В многоразветвленной цепи литературных жанров свое достойное место занимают жанры,функциональное назначение которых – служить прямым проводником памяти, ее непосредственным выражением. К таким жанрам в литературоведении принято относить следующие мемуарные жанры: мемуары, записки, записные книжки, автобиографии, некрологи, дневники. Без обращения к этому бесценному наследию трудно понять современное состояние языка и литературы.
Жанр дневника – один из древнейших жанров в литературе, первые сведения о котором восходят к истокам письменности. В России начало дневника как жанра мемуарной литературы связано с временем принятия христианства на Руси и начала путешествий русских людей по святым местам: в Палестину, Афон и Константинополь. Эти путешествия и нашли отражение в особой литературе – паломнической, а именно – в хождениях («Хождение» игумена Даниила, 1106-1108 гг.; «Книга паломник» Добрыни Ядрейковича, 1200-1204 гг.; «Хождение» Стефана Новгородца; «Хождение на Ферраро-Флорентийский собор», 1438-1439 гг.; «Хождение» Василия Позднякова, 1558-1561 гг.; «Хождение» Трифона Коробейникова, 1593-1594 гг.; «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и др.).
Распространяется дневниковая форма в русской и европейской литературе в конце XVIII в. и связано с развитием сентиментализма. Повышение интереса к внутреннему миру личности (сентиментализм) приводило к свойственной дневнику исповедальности, самонаблюдению, самоанализу, т.к. содержание дневника составляли анализ мировоззрения, духовного состояния.
К форме дневника обращались авторы «путешествий» (жанра, разработанного Л.Стерном в «Сентиментальном путешествии» [Кожевникова 1987: 46] и привившегося впоследствии на русской почве – В. Измайлов, «Путешествие в полуденную Россию», 1800-1802 гг., «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева и др.). «Углубленное изображение внутреннего мира героев, усиление психологизма, чувственности, рефлексии приближает путешествие к жанру дневника» [Кожевникова 1987: 46].
Исторические перемены внутри российского государства и во внешней политике, вторжение светского начала повсюду, где раньше господствовали вековые предрассудки и догмы религиозной морали, успехи образования, научно-прикладных знаний, книгопечатания, развившаяся потребность в чтении – периода Просвещения XVIII в. усиливало интерес к внутреннему миру человека. Появляются «Дневник происшествий» Г.А. Скопина (1762–1796), «Дневник» Платона (П.Г. Левшина) (1763–1765), «Журнал путешествия его высокородия господина статского советника и ордена Св.Станислава кавалера Н.А.Демидова по иностранным государствам…» (1771–1773), «Из дневника масона» А.Я. Ильина (1775–1776), «Дневник путешествия в Западную Европу» Н.М. Строгановой (1780–1781) и др. Несмотря на все различия содержательной стороны названных дневников, их объединяет усиленный психологизм, субъективность мировосприятия, приоритетная направленность на изображение душевных порывов, предельная искренность высказываний.
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовойв одно из значений понятия «дневник» вкладывается следующее: 1) дневник – записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день [Ожегов, Шведова 2003: 168].
Дневниковые записи воссоздают как события, так и внутреннее состояние личности, поэтому демонстрируют отдельные знаковые черты социокультурного пространства своей эпохи, помогают переосмыслить проблемные области русской культуры, истории, социологии, глубже понять духовный мир человека. Автор дневника зачастую дает творческую и непредвзятую оценку того, что происходит в его душе и мире в целом.
Таким образом, дневник выступает как уникальная форма самосознания личности и постижения всей эпохи. Наличие этого жанра в литературе является показателем не только состояния общества, но и культуры на определенном этапе ее развития.
Научная литература
1. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевниковой и др. – М., 1987.
2. Лихачев Д.С. Прошлое – будущему. – Л., 1985. – С. 64-65.
3. Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – С. 168.