Объектом исследования послужил рукописный вариант книги «Запись астрономических явлений» города Тобольска, хранящийся в фондах библиотеки редкой книги при Тобольском государственном музее-заповеднике (рук., паспортный номер КП 12530).
Памятник является оригинальным жанром старорусской письменности, смежным по форме изложения материала с записными, окладными и переписными книгами, дневниками, в которых велись записи всех происходящих в стране и городе событий. Содержание памятника построено на чередовании в равной степени рукописного материала и сопровождающих его рисунков, иллюстрирующих описываемое астрономическое явление.
«Запись астрономическихъ явлений……» как жанр имела свои зачинные формулы, свойственные для дневниковых записей. В них входили следующие составляющие: указание на день и год события, максимально точное время и место описываемого: «Лhта 1738 годγ декабря, 4 день было знаменiе в нощи в третий часъ над болшимъ домомъ явился столб а посреде его звезда а отнего видящее два меча внизъ концами над домомъ и виденiе было пять часов и только» (л. 132).
В памятнике представлен лексический материал, разнообразный по происхождению и семантической окрашенности. Мы видим, что еще в глубокой древности люди стремились постичь небесные просторы, узнать тайны других миров и свои наблюдения изложить на бумаге доступным, ясным языком. Без специальных средств наши предки изучали предметы солнечной системы и всегда стремились к новому, незнакомому, еще не изведанному. Текст «Записи астрономических явлений» полон подробных описаний с использованием различных характерных для языка XVIII века приемов. Красная строка, т.е. абзац, повествует о новом явлении. Абзацы не озаглавлены, но имеют строгий зачин, стандартный для ведения дневников. Описание каждого нового небесного явления начинается с указания числа и времени описываемого факта. Поэтому абзацы в какой-то степени стандартны в своем начале: «Лhта 725 ноября в 15 число в тоболску явися знамение сiе на небеси во 2 часU нощи и стояло до 3 часа до последней четверти а въ 4 часγ в 1 четверте скрылося и ста в первомъ сγществе яко же ωбычай прибытίй ближняго столника Андрея феωдоровича Нарышкина писано поего веленίю» (л. 118).
Отнесение текста источника к научным текстам относительно, так как содержание источников включает еще мало специальной терминологии. Но включение в текст более достоверных фактов по географии, астрономии с введением времени, дат, топонимов и антропонимов повышает их научный статус: «17 августа в 19 день / явилась Комета въ апре/ле и мае по три сγтки / а ход ея с самого севера / съ полγночи до востока / и безъявленна при солнце / а особою светла. знакъ / китайской службы. / Глава ея к северγ а хвост къ востоку » (л. 85).
Тексты неделового характера, каким является «Запись…» являются ценнейшим источником для изучения исторического словообразования, морфологии, синтаксиса и исторической стилистики: текст отображает морфологические варьирования как характерную особенность языка XVIII в.; старославянские и древнерусские морфологические варианты текстуально не дифференцированы; словообразование и синтаксис источника имеет ряд особенностей, характерных для языка начала XVIII в.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что старинные записи любознательного тоболяка о небесных светилах, звездах и метеоритах являются уникальным единственным лингвистическим источником, помогающим понять, как проходит процесс становления языковой нормы в Сибири, на отдаленной российской территории в период формирования русской нации.
Перспективным считаем рассмотрение текста позиций текстологического, стилистиеского, лингвокультурологического, структурно-системного и коммуникативно-прагматического анализов.
Источник
1. «Запись астрономических явлений…» [КП 12 530] Библиотека редкой книги при историко-архитектурном музее-заповеднике г. Тобольска.