СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лопатко А.П. 1, Шатохина И.В. 1
1Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, Россия.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный учебный процесс на этапе начальной школы ориентирован на развитие творческого потенциала ребёнка и формирование способности учащихся к таким навыкам, как самообразование и саморазвитие. В связи с этим важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий.

Чтобы более подробно говорить о коммуникативных универсальных учебных действиях, вспомним, что же такое коммуникация. Это сложный процесс, который состоит из взаимозависимых и взаимосвязанных между собой шагов, каждый из которых необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другим людям [5]. В формировании коммуникативных навыков важнейшую роль играет такой предмет, как русский язык. В его рамках обеспечивается как общая направленность работы на обучение общению в устной и письменной форме, так и понимание мысли собеседника и стремление предельно понятно донести свой замысел.

Система работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий должна быть выстроена так, чтобы учитывались психолого-физиологические особенности детей, материал должен быть ребенку посильным и доступным, и практически направленным. Для этого следует использовать разнообразные виды письменных работ с младшими школьниками: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант. Перечисленные выше виды работ следует проводить в определённой системе, начиная с таких, которые требуют от обучающихся меньшей самостоятельности. Рассмотрим компоненты системы работы более подробно.

Первой ступенькой в этой работе, является творческое списывание. Творческое списывание, прежде всего, должно быть осознанным. Осознанным оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, могут его пересказать, объяснить правописание слов с уже известными им орфограммами. Творческое списывание обычно усложняется заданиями, связанными с развитием речи. В ходе работы над текстом детям предлагается подобрать пропущенные слова, провести орфографический разбор, затем списать текст. Например: Наступила...осень. Выпал ... снег. Он покрыл... землю, деревья, крыши домов (и т.д.).

Творческий диктант может быть проведён на уроках закрепления и проверки знаний учащихся. Творческий диктант с введением в него требуемых заданием орфограмм близок к творческому списыванию. При творческом диктанте учащиеся воспринимают текст на слух, после чего тут же, чтобы не отстать от класса, дети подбирают нужное слово для вставки. Например: Было (жаркое, тёплое) лето. Собака бежала по (зелёному, пёстрому) лугу. Вдруг в (высокой, сочной) траве она увидел (маленьких, слабых) зайчат, (и т.д.) (Слова в скобках - дети подбирают сами).

Переходной ступенькой к изложению является свободный диктант. Он способствует развитию умения уловить ход мыслей автора, запомнить их последовательность и связь. Для свободного диктанта необходим сюжетный текст.

Одним из важнейших навыков, которым должны овладеть обучающиеся к концу начальной школы, является умение обосновывать правильное написание слов и расстановку знаков препинания. А для этого необходимо научиться видеть опознавательные признаки орфограммы и условия выбора написания [4]. Для формирования этого навыка используются различные виды работ:

  • упражнения типа списывания, обычно осложненного грамматико-орфографическими заданиями (осложненное списывание текста без пропуска букв и осложненное списывание текста, в котором пропущены орфограммы);

  • диктанты различных видов, сопровождаемые орфографическим разбором - орфографический, объяснительный, предупредительный, выборочный, распределительный, творческий, обучающе-проверочный диктант «Проверяю себя», зрительный, разные виды словарных диктантов, где дается задание на конструирование предложений и словосочетаний с ними;

  • письмо по памяти;

  • использование перфокарт, сигнальных карточек;

  • письмо с проговариванием (здесь работают и механическая память, и непроизвольное запоминание, это обеспечивает большой объем написанного и предупреждение ошибок);

  • «орфографические пятиминутки» и «минутки чистописания»;

  • контрольное списывание;

  • словарно-орфографическая работа «по следам ошибок»;

  • различные виды работ с взаимопроверкой и самопроверкой;

  • корректурные упражнения;

  • комментированное письмо;

  • буквенные и цифровые диктанты;

  • проведение работ над ошибками, где формируется умение классифицировать орфограммы.

Эффективным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках русского языка является использование различных дидактических игр [1]. Дидактическая игра – это игра только для учащегося, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Приведем примеры некоторых дидактических игр, которые можно применять на коммуникативно-ориентированных уроках русского языка:

  1. Игра «Шифровальщики». Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. Ход: играют в парах, один ребенок в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений. Тому, кто отгадывает, предстоит не только отгадать слова, но и выбрать лишнее слово в каждой группе.

  2. На этапе актуализации знаний можно использовать игру «Почтальон», которая способствует расширению словарного запаса, развитию фонематического слуха, профилактике дисграфии. Ход: почтальон раздает группе детей (по 3-4 человека) приглашения. Учащиеся определяют, куда их пригласили. Задания: объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова; составить предложения, используя данные слова.

3. На этапе закрепления проводятся такие игры:

  • «Поход в гости» проводится в паре: один ученик «строит дом» из падежей, а его сосед заселяет этот дом словами, верно склоняя их при этом.

  • «Скажи по-другому». Цель: игра учит детей подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу; даёт навыки общения. Ход игры. Взрослый говорит: «У одного мальчика было плохое настроение». Какими словами его можно описать? (Печальный, грустный) Да, слова печальный, грустный – это слова, близкие по значению, «слова-друзья». Послушайте, какие я назову предложения: «Дождь идет (льёт)», «Мальчик идёт (шагает)». Какое слово повторялось? (Идёт) Давайте попробуем заменить слово идёт. Весна идёт. Как можно сказать по-другому? (Наступает) Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания: чистый воздух (свежий); чистая вода (прозрачная); чистая посуда (вымытая); самолёт сел (приземлился); солнце село (зашло); река бежит (течёт, струится); мальчик бежит (мчится, несётся). Как сказать одним словом: очень большой – громадный, огромный; очень маленький – малюсенький.

При использовании дидактической игры на уроках необходимо учитывать индивидуально особенности учащихся, уровень их успеваемости, обучаемости [2]. При работе со слабыми учащимися очень эффективно использование различных сочетаний форм организации на уроках. Так, при самостоятельной работе всего класса, возможна индивидуальная работа со слабоуспевающим у доски с целью разъяснения правил игры, выполнения с учащимся 1–2 игровых действия с последующим предложением окончания игры по карточке за своим рабочим столом. Показывает свою эффективность в данном случае и парная работа учащихся, так учитель может организовать работу слабого ученика в паре с сильным, который помогает первому выполнить игровые действия.

Таким образом, мы видим, что предмет русский язык дает огромные возможности для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Применение вышеназванных и других методов позволяет прослеживать позитивную динамику уровня коммуникативных УУД учащихся, наблюдать тенденцию роста качества знаний при выполнении контрольных срезов, итогового контроля [3]. По результатам выполнения учащимися творческих работ можно выявить качественные изменения в содержании, структуре, речевом оформлении работ учащихся, проследить рост числа учащихся, которые стали выполнять работу без речевых ошибок, на более высоком уровне.

Список использованной литературы:

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли – М.: Просвещение – 2011.

  2. Дьяченко В.И. Сотрудничество в обучении – М.: Просвещение, 2014.

  3. Ладыженская Т. А. Речь – М.: Педагогика, 2012.

  4. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов, М.: Просвещение, 2011.

  5. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении.– Томск: Пеленг, 1993.

Просмотров работы: 267