ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Забалуева М.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование у учащихся универсальных учебных действий в процессе образования является для современной школы одной из ведущих педагогических задач. Это связано, прежде всего, с введением в практику образования федеральных государственных образовательных стандартов, в которых формирование универсальных у учащихся учебных действий является одним из видов метапредметных результатов образования.

Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий, которые ему помогут в дальнейшей практической жизни. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику на первое место выходят формирование у обучающихся умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всего этого можно достичь путём сознательного, активного освоения учащимися общественного опыта, знаний, умений и навыков, соответствующих видам целенаправленных действий, то есть сформированных и применённых в тесной связи с активными действиями самих учащихся [5].

Волков Б. С. считает, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. Главным на уроке становится коммуникативное сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению [2,с. 102-104].

Автор-составитель словаря-справочника по педагогике В. А. Мижериков пишет, что в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального и общественного опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [6, с. 75].

Особое значение на ступени начального образования имеет формирование коммуникативных УУД. В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.

По мнению психолога А. Г. Асмолова, коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; диалогическое и монологическое умения; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра контроль, коррекция, оценка его действий;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка[1, с. 30-31].

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.

Выделяются следующие преимущества совместной (групповой) работы:

  • возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;

  • на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

  • возрастает сплоченность класса;

  • ученик более точно оценивает свои возможности;

  • дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт и так далее;

  • желание вступать в контакт с окружающими;

  • знание правил и норм, которым необходимо следовать при общении с окружающими;

  • умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.

Коллективное или парное взаимодействие детей между собой очень благоприятно влияет на общую атмосферу в классе, между учащимися устанавливаются доверие, взаимопонимание, дружелюбное отношение, творческое сотрудничество, где все учащиеся имеют равные права и обязанности. В группе с развитой коммуникацией каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, выстраивать свою речь грамотно и аргументировано, высказывать свою точку зрения уметь договариваться. [3, с. 232].

Главными показателями развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе можно считать:

  • умение договариваться, находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах;

  • умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение,

  • умение и убеждать, и уступать;

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов,

  • умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

  • способность брать на себя инициативу в организации совместного действия,

  • осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

На примере работы с учебником русского языка В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого по учебно-методическому комплексу «Школа России» при изучении предложения, можно использовать следующие задания, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий (смотрите приложение 1):

1. Составить предложение из заданных, несвязанных между собой слов и записать любое из полученных в тетрадь: Солнышко, светит, ярко, осеннее

2. Определить наиболее полное предложение, более точно доносящее главную мысль:

Солнышко светит.

Ярко светит солнышко.

Осеннее солнышко ярко светит.

Предлагается обосновать свой выбор полным ответом.

3. Объяснить смысл пословиц о языке: «Язык впереди ног бежит», «Острый язык змею из гнезда выманит». Предложения необходимо записать и выделить основу.

4. Взаимоконтроль, взаимопроверка. Учащиеся могут:

– проверить друг у друга выполнение устного или письменного задания;

– задать друг другу или всему классу вопросы по теме «Главные члены предложения»

– проанализировать работу своего одноклассника;

– оценить работу товарища по заданным критериям.

5. Работа в парах. Пары совместно составляют предложения из слов, записанных на доске, а также подчеркивают основу полученного предложения:

- земля, голая, промерзла;

- закружились, крупные, воздухе, снежинки, в;

- снег, повалил, хлопьями, крупными.

После выполнения задания одна из пар выходит к доске и объясняет свою точку зрения, подкрепляя ее правилами из учебника.

6. Составить и записать ответы, на вопросы, используя данные слова:

1. Где росла рябина? (у школы)

2.Кто прилетел к рябине? (дрозды)

3. Что делали птицы? (стали клевать, рябины, ягоды)

7. Фронтальный опрос при подведении итогов урока:

- Что нового узнали о предложении?

- Что такое основа?

- Сможете ли вы объяснить товарищу, что такое предложение и основа предложения?

Так же на уроке предлагаются нестандартные виды работы, например эксперимент, который направлен на осознание смысловой роли главных членов в предложении. При выполнении данного эксперимента учащиеся могут обсуждать полученный результат, делиться своими выводами с одноклассниками и отстаивать свою точку зрения, подкрепляя ее правилами учебника [4, с. 29-30] .

Современные стандарты образования шагают в ногу со временем и не отстают от быстроразвивающегося информационного общества, основой которого является понятие коммуникации. Сформированность у младших школьников коммуникативных учебных действий обеспечивает высокую успешность учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, здоровую и дружественную атмосферу класса, активное взаимодействие учащихся между собой. Данные УУД помогают детям не только в рамках усвоения школьной программы, но и в жизни. Если коммутативные УУД будут сформированы в полной мере, школьник будет способен взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, также ребёнку легче адаптироваться в современном обществе, успешно выполнять разные социальные роли в группе и коллективе.

Приложение 1

Русский язык

2 класс

Тип урока: открытие нового знания.

Тема урока: «Главные члены предложения»

Цель урока: ознакомить с существенными признаками главных членов предложения, способствовать развитию умения определять главные члены в предложении, развитию устной и письменной речи, памяти, мышления, формированию навыков грамотного письма.

Основные термины и понятия: члены предложения, главные члены, основа, главная мысль.

Планируемый результат

Предметные умения:

- находить главные члены (основу) предложения;

- обозначать графически грамматическую основу.

Личностные УУД:

- мотивация учебной деятельности;

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- формирование социальной роли ученика.

Коммуникативные УУД:

- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- уметь слушать и понимать точку зрения друг друга.

Организация пространства

Формы работы:

  • фронтальная

  • работа в парах

  • индивидуальная

Ресурсы:

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. «Русский язык», 2класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 1.

  • Презентация

  • Мультимедийное оборудование

Этапы урока

Формируемые умения

Слайды

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Актуализация знаний.

1.Навык аккуратного каллиграфичного письма.

2.Навык правильного написания словарных слов.

3.Развитие памяти.

4.Доброжелательное отношение к одноклассникам.

5.Воспитание культуры общения.

№3

№4,5

№6

№7

Минутка чистописания

Предлагает выполнить самомассаж рук.

Пропись буквы Ч ч

Словарная работа.

Знакомит с ходом выполнения работы

Ветер, скоро, русский, весело, рисунок, здравствуй, столица, работа.

Орфографическая минутка

Предлагает устно продолжить начатые ряды 2-3 словами.

(Запись на доске: Добрый день, _дра_ствуйте,…

Пр_щайте, до встречи,…)

Выполняют самомассаж под стихотворение:

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну.

Руки я затем помою, пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики, пусть бегут, как зайчики.

Самостоятельно прописывают в тетрадях буквы.

Выполняют задания, пишут словарные слова с комментированием.

Определяют признак подбора и подбирают слова.

Затем учащиеся поворачиваются друг к другу и здороваются друг с другом, желая друг другу хорошего дня.

2.Мотивация к деят-ти.

1.Построение грамотной устной и письменной речи.

2.Развитие логического мышления.

3.Умение высказывать свою точку зрения.

4.Умение работать с источником информации.

№8

Предлагает выполнить упр. 29 на с.29 (учебник). Прочитайте слова, подумайте, какие предложения можно составить из данных слов?

Солнышко, светит, ярко, осеннее

Просит сосчитать слова в предложении, спрашивает, можно ли сказать, что здесь четыре члена предложения.

Просит прочитать правило в учебнике и сравнить с тем, что они сказали.

Читают слова, составляют предложение.

Считают слова и члены предложения.

Делают вывод о том, что все слова в предложении связаны и помогают друг другу лучше передать мысль.

Читают сведения о языке (учебник, с.29)

3. Организация познавательной деятельности

1.Умение формулировать учебную цель и учебные задачи.

2.Умение делать вывод.

3.Умение работать с источником информации.

4.Построение грамотной устной и письменной речи.

№9

№10

1.Формулирование темы урока.

Предлагает прочитать тему урока на с.29 и подумать том, что они могут узнать о ней.

2. Наблюдение за значением и ролью главных членов предложения.

Помогает сопоставить предложения по вопросам (упр. 30)

Солнышко светит.

Ярко светит солнышко.

Осеннее солнышко ярко светит.

- какие слова повторяются в каждом предложении?

- понятен ли будет смысл, если убрать эту пару слов?

- как вы думаете, какое значение они имеют для всего предложения?

-как такие члены предложения будут называться и почему?

Предлагает подчеркнуть главные члены одной чертой.

Читают тему, обсуждают возможные цели урока.

Сравнивают предложения, делают вывод о том, что слова солнышко светит повторяются, читают сведения о языке (учебник, с.30)

(В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения)

   

№11,12

Разминка для глаз

Выполняют разминку

4. Закрепление и включение в систему знаний. Работа в парах.

1.Умение самостоятельного открытия нового знания.

2.Умение работы в паре.

3.Способность к объективной оценке одноклассника по заданному эталону.

4.Построение грамотной устной и письменной речи.

№13

№14

№15

№16

1.Проводит эксперимент с целью определения того, что главные члены предложения называются главными потому, что они составляют основу предложения (учебник, упр.31)

Осенью журавли улетают на юг.

2.Упражнение в определении главных членов предложения.

Диктует предложения:

Язык впереди ног бежит. Острый язык змею из гнезда выманит.

Просит объяснить значение пословиц.

Первое предложение учитель вместе с учащимися выполняет с помощью эксперимента на доске, для наглядности. Второе предложение предлагается сделать самостоятельно.

Выполняется взаимопроверка.

3.Работа в парах.

Предлагает парам совместно составить предложения из слов, записанных на доске, а также подчеркнуть основу:

- земля, голая, промерзла;

- закружились, крупные, воздухе, снежинки, в;

- снег, повалил, хлопьями, крупными.

Выполняют задания, делают вывод (предложение имеет свою грамматическую основу, основу предложения составляют главные члены предложения), записывают предложение.

Вместе с учителем проговаривают алгоритм эксперимента. Записывают предложения, выделяют основу.

Соседи по парте проверяют работы друг друга.

Составляют предложения из слов каждой строки. Подчеркивают одной чертой, о чем говорится в каждом предложении.

Одна из пар выходит к доске и объясняет свою точку зрения, подкрепляя ее правилами из учебника.

5. Рефлексия учебной деятельности

1.Способность к самооценке.

2.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3.Владение монологической и диалогической формами речи.

№17

№18

Подведение итогов урока.

Закрепление изученных на уроке правил.

Правила на доске написаны с пропусками, заполнить которые должны дети.

- Что нового узнали о предложении?

- Что такое основа?

- Сможете ли вы объяснить товарищу, что такое предложение и основа предложения?

Заполняют пропуски в правилах.

Выполняют самопроверку:

- «!» - молодец, все выполнил верно;

- «+» - хорошо, но есть неграмотно составленные предложения;

- «?» - ошибок много, нужна помощь учителя.

-В предложении все слова являются членами предложения.

-Основа это главные члены предложения.

-Да.

  1. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: «От действия к мысли»/ Асмолов А. Г. – М.: «Просвещение» - 2011. – 159 с.

  2. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие / Б. С. Волков, – 2-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 343 с.

  3. Обучение и развитие: (Экспериментально-педагогическое исследование) / под ред. Л. В. Занкова. – М.: Педагогика, 1995. – 440 с.

  4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Учебник для общеобразовательных учреждений. «Русский язык». 2класс, часть 1. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий  М.: «Просвещение» – 2013. – 143с.

  5. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Стандарты второго поколения // М.: «Просвещение». - 2009.

  6. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков, под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Высш. шк., 2004. – 197 с.

Просмотров работы: 373