Главная проблема лиц с ограниченными возможностями выраженной в отклонениях в психическом развитии заключается в нарушении их связи с социумом, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и с другими людьми, в ограниченном общении с природой, недоступности культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Актуальность данной проблемы заключается в том, что люди с отклонениями в развитии не должны быть изолированы от здорового населения. Интеграция в общество молодых людей с ограниченными возможностями здоровья предполагает предоставление им не только прав, но и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни. Для включения в социум лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество им следует пройти курс социальной реабилитации, который поможет выработать условные типы поведения и так называемые «социальные рефлексы».
Для достижения социально-психологической интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья существует система социальной реабилитации, под которыми понимается совокупность отдельных мероприятий, которая в свою очередь направленна на предотвращение психологического барьера, а также на взаимодействия здоровых людей с инвалидами и это в свою очередь уменьшает риск появления дискриминации со стороны рядовых членов общества [1, с. 169].
При подобном социальном взаимодействии выстраивается канал коммуникации: внутри социальной группы инвалидов направленной на повышение собственной самооценки между инвалидами и здоровыми людьми, что в свою очередь улучшает интеграцию в обществе.
Имеет место появление новых ценностных ориентацией в обществе и государстве, что характеризуется созданием механизмов для проведения мероприятий способствующих выработке гуманистического восприятия со стороны всего общества. Все это связано с социально-психологическими особенностями лица с ограниченными возможностями [2, с. 192].
Рассмотрим некоторые психологические особенности развития лиц с ограниченными возможностями с диагнозом олигофрения.
Олигофрения это синдром врожденного психического дефекта, выражающегося в умственной отсталости по причине патологии головного мозга. Олигофрения проявляется прежде всего в отношении разума, речи, эмоций, воли, моторики. Для неё свойственен интеллект физически зрелого человека не достигший в своём развитии нормального уровня [5, с. 182].
Основными социально-психологическими особенностями являются:
1) Инертность (проявляется в пассивности и отсутствии мотивации и долгой организации «пространства вокруг себя»).
2) Инфантильность (незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам).
3) Ограниченное восприятие окружающей действительности (при характеристики объекта выявляется куда меньше признаков, чем у здорового человека).
При работе с данной категорией людей следует также учитывать, что их рабочее состояние, во время которого они могут усваивать какой либо материал всего 15 – 20 минут, затем же наступает утомление, интерес к какой либо деятельности пропадает.
Такие лица тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой. Монотонные действия, не механические, а связанные с интеллектуальным напряжением, еще быстрее утомляют их. Утомляясь они проявляют себя по разному: одни становятся вялыми и пассивными, иные же наоборот становятся более возбудимы и раздражительны. Поэтому чтобы вывести лиц с ограниченными возможностями здоровья из такого состояния стоит переключать их на практическую деятельность с предметами или на другие более облегченные и доступные задания.
Именно поэтому большое внимание при социальной реабилитации следует уделить социально-психологическим особенностям лиц с ограниченной возможностью ввиду того, что они являются основным элементом в формировании при проведении коррекционных программ.
В социальной реабилитации инвалидов с диагнозом олигофрения часто используются такие инновационные технологии как арт-терапия, музыкотерапия и трудотерапия.
Арт – терапия представляет собой совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и адаптации лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами. Особенная эффективность в процессе социальной реабилитации лиц с умственной отсталостью включает в себя: творческий опыт, осознания себя, развитие новых навыков и умений, позволяет этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строить свою жизнь [4].
Главной целью данной терапевтической деятельности является достижение положительных изменений в психологической сфере личности. Арт – терапия способствует снятию напряжения, пробуждению внутренних жизненных сил, формирование межличностных навыков; гармонизирует личностные ресурсы, облегчает социальную адаптацию. Именно творчество компенсирует все ограничения в развитии инвалидов.
Музыкальная терапия представляет собой контролируемое использование музыки реабилитации лиц страдающих от соматических и психических заболеваний, это метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно использовать для влияния на самочувствие человека.
Музыкальная терапия может быть включена в индивидуальную программу развития лиц с ограниченными возможностями здоровья в сочетании с другими видами коррекционной работы и с успехом использоваться в учреждениях социальной сферы. Технология музыкальной терапии очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у инвалидов по разным причинам.
Трудовая терапия является одним из методов медицинской реабилитации инвалидов, который по своей сути имеет не только медицинскую, но и ярко выраженную социальную направленность. Он оказывает благоприятное влияние на формирование круга ценностных ориентации и потребностей инвалидов, тем самым способствуя нормализации их взаимоотношений с окружающим миром. В процессе трудовой терапии инвалид, овладевая теми или иными приемами профессиональной деятельности, использует наиболее развитые качества, а недостаток одних компенсирует другими [3, с. 218].
Основная цель данной терапевтической методики – развитие и восстановление нарушенных функций, формирование хозяйственно-бытовых навыков по самообслуживанию, ведение домашнего хозяйства, выполнение трудовых упражнений. Главными в комплексе трудовой терапии являются упражнения, развивающие навыки самообслуживания (умывание, одевание, раздевание, бритье и др.), уборка помещений, работа в саду (огороде) и др.
Занятие трудом открывает перед инвалидами перспективу восстановления навыков общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности.
Список используемой литературы:
Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева // - М.: Аспект Пресс, 2013. - 363 c.
Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.В. Андриенко. Под ред. В.А. Сластенин // - М.: ИЦ Академия, 2012. - 264 c.
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. — М. : ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
Бибикова Н.В. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями посредством арт-терапии // В сборнике: Социокультурный менеджмент: содержание, проблемы, перспективы материалы III международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Ильина Н.А.. Ульяновск, 2014. С. 154-156.
Веракса, Н.Е. Социальная психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса // М.: ИЦ Академия, 2011. - 224 c.