РОЛЬ ГРЕКО-РИМСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ГРЕКО-РИМСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ

Панкратова Е.К. 1
1Московский педагогический государственный университет, Ставропольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность темы для дизайнера, в том, что греко-римская скульптура, по сегодняшний день используется в интерьере. Она может быть ключевым предметом любого интерьера. Для современного дизайнера очень важно знать истоки искусства, одним из которых и является греко-римская скульптура. Так же студенты дизайнеры, учась основам портретного рисунка, используют греческие и римские бюсты и скульптуры, как своих натурщиков. Это несомненно является ещё одним показателем актуальности этой темы.

«Античной» культурой издревле называют греко-римскую эпоху, которая послужила колыбелью для всего современного искусства. Это именно та тема, которая, по моему мнению, никогда не потеряет актуальность. Всем давно известно, что с историей нельзя не считаться, то что это было до нас, не уменьшает её великой роли в развитии современности. Если рассматривать Древнегреческую и Древнеримскую культуру более детально, то становится ясно, что главным для студента дизайнера, является искусство. Живопись, архитектура, фрески, декоративно-прикладное искусство и конечно скульптура. Какая актуальность у греко-римской скульптуры в современном интерьере? Для ответа на этот вопрос стоит рассмотреть развитие Древнегреческой и Древнеримской скульптуры.

Особенности развития скульптуры в Древней Греции.

Крито-Микенская цивилизация является одной из самых древних основоположниц традиционной древнегреческой культуры. Возникновение критской (микенской) культуры принято считать 3-2 тысячелетие до н.э. Особенностью скульптуры того времени считается отсутствие монументальной скульптуры.

Также в оформлении скульптуры почти не было наружных ниш и портиков, а самое главное, что старательно избегались открытые пространства, именно поэтому все скульптуры были небольших размеров, так как их прямым назначением были помещения, зачастую покои. Часто, фигура располагалась на фоне пейзажа. Основными материалами являлись бронза, фаянс, глина и слоновая кость.

Следующим периодом развития греческой скульптуры с VII в. до VI н.э. принято считать Гомеровским. В это время бытовал геометрический стиль, который отразился и на скульптуре. Скульптуры изображают богов, героев, атлетов, всадников и животных, в их мелкой пластике чётко просматриваются геометрические формы. Для этих изделий использовалось глина, бронза и кость.

Период Архаики (VI – V века до н.э.) Греки позаимствовали многое из культур, с которыми они соприкасались. Скульпторы стремились найти идеальную форму, приблизить скульптурное изображение к эстетическому идеалу. Появляются два основных типа одиночной скульптуры – это изваяние задрапированной девушки – коры и скульптура обнажённого молодого человека – куроса. Также появились многофигурные скульптурные композиции и рельефы.

В период архаики скульптуру и архитектуру в некоторых моментах можно рассматривать как совокупность. Особенно это просматривается в храмах, где снаружи располагались рельефы, а внутри были расположены статуи божества, в храме посвященному ему. Изваяния изображали не только богов, но и известных мифических героев, таких как Персей, Геракл и других.

Расцветом древней Греции по праву считается классический период (480 – 323 до н.э.). Основной задачей скульпторов того времени было правдивое изображение человека, это было изображение героя, который победил в персидской войне, человек энергичный, сильный и полон достоинства, тот, кто защитил граждан полиса. Монументальность, соблюдение пропорций, изображение идеальных людей, именно это отличает творение скульпторов тех времен. Во время эпохи кризиса полиса, в IV в. до н.э., скульптура древней Греции шагает вперёд. Появляется интерес к личности, даже в изображении богов читается истинно человеческие чувства. Именно в эту эпоху появляется первое обнажённое изображение Афродиты. Пропорции тела были более лёгкими и удлинёнными.

В эпоху эллинизма тенденции в греческой скульптуре продолжают её развитие. Мастера проявляют интерес к чувствам, к человеческой личности. Скульптуры того времени отличаются своей динамикой и выразительностью. Тем самым придавая греческому скульптурному портрету более реалистичный вид.

Скульптура Классического периода (480 – 323 до н.э.). Особенностью этого периода является монументальность, соблюдение пропорций, изображение идеальных людей и героев.

Скульптура эпохи кризиса полиса (IV в. до н.э) Появляется интерес к личности, первое обнажённое изображение. Пропорции тела более лёгкие и удлинённые.

Особенности развития скульптуры древнего Рима

Скульптура Рима царского периода IIX-VIв. до н.э. Очень сложно говорить о скульптуре и культуре древнего Рима того времени, так как первое время своего появления, находясь под влиянием этрусков, уже тогда можно заметить преобладание реализма в скульптурах, что несомненно отразилось в будущем.

Скульптура Римской республики была эмоционально скупа, создавалась впечатление отстранённости, некой замкнутой холодности образа, возможно, виной тому послужило воспроизведение посмертной маски во время процесса создания скульптуры. В данный период создавалась значительное количество рельефов, храмов и колон, они отличаются реалистичностью и неким изяществом. Главным достоинством этой эпохи является скульптурный портрет, который поражает своей реалистичностью.

Скульптура Римской империи. Во время эпохи империи римляне украшали свой дом скульптурами своих предков, императора и конечно же богов. Скорее всего, из-за этого мы и можем наблюдать такое количество сохранившихся скульптурных изображений того времени. Обратив внимание на триумфальные колонны, украшенные барельефами можно многое узнать о военных походах, героях, трофеях и подвигах. Стоит отметить суровость и грубость с которой были выполнены статуи императоров, это было одной из-за задач мастеров, изобразить сильного и жесткого правителя. Изваяние римских императоров поражали своей атлетичностью, они были высокими, что не всегда соответствовало действительностью. Зачастую скульптуре божества присваивали лицо императора, правящего на тот момент. Для римского скульптурного изображения была характерна детальная «прорисовка» лица, это могли быть морщины, ярко выраженная носогубная складка, неправильной формы нос, несовершенная линия роста волос, всё то, что предавало индивидуальность человеку, было присуще и его скульптуре.

Скульптура Рима царского периода IIX-VIв. до н.э. Была эмоционально скупа, создавалась впечатление отстранённости, некой замкнутой холодности образа. Главным достоинством являлся реалистичный скульптурный портрет.

Скульптура Римской империи (I-Vв. До н.э.) характкрными особенностями скульптуры этого периода была суровость и грубость, статуи императоров изображали сильного и жесткого правителя. Скульптуре божества присваивали лицо императора. Применялась детальная «прорисовка» лица.

Сравнение древнегреческой и древнеримской скульптуры.

Стремление греков к полному идеалу, совершенству форм, линий и черт лица, полностью противоречило римским изваянием, где мастера не сглаживали и не скрывали недостатки, а выставляли их на всеобщее обозрение. Но несмотря ни на что, греческое восхищение человеком, доведения его до идеала не может не захватывать дух. Смотря правде в глаза, римская скульптура была прекрасной, не менее, чем греческая, но смогли бы римские мастера добиться такого величия без греков? Этот вопрос будет мучить людей не одно столетие. Но бессмысленно отрицать, что греческая скульптура внесла неоценимый вклад создание классической, римской скульптуры. Можно считать, что римская скульптура, это продолжение греческой, особенно, если обратить внимание на скульптуру периода эллинизма в древней Греции. Точно сказать можно только одно, скульптура древней Греции и скульптура древнего Рима, хотя и имеет множества отличий, с первого взгляда очень похожи, но, если присмотреться поближе, абсолютно разные.

Скульптура тогда, так же, как и сейчас служила украшением, декоративным решением и несомненно, особой «изюминкой» интерьеров в Греции и Риме, также как служит и сейчас. Мы можем увидеть греко-римские скульптуры в современном мире в садах, в миниатюрных статуэтках, в виде фонтанов. Древние античные скульптуры не утратили своей величественности. А главное, не потеряли своей актуальности, они по-прежнему завораживают. Использование в интерьере копией такой скульптуре не будет чем-то новым, потому что это то, что использовалось для дизайна интерьера всегда. Это то, что будет цениться и через множество лет, в любом интерьере. Как дизайнер, я бы использовала греко-римскую скульптуру для оформления интерьера в стиле классическом, дворцовом, современной классике, а также в самом популярном на сегодняшний день смешанном стиле. С точки зрения современного человека искусство – вечно, будет то скульптура, живопись или архитектура, опыт прошедших веков и их достижения, всегда будут памятны и велики. Они всегда будут ценными. Я считаю, что исторически значимый объект не может испортить не один интерьер.

Использованные источники

  1. www.studmed.ru/docs/document4468/content

  2. revolution.allbest.ru/culture/00385661_0.html

  3. ya-simkina.narod.ru/R9-3.htm

  4. helpiks.org/6-50762.html

  5. muzei-mira.com/sculpture/1629-skulptura-drevnego-r...foto-i-opisanie.html

Просмотров работы: 595