РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ САМПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕФЛЕКСИЯ КАК СПОСОБ САМПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Кунаева Д.А. 1
1Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В связи с реформированием и модернизацией современной системы образования проявляется все больший интерес к важности и необходимости формирования полноценной и самодостаточной личности обучающегося. В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной жизненной позицией. Главная цель образования на современном этапе – воспитание ученика, способного к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию.

Вспомогательным, но неотъемлемым моментом современного урока становится рефлексия, причем не только рефлексия учителя, но и рефлексия учащихся. Введение рефлексии школьника еще на стадии начального обучения способствует его становлению как субъекта учения, превращает ученика в учащегося, способного самостоятельно осуществлять учебную деятельность, при этом совершенствуя свои действия.

Зачастую ученики не испытывают потребности в осознании своего продвижения в освоении нового знания, не находят причин своих проблем, не в состоянии оценить должным образом результатов своей деятельности, потому что не владеют процессом рефлексии, а он заключается в учебных действиях самоконтроля и самооценки. Данные свойства не присваиваются при рождении, их человек развивает. Поэтому начинать обучение рефлексии следует уже с младшего школьного возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают, как они это делают и что с ними происходит.

Рефлексия (от латинского reflexio – «обращение назад») – понятие, возникшее в философии и означавшее процесс размышления человека о том, что происходило в его собственном сознании. Ю.М. Романенко определяет рефлексию как «существенное и принципиальное действие разума по возвращению к себе самому благодаря отражению от границы, полагаемой между ним и миром в процессе познания. Рефлектируя условия и результаты познания внешнего мира, … разум приходит к внутреннему самопознанию. Рефлексия есть способность разума направлять и приводить себя в единство в процессе взаимодействия с многообразием отдельных вещей».[1]

В виду того, что именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами учеников», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов, рефлексии в педагогической практике в настоящее время уделяется достаточно много внимания. Однако возможности этой группы технологий используются далеко не полностью, так как при использовании различных приемов рефлексии педагоги делают акцент на выяснение эмоционального состояния учеников, отслеживание его динамики в ходе урока или учебного курса. При этом зачастую вне их внимания остается важность рефлексивного материала, касающегося, например, того, как воспринимается сам педагог, субъективная ценность учебного материала, пройденного на уроке, или того, как сам учащийся оценивает свое продвижение в освоении предмета или личностное развитие.

Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого.[2] Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик – учитель». Рефлексия может стать фундаментом для всего образовательного процесса.

Идеи педагогического управления процессами воссоздания способностей учащихся через овладение ими объективной структурой «воспроизводящей деятельности» с опорой на его активные силы развиваются в концепции учебной деятельности. В фундаменте концепции лежит идея обеспечения условий превращения учащегося в субъект деятельности. Теоретический рефлексирующий тип мышления, а, следовательно, развитая способность к рефлексии формируется, по мнению В.В. Давыдова, в процессе решения учебных задач как общих способов решения задач определенного класса, усвоения обобщенных способов действий в сфере научных понятий. На этой основе происходят качественные изменения в психическом развитии учащихся. С точки зрения этой концепции правомерно включить в структуру рефлексивных способностей умения анализировать свои учебные действия, сравнение нескольких способов учебной работы, способности к самоконтролю и самооценке своей деятельности.

Трудность диагностики способности обучающегося к рефлексии связана со сложностью ее структуры. В настоящее время разрабатываются диагностические средства изучения регуляционного компонента рефлексии, т.е. самоконтроля способов выполнения деятельности. А.К. Маркова выделяет диагностические возможности устного и письменного опроса, дающего возможность отследить:

1) состояние учебных действий (Каким способом ты выполнял задание? Какие способы здесь возможны? Сравни их);

2) уровень планирующего самоконтроля (Перед выполнением задания определи, из каких способов будет состоять работа. Назови их);

3) адекватная и дифференцированная самооценка (Какие действия, способы для тебя были труднее, легче? Какие упущения ты видишь в своей работе? Что бы ты сам поставил себе за ответ?). [3]

Проведение опроса как диалога обращает его в короткий диагностический обучающий эксперимент, откуда можно получить сведения о достигнутом уровне знания и области его ближайшего развития, выявить способы работы, условия и факторы перехода ученика с одного уровня на другой. Метод устного опроса позволяет отследить, какими способами владеет или не владеет учащийся, его способность к самоконтролю и самооценки, готовность к самокоррекции, умение искать и находить причины своих ошибок. А.К. Маркова указывает на диагностические возможности контрольных работ. Их важно составлять таким образом, чтобы выявлять способы решения, преобразуя их в критериально ориентированные тесты.[3]

У учащихся рефлексия – форма познания и самопознания, способ удовлетворения своих познавательных потребностей и учебных мотивов, оценочная деятельность своих учебных достижений и неудач.Согласно К.Я. Вазиной, рефлексия, направленная на осознание внутреннего мира человека, постоянно исследует степень его гармонизации:

  • состояние равновесия;

  • доброжелательность отношения к миру, к себе;

  • самоуважение, забота о себе, защиту себя;

  • овладение культурой и ее практическое использование;

  • интенсивность, насыщенность процесса творчества [4].

Значительное место в структуре рефлексивной деятельности учащихся занимают такие условия как:

  • выполнение учебных заданий, включающих в себя рефлексию, направленных на самоанализ учебных действий;

  • использование в обучении инновационных методов контроля обучения:

  • портфолио (дневника учебных достижений), метода проектов и др.;

  • фиксирование учащимися своего учебного продвижения (саморазвития) после каждого урока (заполнение учащимися специальных таблиц, составление графиков, введение в них учащимися условных обозначений) и их анализ;

  • введение специальных уроков по развитию навыков рефлексии, начиная с 1 класса обучения;

  • рефлексивная активность учащихся – стремление к анализу самого себя, своих учебных достижений, неудач, их причин, путей их преодоления.

На сегодняшний день рефлексия есть полноправная составляющая урока, улучшающая учебный процесс и акцентирующая личность ученика на уроке. Не смотря на это, процесс рефлексии должен быть всесторонним, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективной учебной работы в группе предполагает участие каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить оценивать корректно себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Из выше сказанного следует, что рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

При формировании самооценки ребенка, нельзя не обратить во внимание важность рефлексии и самокритичности, так как эти два понятия являются главными условиями возникновения цели к самосовершенствованию. Именно те ученики, которые демонстрируют рефлексивность при анализе собственных поступков и действий, достигают наиболее высокого уровня в интеллектуальном, познавательном и личном аспектах развития своей личности.

Список литературы
  1. Романенко Ю.М. Понятие «рефлексии» и «спекуляции» в античной философии / Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 3-12.

  2. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. [Текст] / С.С. Кашлев. - Мн.: Высшая школа, 2002. - 95с.

  3. Маркова А.К. Формирования мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983

  4. Вазина, К. Я. Место и роль рефлексии в саморазвитии человека / К. Я. Вазина // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск : сб. науч. трудов / под ред. Г. Д. Бухаровой. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2008. - Вып. 10. - С. 52-59.

5

Просмотров работы: 597