Особенности развития воображения широко представлены в трудах Л. С. Выготского, М. В. Гамезо, В. В. Давыдова, И. А. Домашенко, А. Г. Маклакова, Р. С. Немова, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, В. А. Ситарова, Д. Н. Узнадзе, М. Г. Ярошевского и др. Кроме того, данная проблема рассматривается в специальной педагогике и психологии такими учеными как О. В. Боровик, К. Бюрклен, П. Виллей, В. П. Ермаков, А. Г. Литвак, Г.В. Никулина, В. М. Сорокин, Г. А. Якунин и др.
С. Л. Рубинштейн говорит о ценности воображения, которая, по его словам, состоит в том, что люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуя его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно, этой потребности и удовлетворяет воображение. [4]
По мнению В. А. Ситарова, воображение способствует предвосхищению событий, обновляет полученный в прошлом опыт и уже имеющуюся информацию в новом контексте познания. [5]
Воображение – способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений и манипуляция ими. Основными видами воображения являются активное и пассивное воображение. В свою очередь, последнее делится на воображение произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое и иные измененные состояния). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее воображение. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать.
В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:
1) представление действительности в образах и возможность ими пользоваться в решении проблем и задач, данная функция воображения связана с мышлением и органически в него включена;
2) регулирование эмоциональных состояний, при воображении человек способен хотя бы немного удовлетворять многие потребности и снимать порождаемую ими напряженность;
3) участие воображения в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека (внимание, память, речь, эмоции), когда человек умеет вызывать нужные образы ему становится легче обращать внимание на нужные события, управлять восприятием, воспоминаниями и речью;
4) формирование внутреннего плана действий, способность выполнять их в уме;
5) планирование и программирование деятельности.
Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких людей говорят, что они обладают художественным типом мышления. У других отмечается большая склонность к владению абстрактными символами, понятиями.
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где эти замены совершаются довольно часто.
Воображение проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко выявила, что детское воображение в своем развитии подчинено таким же законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка, являются сенсорные эталоны.[6]
Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще и защитную роль. Оно предостерегает растущую, ранимую и слабо защищенную душу ребенка от тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше познает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи.
Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разных знаний и использования их на практике. Индивидуальные особенности воображения проявляются в творчестве, и в этой сфере воображение ставится наравне с мышлением.
Известно, что воображение тесно связано с другими психическими познавательными процессами, такими как память, мышление, внимание, восприятие, которые необходимо продолжать развивать в младшем школьном возрасте. Развитие воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой расширение познавательных возможностей детей.
Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения – переход к более правильному и полному отражению действительности. Например, ребёнок 3-4 лет изображает самолет двумя накрест лежащими карандашами, младшие школьники рисуют тот же самолет совсем по-другому, прорисовывая все детали, так как им необходимо, чтобы объект был максимально похож на реальный. Наблюдения показывают, что наиболее известные и знакомые предметы и события ребёнок старается изобразить правдиво, как в жизни.
Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивного простого воспроизведения. Эта черта воображения выражается в том, что ребёнок в играх повторяет действия, которые он увидел в мультфильмах, в школе, или в действиях своих родителей, но с возрастом эта черта утрачивается и на её место встает творческая переработка представлений.
Согласно исследованиям Л.С. Выготского, ребёнок школьного возраста воображает себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но зато он больше верит в то, что воображает и совсем не контролирует это в отличие от взрослого [1].
Воображение это высшая, необходимая способность человека и она нуждается в особой тренировке особенно в возрасте от 5 до 15 лет. Если упустить этот период развития воображения, то в дальнейшем человек не сможет фантазировать, его личность обедняется, он перестает творчески мыслить. Воображение помогает человеку в познании мира, способствует саморазвитию, формированию его самосознания, и ни в коем случае оно не должно перерастать в пассивную мечтательность, которая будет лишь способом отгородиться от реального мира, уйдя от проблем. Поэтому родители и учителя должны работать над развитием воображения в познавательной деятельности, особенно теоретического, абстрактного мышления и в целом творчества.
Как показали наши наблюдения, слабое воображение не дает школьникам хорошо запоминать, так как не хватает образов, и полноценно усваивать учебный материал, потому что усвоение – это творческий процесс, который проходит в несколько этапов: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, запоминание, закрепление и применение, и на каждом из них большая роль принадлежит воображению.
Любое обучение связано с необходимостью что-то представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Всё это невозможно сделать без воображения или фантазии. Например, дети младшего школьного возраста с удовольствием занимаются художественным творчеством, которое позволяет ребёнку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении и творческом мышлении, которые обеспечивают ребёнку новый, необычный взгляд на мир и способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт.
Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание сочинений. Общеизвестно и то, что школьники, отличающиеся богатством воображения, пишут их легче и лучше. Нередко именно эти дети отличаются неплохими результатами и по другим предметам. Влияние хорошо развитого воображения на эти успехи не так заметно на первый взгляд. Вместе с тем психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребёнка. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский.
Воображение является важным познавательным процессом, который играет большую роль не только в детском возрасте, но и в целом на протяжении всей жизни. Как отмечал Д. Дидро «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком».
Список литературы
1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя / Л. С Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 96 с.
2. Немов, Р. С. Психология. Общие основы психологии / Р.С Немов. – М. : ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. – 688 с.
3. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. – М. : Педагогика, 1983. – 448 с.
4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л Рубинштейн. – М. : Серия «Мастера психологии», 2002. - 720 с.
5. Ситаров, В.А. Дидактика / В.А Ситаров. – М : Академия, 2004. - 368 с.
6. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М Дьяченко. – М : Международный образовательный и психологический колледж. 1996. - 197 с.