату и сестре не сможем говорить нигде

Эти замечательные прилагательные.

Чтобы все отличным стало, разных признаков немало.

Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.

Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика.

Какова была наша цель?

– Достигли мы этой цели? (…)

– В чём возникали затруднения на уроке? (…)

– Над чем ещё надо поработать? (…)

– У кого остались вопросы на конец урока? (…)

-Сегодня было очень приятно работать с вами на уроке. Вы все были активными и талантливыми. Если у кого-то что–то не получалось, не беда, ведь вы старались самостоятельно решать все проблемы. Молодцы!

«Пусть же всё вокруг вас будет удивительным и разным! И вокруг вас и вы сами употребляли только добрые, красивые, приятные слова – прилагательные.

Работают в группах,

Работают с толковым словарём, сопоставляют, анализируют, решают проблему,

Ученики оценивают свою работу на уроке.

8.Домашнее задание.

Регулятивные, познавательные.

 

Самостоятельная работа.

Описать свое любимое животное с помощью 10 и более прилагательных, записать работу в тетрадь.

 

Литература:

  1. Бобровская Г.В. Обогащание словаря младщих школьников./Г.В. Бобровская// Нач. шк. 2002. - №6. – С. 76-79.

  2. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий. /С.Г. Воровщиков, Н.П.Аверина. ‑ М., Педагогика, 2013. – С.21-25.

  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

  4. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. /Авт.-сост. О.А.Лутошкина. – М.: ВАКО, 2011. – 160с.

Просмотров работы: 649