ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Кадыков В.Р. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На пути взросления ребенок сталкивается с различными эмоциональными и стрессовыми ситуациями. Одним из основных стрессов ребенка является школа, которая меняет всё: компанию, образ жизни, распорядок дня. Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Отсюда – актуальность исследований развития эмоциональной сферы младших школьников. Раздражители, вызывавшие эмоциональные реакции у дошкольников, у школьников младших классов уже не действуют. Младший школьник тоже реагирует на задевающие его события, но у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции. Вследствие этого наблюдается отрыв экспрессии от переживаемой эмоции как в одну, так и в другую сторону: он может обнаруживать имеющиеся эмоции, так и изображать эмоции, им не переживаемые.

Система «ребенок-учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и к детям. Если в школе хорошо, значит и дома хорошо, и с детьми тоже хорошо. Учитель становится авторитетом. Меняются отношения в семье: ужесточение требований, связанных с учебой (домашнее задание, режим дня) возлагает на ребенка ответственность за самого себя. Воздержание от ситуативных импульсивных желаний и самоорганизация создают у ребенка чувство одиночества.

Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. По-прежнему продолжается бурное развитие и совершенствование «эмоционального языка» ребенка. В младшем школьном возрасте развивается собственная эмоциональная выразительность, что отражается в богатстве интонаций, оттенков мимики ребенка. Характерной особенностью младшего школьного возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное.

Со временем ребенок начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции (раздражение, зависть, огорчение), особенно когда он находится среди сверстников, боясь их осуждения. В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости — возрастает умение ребенка владеть своими чувствами.

Изменяется его социальный статус — он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками. Если раньше основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации. Происходят изменения в психической сфере ребенка.

Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Нужно, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал, и тут неоценимую пользу может принести щенок, котенок или другое животное, за которым ребенок ухаживает сам и по отношению к которому он является «старшим». Важно не создавать условия для развития отрицательных эмоций, но не менее важно не задавить положительные — ведь именно положительные эмоции лежат в основе нравственности и творческих способностей человека.

Результаты исследований ученых показали специфику эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Младшие школьники, находятся в промежуточной стадии взросления, их преследуют одни за другими эмоциональные потрясения, начиная от бредовых страхов темноты и переходя к страху быть осужденным окружающими (после вхождения в коллектив школьного класса). Страхи могут негативно повлиять на процесс социального развития детей младшего школьного возраста. Поэтому в борьбе с ними следует использовать различные игры с детьми, проводить беседы и помнить, что каждый страх имеет собственную периодичность, а значит нужно не допустить его закрепления.

Младшие школьники остро реагируют на все события, поступающие к ним извне. Поэтому дети младшего школьного возраста чаще склонны к проявлению агрессии вербальной или физической, дети становятся подозрительны к собственному окружению.

Младший школьник отличается крайней эмоциональной впечатлительностью. Только положительные эмоции у ребенка младшего школьного возраста зарождают в нем нравственные и творческие способности. Чувство морали и ответственности закладывается в ребенке непосредственно из коллектива при условии сохранения положительных чувств школьника. Родителям, воспитателям, учителям важно выработать в детях способность изменять происходящее в положительную сторону. Нельзя позволить чувствам обиды и другим негативным проявлениям в ребенке завладеть его эмоциональным состоянием.

Прививать навык моральных и нравственных качеств невозможно только словестным путем, нужно подталкивать ребенка к ситуациям, в которых ему придется принимать верное решение. Верное не только для окружающих, но и для самого школьника. Задачей воспитателя стоит регулировать это немаловажный процесс.

Просмотров работы: 558