Долгие годы в педагогике и психологии ведутся поиски эффективных путей приобщения младших школьников к литературе, к искусству слова. В то же время задача учителя состоит не в том, чтобы изобретать новейшие методы и приемы работы на уроке литературного чтения, а в том, чтобы выработать общий методический подход, направленный на формирование и воспитание личности ребенка, приобщение его к искусству слова и азам читательской деятельности [11].
Развитие читательской деятельности школьников определено в качестве одного из главных планируемых результатов освоения основной образовательной программы в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения: «Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования… подготовки к трудовой и социальной деятельности» [6, с. 22].
Рассмотрим понятие «читательской деятельности» в работах разных авторов.
Таблица 1
Сущность понятия «читательская деятельность»
Автор |
Суть взглядов |
К. Ушинский [7] |
Читательская деятельность – это способность читателя понять образцовое произведение и почувствовать его |
Н. Рубакин [3] |
Читательская деятельность – это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшими затратами сил и времени реализовать свои побуждения в соответствии с общественной и личной необходимостью |
Г. Наумчук [3] |
Читательская деятельность – это способность читателя пользоваться книгой как источником знаний и информации |
О. Джежелей [1] |
Читательская деятельность – это умение и желание вкладывать в чтение «труд души», размышление над книгой еще до чтения, восприятие содержания, обдумывание прочитанного, когда книга уже закрыта |
С. Дорошенко [3] |
Читательская деятельность включает в себя сформированность техники чтения, умения слушать, воспринимать и осознавать прочитанное |
Анализ авторских позиций позволяет сделать вывод о том, что читательская деятельность представляет личностное свойство школьника, которое можно считать конечной целью и объективным показателем деятельности младших школьников по чтению. Читательская деятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения, в способности эффективно применить в процессе чтения приобретенные знания, умения и навыки.
Читательская деятельность, выступая видом речевой деятельности, также характеризуется трехфазностью своего строения. Первая фаза представлена сложным взаимодействием потребностей, мотивов и цели чтения. По содержанию эта фаза читательской деятельности – потребностно-мотивационно-целевая.
Вторая фаза читательской деятельности – ориентировочно-исследовательская, на которой реализуется отбор средств и способов для воссоздания чужой мысли, сформированной и сформулированной кем-то и организованной в письменной форме языковыми средствами.
На этой фазе ученик на основе имеющихся знаний выстраивает программу действий работы с текстом, определяет необходимые стратегии чтения.
Третья фаза – исполнительно-контрольная. На этой фазе осуществляется собственно процесс чтения и работа с текстовой информацией [10].
Т.А. Разуваева понимает под читательской деятельностью «активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловливаемый поставленными учебными задачами процесс восприятия, осмысления, интерпретации и оценки прочитанной текстовой информации». При этом если особенности и характер речевой деятельности зависят от языковых способностей человека (А.Н. Леонтьев), то и выполняемая читательская деятельность (как вид речевой деятельности) зависит от его читательских способностей [2].
Под читательскими способностями (опираясь на положения Б.М. Теплова, С.Д. Смирнова) Т.А. Разуваева понимает индивидуально-психологические особенности личности, которые проявляются в динамике приобретения знаний и умений, необходимых для осуществления читательской деятельности, и предопределяют характер и успешность выполнения данной деятельности.
Таким образом, она определяет ЧК как потенциальную способность личности к осуществлению читательской деятельности, то есть к восприятию, осмыслению, интерпретаций и оценке прочитанной текстовой информации [8].
Формирование читательской деятельности во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг. Чаще всего используются этапы, выделенные С. Л. Вальтгардом, которые представлены в таблице №2 [Таблица 2].
Таблица 2
Этапы читательской деятельности
Компоненты читательской деятельности |
Этапы |
||
до чтения |
в процессе чтения |
после чтения |
|
Цель |
прогнозирование тематики, характера, количества и специфики произведений. |
на основе оценки книги, возникших образов и представлений ставить конкретную цель чтения. |
достижение понимания смысла, извлечение всей полезной информации. |
Способы читательской деятельности |
прогнозирование по внешним показателям содержания (средства текстовой и внетекстовой информации: название, подзаголовок, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрации). |
- запоминание; - воссоздание картин; - анализ; -перечитывание; - творческая интерпретация; - восприятие художественного слова (речи); - смысловое чтение (ознакомительное, выборочное, изучающее). |
-обобщение; - оценка; -выразительное чтение; -творческие задания; - обращение к новым книгам; -проектная деятельность. |
Таким образом, первый этап на пути приобщения младших школьников к чтению наступает уже в дошкольном возрасте, затем и в 1 классе, когда дети ещё не овладели самим навыком. Этот этап заключается в слушании литературных произведений, которые читает ему взрослый. Именно чтение детям вслух, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения.
Второй этап направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения. Под навыком чтения подразумевают:
• умение правильно прочитывать слова;
• понимать смысл текста;
• выразительно читать;
• выдерживать оптимальный темп чтения (Решетникова С.В).
Полное овладение навыком чтения подразумевает начало работы над читательской самостоятельностью- это индивидуальное, без непосредственной помощи учителя, родителей, товарищей, библиотекаря и т.д.
Г.В. Митина полагает, что опыт самостоятельной читательской деятельности состоит из двух компонентов: деятельностный (что и как надо делать) и мотивационный (почему надо действовать так, а не иначе).
Л.С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе и к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» [4]. Таким образом, любая деятельность носит творческий характер. Читательская деятельность не является исключением.
Творческий характер читательской деятельности подчеркивали классики отечественного и зарубежного книговедения - Н.А. Рубакин, М.Н. Куфаев, П. Отле и др. Российская педагогика ставит своей задачей как разработку научных основ руководства чтением уже в общеобразовательной школе, так и внедрение их в практику классного и внеклассного чтения, другими словами - воспитание творческого читателя [10].
Творческим работам на уроках литературного чтения традиционно отводится значительное место.
В современной методике литературного чтения накоплено большое количество видов и разновидностей творческих работ. Основные из них, выделенные Л. Д. Мали – это иллюстрирование, драматизация (инсценирование), пересказ. Рассмотрим каждый из них.
Термин «иллюстрирование» восходит к понятию «иллюстрация». «Иллюстрация – это рисунок, иллюстрирующий (поясняющий) текст. Иллюстрирование – это приём создания иллюстраций к тексту произведения [9].Этот приём широко используется на уроках литературного чтения. В зависимости от средств, с помощью которых создаётся иллюстрация, в методике различают три основных вида иллюстрирования: словесное (связный рассказ учащихся о том, какую картину они нарисуют к тексту произведения), графическое (выполнение картины красками, карандашами, а также аппликация) и музыкальное (подбор звуковых иллюстраций к тексту произведения).
Драматизация (инсценирование) – это приём, основанный на перевоплощении в художественный образ, это разыгрывание произведения в лицах, воспроизведение прочитанного в виде мини-спектакля [9].
Пересказом в методике принято называть устную передачу содержания какого-либо прозаического произведения, В зависимости от способа передачи образцового текста различают следующие виды пересказа:
Все виды творческих работ, используемых на уроках чтения, характеризует прежде всего то, что они являются продуктом творческой деятельности, а это означает, что все основные черты процесса творчества им внутренне присущи.
Это, во-первых, наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания (в данном случае, текста художественного произведения) в новую форму (иллюстрацию, рассказ-импровизацию, сценку).
Во-вторых, при выполнении всех перечисленных видов творческих работ от учащихся требуется умение представить, воссоздать в воображении прочитанное. При выполнении творческой работы учащиеся должны оформить то представление, которое возникло в их воображении по мере восприятия текста: это может быть представление обстановки действия, портрета персонажа, иллюстрации к прочитанному и т. д.
Для всех видов творческих работ, используемых на уроках чтения, характерно то, что они выполняются в связи с изучением художественного произведения, и само произведение выступает в качестве основы творческой работы.
Список литературы
Джежелей, О.В. Чтение и литература. / О.В. Джежелей // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В.Игнатьева. - М.: Дрофа, 2000.
Коряковцева, Н.Ф. Основные характеристики уровня компетенции зрелого чтеца / Н.Ф. Коряковцева // Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. —2010. — Вып. 270. — С. 89—75.
Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности а обучении чтению / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М.: Ось-89, 2006. – 240.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4е изд., доп. – М. : Российская академия наук ; Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М., 2010. – С.7.
Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика – М., 2006.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М. : Просвещение, 2011. - 342 с.
Программы для средней общеобразовательной школы. 1-2 классы. – К.: Початкова школа, 2002. – 296 с.
Разуваева, Т.А. Формирование читательской компетенции студентов факультета иностранных языков: автореф. дис. канд. пед. наук. Тула, 2006 – 10
Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Начальная школа. - 2003. - № 1. - С.11-18.
Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1999. – С.12.
Тихомирова И.И. Стимулы и мотивы чтения // Школьная библиотека.-№5.-2002.
Чуракова Н.А., Карпеева И.В. Литературное чтение. 1-4 классы. Примерная рабочая программа // Академкнига / Учебник, 2016.