Так, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года довольно четко отражены требования к нынешней школе и обоснован социальный заказ: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения и нести за них ответственность. Таким образом, от школы на сегодняшний день ожидают выпускников, способных на протяжении всей жизни извлекать новые знания [1].
Личностно-ориентированное обучение является составной частью педагогического процесса. Помочь ученикам в абсолютной мере продемонстрировать свои способности и возможности, развить инициативность, независимость, творческий потенциал - одна из важнейших задач современной школы [4].
Неотъемлемым условием и инструментом реализации личностно-ориентированного образования в школе выступает индивидуализация учебного процесса. Индивидуализация обучения обусловлена тем, что степень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинакова. Учащиеся, объединённые вместе лишь по возрастному принципу, без учета их умственных и персональных способностей, не могут равномерно и в одинаковой степени продвигаться вперед в овладении знаниями. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до полутора часов.
Одни учащиеся не располагают соответствующей данному возрасту гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в освоении учебного материала. У таких учеников пропадает мотивация к учёбе, возникает негативное отношение к ней. Не лучше положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на среднего ученика. Дети со временем привыкают к легкости выполнения учебных заданий, а первые трудности вызывают у них растерянность, неуверенность в себе. Поэтому задача достижения предельно высокой успеваемости каждым учеником может быть решена на основе исследования индивидуальных особенностей обучающихся при личностно-ориентированном подходе [5].
Педагог в своей работе должен учитывать подлинные учебные возможности всех учащихся с целью организации плодотворной деятельности всего класса. Зная возможности всех учеников, можно правильно регулировать учебную нагрузку, реализовывать дифференцированный подход, так как для развития учебных возможностей учащихся решающую роль играет дифференциация заданий [6]. Для этого необходимо составлять разноуровневые задания при формировании знаний и умений учащихся на уроке и для выполнения домашнего задания. К уроку контроля подбирать задания разных уровней с учетом подготовленности ребят по предмету, индивидуального развития. При проверке знаний и умений использовать тесты, тренинги. Предлагая дифференцированные задания, дать возможность справиться с ними, проверить силы, поддерживать интерес к учению [3]. Таким образом, можно уделить достаточное внимание каждому ребенку и добиться действительно высоких результатов обучения.
Список использованной литературы.
Приказ Минобразования России от 11.02.2002 N 393. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2002.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
Бухаткина М. Ю. Технология разноуровневого обучения в начальной школе. - М., Просвещение, 2009.
Коротаева Е. В. Личностно-ориентированное обучение // Народное образование. – 2010.
Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе./ М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе/ И.С. Якиманская.- М., 2000.