КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА И ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА И ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ

Дроздова Л.А. 1
1ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" (Орловский фелеал)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Резкий спад в экономике привёл к том, что обострилась конкурентная борьба. Ее методы стали более жесткими и незаконными. На сегодняшний день информация стала самым сильным и ценным оружием, но для того что бы ее безопасно воспользоваться ее необходимо получить законным способом.

Существует два вида разведки в бизнесе:

- промышленный шпионаж – незаконное добывание информации или недобросовестная конкуренция;

- конкурентная разведка – это сбор и обработка данных из разных источников в рамках закона для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности организации.

Таким образом главным отличием конкурентной разведки от промышленного шпионажа состоит в законности методов получения информации. В промышленном шпионаже могут быть применены все методы работы конкурентной разведки, но в конкурентной разведке не могут применяться все методы промышленного шпионажа.

Цель конкурентной разведки — информационно-аналитическая поддержка принятия оптимального управленческого решения, обеспечивающего достижение конкурентного превосходства над другими участниками рынка.

Главные задачи конкурентной разведки:

• непрерывный мониторинг и сбор открытой информации о конкурентной среде;

• аналитическая обработка полученных из всех возможных информационных источников данных;

• представление результатов руководству для принятия управленческих решений;

• хранение и распространение результатов.

В современной «концепции конкурентной разведки» как инструмента достижения конкурентных преимуществ используется модель «пяти сил» М. Портера, которые управляют конкуренцией в отрасли и характеризуют состояние конкурентной среды. Эта модель также используется для выявления потенциальных угроз в отношении фирмы и планирования собственных действий с их учетом.

Вот эти «пять сил:

• угроза со стороны существующих конкурентов;

• угроза появления товаров -заменителей или услуг-заменителей, конкурентно-способных с точки зрения цены;

• угроза появления новых или потенциальных конкурентов;

• угроза со стороны поставщиков сырья и комплектующих;

• угроза со стороны потребителей товаров и услуг.

Выводы конкурентной разведки используются как для принятия тактических решений, так и для выработки стратегических направлений развития предприятия. В своей работе конкурентная разведка широко использует приемы и методы стратегического планирования, что позволяет получать комплексное представление о ситуации на рынке и уточнять позиции, на которые компания может претендовать. Немало конкурентная разведка черпает и из арсенала средств маркетологов, чьи усилия направлены главным образом на выявление и анализ потребительского спроса в том или ином сегменте рынка.

Анализ практики свидетельствует о том, что предприятия, осознающие ценность и необходимость конкурентной разведки, проявляют наибольший интерес к следующим сведениям о своих конкурентах:

• компрометирующей информации;

• информации о заключении контрактов;

• перепродаже коммерческих секретов;

• информации, способствующей захвату рынков сбыта и сырья.

Их интересуют также финансовое положение конкурентов и партнеров, финансовые отчеты и прогнозы, возможности доступа к информационным сетям, маркетинг и стратегия цен, условия продажи фирм и возможность их слияния, техническая спецификация продукции, перспективы развития фирмы, система безопасности фирмы, организационная структура фирмы, ведущие специалисты, финансовые операции конкурентов и партнеров, заказчики и поставщики, отчеты о реализации продукции и их цены, ввод в действие новых производственных мощностей, модернизация и расширение действующих, объединение с другими фирмами, стратегия и тактика ведения бизнеса конкурентами.

Сюда входят юридический и финансово-экономический анализ планируемой коммерческой операции, анализ объективных возможностей партнеров и участников сделки (платежеспособность, правоспособность и т. п.), субъективные характеристики партнеров и участников (вероятность обмана, профессиональная грамотность и т. п.), выявление связей с криминальными структурами, степень контролируемости ими партнеров и участников сделки, определение форм и способов защиты используемых средств и имущества (технология перемещения средств и товаров, возможность и оформление залога и т. п.), а также методов контроля за отдельными сторонами сделки на всех ее этапах, противодействие попыткам нанесения ущерба от сторонних юридических и физических лиц.

В настоящее время если правильно организовать конкурентную разведку владелец бизнеса сможет получить такие возможности как:

— прогнозирование изменений на рынке;— предсказание действий конкурентов и поставщиков;— выявление новых или потенциальных конкурентов;— возможность учиться на успехах и ошибках других компаний;— отслеживание информации, связанной с патентами и лицензиями;— оценка целесообразности приобретения нового бизнеса;— изучение новых технологий, продуктов и процессов, которые могут повлиять на конкретный бизнес;— изучение политических, законодательных или регуляторных изменений, которые могут повлиять на конкретный бизнес;— оценка соответствия методов ведения бизнеса рыночным реалиям;— снижение рисков промышленного шпионажа через внутренние каналы;— использование слабостей конкурента в своей рекламе;— сбор информации о партнерах и клиентах.

Мы видим, что, например, изучение политической обстановки, законодательства, кадровых перемещений людей, чья деятельность может оказать влияние на компанию, новых технологий, собственных клиентов и поставщиков компании может осуществляться вполне легально и при этом приносить успех бизнесу, компаниям нет необходимости прибегать к шпионским уловкам.

Цель промышленного шпионажа – опережение в рыночных позициях, экономия на приобретении ценных технологий, временный/окончательный вывод конкурентов из процесса борьбы за потребителя.

Существуют несколько видов промышленного шпионажа:

- Государственный шпионаж — это сбор, накопление, незаконное изъятие сведений, относящихся к государственной экономической или военной тайне, для передачи (продажи) иностранным организациям либо лицам, имеющим полномочия представителей зарубежных юридических лиц.

- Экономический шпионаж – это накопление с преступным умыслом конфиденциальной информации об экономическом состоянии компании, организации, страны, путем подкупа должностных лиц, проникновения в базу данных/архив или вскрытия сейфов с планами, не оглашенными широким массам договорами о сотрудничестве.

- Шпионаж в интернете – это инициированный корыстными лицами сбор конфиденциальной информации об интернет-пользователях с помощью специальных программ. Сетевой шпионаж осуществляется: сайтами, запрашивающими куки (небольшие текстовые файлы, в которые браузер записывает данные с посещенных вами сайтов, файлы cookie позволяют сайтам «запоминать» своих посетителей, например, чтобы каждый раз не переспрашивать их логин и пароль) для получения персональных сведений о юзерах, корпорациями, отслеживающими поведение сотрудников в сети, хакерами, действующими ради удовлетворения самолюбия или с целью получить доступ к финансам других пользователей, информации, которую впоследствии можно продать.

- Мобильный шпионаж — это незаконное вживление в мобильные телефоны устройств, функционал которых позволяет: определять местонахождение владельца, содержание исходящих/входящих СМС, выяснять телефоны в адресной книге. Сегодня практикуется разрешенный мобильный шпионаж с целью возможности определять местонахождение владельца, являющегося несовершеннолетним лицом или лицом, не всегда адекватно себя ведущим.

Для эффективной работы шпионажа и конкурентной разведки даже не обязательно создавать специальный отдел в компании. Основные задачи способны решить действующие сотрудники предприятия, если их обучить принципам работы разведки и обеспечить необходимыми инструментами.

Для того чтобы это сделать было еще проще существует определенный алгоритм действий из 9 этапов:

1. Понять, что за проблему необходимо решить и зачем.2. Понять, на какие вопросы для этого надо ответить.3. Понять, у кого есть ответ на них.4. Понять, как подойти к носителю информации и как потом уйти.5. Собрать информацию по вопросам.6. Проанализировать ее.7. Проверить достоверность значимой информации.8. Представить информацию в виде кратких выводов, позволяющих принять решение.9. Своевременно представить выводы лицу, которое принимает решение.

Таким образом, сбор информации — лишь один из девяти пунктов, причем отнюдь не первый и, как показывает практика, не самый трудный для выполнения. Гораздо сложнее

правильно интерпретировать информацию. Что касается незаконных методов разведки, то главной целью промышленного шпионажа является проверить благонадежность делового партнера либо вытеснить его, при этом сэкономить средства и время. Но несмотря на отсутствие законодательного определения промышленного шпионажа и специального уголовно-правового запрета, а также организации целенаправленного противодействия данному явлению со стороны правоохранительных органов, определенная практика привлечения к ответственности недобросовестных конкурентов и бизнес-шпионов уже начинает формироваться. Специалисты в области промышленного шпионажа в основном пользуются такими методами, как:

  • подкуп или шантаж лиц, имеющих доступ к секретной информации;

  • кража различных носителей с интересующими сведеньями;

  • внедрение агента в конкурирующую фирму с целью получить информацию, которая является коммерческой или банковской тайной;

  • осуществление незаконного доступа к коммерчески значимой информации с помощью использования технических средств (прослушивание телефонных линий, незаконное проникновение в компьютерные сети и т.п.).

Эти деяния нарушают огромное количество статей уголовного кодекса. Рассмотрим таблицу 1.

Промышленный шпионаж

Конкурентная равзедка

Незаконные методы разведки

Суть метода

Уголовная ответственность

Альтернативный законный метод разведки

Подкуп

Подкуп (шантаж) лиц, способных передать документацию по интересующей тематики либо оброзцы продукции

ст. 204 "Комерческий подкуп", ст. 291 "Дача взятки" УК РФ

1. Анализ отчетов коммивояжеров и закупочных отделов. 2. Взаимодействие с общими клиентами и общими поставщиками- рабочих факультетов. Советское государство проявляло большую заботу о развитии научных исследований, сохранении и развитии сети научных учреждений. В 20-е гг. были получены значительные результаты в изучении природных богатств (Курской магнитной аномалии, запасов минерального сырья Кольского полуострова и т. п.). В эти же годы окончательно оформились научные школы таких выдающихся деятелей отечественной науки, как Н. И. Вавилов (генетика), В. И. Вернадский (геохимия, учение о биосфере), Н. Е. Жуковский (аэродинамика). А. Ф. Иоффе (физика), Н. К. Кольцов (биология), Н. Н. Лузин (математика), Д. Н. Прянишников (агрохимия). В бурных дискуссиях происходило и становление советского обществоведения широкого спектра гуманитарных наук. Так же была волна художественного творчества, которая на многие годы вперед определила содержание и формы развития всех отраслей искусства. Несмотря на мировоззренческие и творческие различия, всех истинных художников - писателей, композиторов, живописцев, скульпторов, архитекторов, актеров - роднила преданность искусству, в котором они видели выражение своей миссии служения народу. Чувством такого долга было пронизано и творчество тех, кто подчинял свой талант: «Но только лиры милой не отдам». Характерной чертой художественной и общественной

Шантаж

ст. 163 "Вымогательство" УК РФ

Фрикинг

Несанкционированное получение информации при помощи электронных устройств, технических средств снятия информации, а также путем подключения к телекоммуникациооным сетям.

ч. 2 ст. 138 " Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений" УК РФ

1. Анализ бтржевых отчетов консультантов и аудиторов, финансовые отчеты и документы, находящиеся в распоряжении маклеров. 2. Беседы с носителями информации без нарушения закона.

Подслушивание, слежка

Прослушивание деловых и личных телефонных и инных переговоров руководителей компании конкурента , осуществление наружного наблюдения за ними.

ч. 1 ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений)

1. Сбор информации, содержащейся в СМИ, включая официальные документы, заявление должностых лиц, опровержение сведений, распространенных о конкуренте. 2. Беседы с носителями информации без нарушения закона.

Внедрение или вербовка агента

Трудоустройство в компании-конкуренте конкретных лиц либо привлечения к сотрудничеству работников этой комапнии для содействия в получении секретной либо компрометрирующей ее иноформации.

ст. 183 " Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих комерческую тайну" УК РФ

1.Поиск сведений, сообщенных публично бывшими служащими конкурента. 2. Изучение оъявлений конкурента, размещенных в СМИ, Интернете и тд. 3. Беседы с носителями информации без нарушения закона.

Хищение

Похищение документов или продукции конкурента.

ст. 158 "Кража" УК РФ ч. 1 ст. 325 УК Рф (похищение, повреждение документов, штампов, печатей)

1. Анализ изделий конкурентов, отзовы клиентов, обсуждения в профессиональных сообществах. 2. Посещение ярморок и выставок, устраиваемых конкурентами, изучение издаваемых ими брошюр.

Несанкционированное проникноение

Тайное физическое проникновение на объект конкурента с целью изучения обстановки либо похищения инфорации.

ч. 1 ст. 330 "Самоуправство" УК РФ

Диверсия

Временный или постоянный вывод из строя образцов продукции, людей и предприятий конкурентов.

ст. 167 " Умышленное уничтожение или повреждение имущества" УК РФ ст. 281 " Диверсия" УК РФ

Альтернативного метода, сопоставимого с результативностью, здесь нет, но одним из вариантов может быть анализ слабостей конкурента и последующее использование их в своей рекламе, а так же иногда PR-атака, проводимая в нужный момент в рамках закона.

часть - по территориальному (Дальневосточная республика, Туркестанская АССР). Они развивались, меняли границы, конституции. Некоторые исчезали, другие рождались. Но при этом господствовала одна тенденция: строительство народами своей национальной государственности. Движение было стремительным: вырвались на свободу творческие силы, томившиеся веками. Не все увидели в этом быстро меняющемся процессе его главную организующую черту. Лила безутешные слезы по «единой, неделимой России» белогвардейская эмиграция. Многие западные политики, напротив, с удовлетворением наблюдали распад грозного «евразийского колосса». На малые, слабые страны они смотрели как на разменную монету в политической игре великих держав. А Россия не только выбыла из их «клуба», но и превратилась в пирог, который, как им казалось, можно расчленять. Но на деле в результате противоречивых и острых национальных движений на месте старой России постепенно рождалось новое, невиданное единство народов, не исключавшее, а предполагавшее развитие всего многообразия языков, культур, способностей Лениным. Она была создана в борьбе, в сложных дискуссиях до революции, затем развивалась в ходе обобщения опыта решения национального вопроса после Октября. Краеугольный камень национальной программы составляло право каждого народа. При этом, разумеется, нельзя смешивать право ха самоопределение с целесообразностью отделения той или иной нации. Вопрос о6 этом, подчеркивал Ленин, партия должна решать применительно к каждому конкретному случаю, руководствуясь интересами общественного развития. Революция стала началом удивительно быстрых и глубоких изменений в национальных отношениях. Большинство на обломках Российской империи, были национальными. Они были тесно связаны и экономически, и традициями совместной борьбы, и решением общих оборонных, внешнеполитических задач, и общностью политического строя, судеб, интернационалистских принципов, единой Коммунистической партией. Таким образов имело и объективную основу, и огромный потенциал, что придавало национальным движениям на территории бывшей России в основном объединительный характер. Но действовали и сепаратистские, националистические силы. Однако они исторически и политически были связаны со свергнутыми режимами и широкой социальной почвы не имели. Актуальной для всей страны проблемой являлась хозяйственная консолидация трех Закавказских республик, нарушенная братоубийственными войнами периода гражданской войны. Укрепление национального мира, дружбы народов было очень важно. Так возникла идея - новой формы федеративного объединения: государственного союза самостоятельных республик. Предпосылки для него были: еще со времен подполья здесь действовал единый краевой комитет партии большевиков. В 1921-1926 гг. его возглавлял член, ставший вскоре одним из крупнейших партийных и государственных деятелей страны. Проект Закавказской федерации разрабатывался в жарких спорах. Их смысл не ограничивался различиями в подходах к региональным проблемам. Разногласия касались сути перемен, начавшихся в стране. Задачи восстановления экономики требовали объединения республик. Но не поведет или это к утрате их суверенитета (независимости)? Возникла и другая, тоже осознанная в то время и столь же важная проблема: применимы ли требования нэпа (хозрасчет, принцип продналога) в отношениях между республиками? Речь шла, следовательно, о преломлении в межнациональных отношениях тех изменений, которые нэп вносил в само понятие социализма. В ходе объединительного движения народов Закавказья столкнулись, таким образом, противоположные взгляды по наиболее существенным для страны в целом экономическим, политическим и теоретическим проблемам. Первые шаги политической и хозяйственной консолидации Закавказских республик были сделаны сразу после победы в них Советской власти (апрель 1920 г. - в Азербайджане, ноябрь - в Армении - в Грузии). Вначале было образовано, затем стало координироваться развитие других. Создавала условия для быстрого расцвета Закавказья с его благодатными внутренними ресурсами и международными связями. Однако некоторые руководители Закавказья, не умея рационально использовать богатые возможности края, стремились перенести решение многих сложных вопросов в Москву. Иждивенческие настроения в руководстве сопровождались подавлением инициативы снизу. То и другое было следствием командно-административной психологии, противоречив шей духу социалистического предпринимательства. Несмотря на трагическое состояние российской экономики, Ленин принял ряд мер по оказанию помощи Закавказским республикам, находящимся с РСФСР в договорных отношениях. Вместе с тем он указал эффективные экономические, «нэповские», средства кардинального решения проблем на месте. В неразрывной связи с ними Ленин высказал мысль и о необходимости «создать областной; обеспечение господства идеологии научного коммунизма. Вырваться из тисков отсталости - такова была первая задача культурной революции. При ее решении переплетались буржуазно-демократические преобразования, происходившие в развитых странах на почве буржуазных отношений, и собственно социалистическое обновление культуры. Очевидно, что такой ликбез был средством формирования новой политической культуры. Поэтому ликбезу в Советской стране с самого начала был придан большой политический смысл. Это естественно: между культурой и политикой, культурой и демократией - прямая связь. Ее остро и афористично выразил Ленин: «безграмотный стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке». Работа по преодолению неграмотности развернулась очень широко. Объединенные силы государства и общественности позволили к десятилетию Октябрьской революции поднять уровень грамотности народа почти в два раза: более половины населения страны в возрасте 9 лет и старше стали грамотными. Однако до полного преодоления этого зла было еще далеко. План ликвидации неграмотности взрослого населения оказался невыполненным. Причина состояла в постоянном пополнении неграмотных новыми поколениями людей, не учившимися в школе. Усилиями одного ликбеза невозможно было вычерпать море народной темноты. Радикальным средством должен был стать охват школьным образованием всех детей. Однако и для решения этой задачи требовалось время, а также немалые средства. В отдельных районах РСФСР с 1927 г. было школьного возраста (в то время с 9 лет). Развивалась и общеобразовательная средняя школа. После революции был дан решительный толчок строительству национальных школ, в которых дети разных народов страны обучались на родном языке, причем не только в своей республике, но и в других местах компактного проживания той или иной национальности. Для создания национальных школ и развития национальных культур в целом пришлось решать много сложных и специфических задач. Более 40 народов СССР впервые получили национальную письменность (а за ней постепенно и литературу, собственную интеллигенцию) после революции. Хотя целиком решить все эти задачи не было возможности, сдвиг здесь был очень значительным: начался процесс преодоления культурного неравенства народов. В 20-е гг. деятельность высших и средних специальных учебных заведений была нормализована. После революции их число очень выросло, причем в ряде случаев вузы открывались без необходимой материальной базы, не имели квалифицированных преподавателей. Тяга рабочих и крестьян к учебе была очень сильной. Государство шло им навстречу. Число техникумов и других средних учебных заведений, а также различных профессиональных школ и учащихся в них росло еще более ускоренными темпами, чем высшее образование. Для того чтобы помочь трудящимся в короткий срок приобрести необходимое для обучения в вузах общее образование, с 1919 г. начало шириться создание специальных учебных заведений - рабочих факультетов. Советское государство проявляло большую заботу о развитии научных исследований, сохранении и развитии сети научных учреждений. В 20-е гг. были получены значительные результаты в изучении природных богатств (Курской магнитной аномалии, запасов минерального сырья Кольского полуострова и т. п.). В эти же годы окончательно оформились научные школы таких выдающихся деятелей отечественной науки, как Н. И. Вавилов (генетика), В. И. Вернадский (геохимия, учение о биосфере), Н. Е. Жуковский (аэродинамика). А. Ф. Иоффе (физика), Н. К. Кольцов (биология), Н. Н. Лузин (математика), Д. Н. Прянишников (агрохимия). В бурных дискуссиях происходило и становление советского обществоведения широкого спектра гуманитарных наук. Так же была волна художественного творчества, которая на многие годы вперед определила содержание и формы развития всех отраслей искусства. Несмотря на мировоззренческие и творческие различия, всех истинных художников - писателей, композиторов, живописцев, скульпторов, архитекторов, актеров - роднила преданность искусству, в котором они видели выражение своей миссии служения народу. Чувством такого долга было пронизано и творчество тех, кто подчинял свой талант: «Но только лиры милой не отдам». Характерной чертой художественной и общественной

Кроме законных и незаконных методов получения информации существуют так называемые серые: копание в мусоре, проведение притворных переговоров с контрагентами либо соискателями вакансий, инициация притворных судебных процессов с целью получить доступ к документам конкурента, которые он обычно тщательно скрывает. Их применение не попадает под нормы уголовного законодательства, но может причинить вред репутации организации.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: с учетом развития информационной составляющей общества, все больше будут вытесняться «Джеймсы Бонды» в коммерческих разведках. Сама же конкурентная разведка (как и промышленный шпионаж) будет существовать столько, сколько будет существовать предпринимательская деятельность, ведь как сказал Сэмюэл Батлер «Всякая коммерция — это попытка предвидеть будущее». А конкурентная разведка – служба, которая призвана предвидеть будущее.

Список литературы:

1. Лемке Г.Э. //Коммерческая разведка для конкурентного превосходства.// М.: Московская финансово-промышленная академия, 2015. - 352 с. (серия «Безопасность бизнеса»).

2. Доронин А.И. //Бизнес-разведка. – 5-е изд., перераб. и доп. / М.: Издательство «Ось-89», 2014 – 704 с.

3. Джилад Б.// Конкурентная разведка. Как распознать внешние риски и управлять ситуацией. // СПб.: Питер, 2010. – 320 с.: ил. – (Серия «Практика менеджмента»).

4. Мелтон Г.К., Уоллес Р., Шлеззингер Г//. Искусство шпионажа: Тайная история спецтехники ЦРУ. / М.: Альпина Нонфикшн, 2015 - 470 с.

5. http://www.amulet-group.ru/ - //журнал «Бизнес разведка».

6.http://www.benchmarking.ru/ - //специализированный сервер по бенчмаркингу и конкурентной разведке.

Просмотров работы: 1853