Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Современной школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Эксперты и аналитики, занимающиеся вопросами образования, в последние годы не устают повторять: если мы хотим, чтобы выпускники наших школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять начальному образованию детей.
Начав развивать в детях навыки научно-исследовательской работы уже в первых-четвертых классах, учителя средней школы замечают в своих учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. А это значит, что работать с такими детьми будет не только легче, но увлекательнее и приятнее.
Во внеурочной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле. Основной формой организации внеурочной деятельности школьников является проектная деятельность учащихся.
Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
Проекты в младших классах – это трудно? Да! Но всё-таки это возможно. Ведь именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих - наставника.
В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личности:
- Общение;
- Деятельность;
- Познание;
- Рефлексия.
Действительно, исследуя нюансы включения ребенка младших классов в проектную деятельность возникает множество трудностей.
В связи с вышесказанным проектная деятельность может показаться многим (относительно данного возраста) несерьёзной, игровой. Но здесь возникает противоречие, т.к. именно этот возраст потенциален для закладки фундаментальных основ исследовательской деятельности и мотивационной ориентации ребёнка. Вопрос заключается лишь в правильном подборе методов и приёмов формирования исследовательской компетенции, адекватных возрастным особенностям младшего школьника .
Возможно ли объединение классно-урочной и проектной формы занятий?
Такой вопрос выносит А.В. Хуторской — автор современного учебника по дидактике — как тему для обсуждения со студентами. И действительно для современных реформ в образовании этот вопрос является, пожалуй, центральным.
Во-первых, использование метода проектов в практике советской школы привело «к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей, и данный метод был исключен из школы вместе с его преимуществами». «Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике».
Во-вторых, реализация глобальных проектов, рассчитанных на организацию работы учащихся во внеурочное время, для ряда школ затруднительна. Поскольку работа учителя с учащимися во внеурочное время не оплачивается. В школах, из-за их переполненности, возникают проблемы с помещением, где можно вести консультации и т.д.
Таким образом, возникает проблема, которая заключается в том, чтобы найти способ поддержания должного равновесия между классно-урочной формой обучения и проектной.
Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать в воспитательной и внеурочной работе как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом.
Довольно часто возникает вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?».
Во-первых, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:
- цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,
- цель исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
Проект – это, по сути дела, просто специальное задание, план, замысел, путь решения проблем, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, отношение, книга, фильм, модель, сценарий, презентация и т.д.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с легкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах – это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.
Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается связь между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и большей части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Еще одним из минусов является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения.
Плюсы проектной технологии
- Навыки самообразования;
-Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и самоконтроля;
- Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А так же интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями;
- Метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.