ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Белова Д.С. 1
1ЮФУ, Академия психологии и педагогики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из ведущих целей Федерального государственного образовательного стандарта стал переход от знаниевой парадигмы к парадигме личностного развития с целью того, чтобы на выходе из школы ученик был самостоятельным, инициативным, ответственным, активным, уверенным в себе, успешным в будущем, чтобы у него был широкий круг общения и интересов [2]. Проанализировав психолого-педагогическую литературу последних лет, достоверно можно сказать, что этот вопрос находится под пристальным вниманием ученых, педагогов и родителей школьников.

Так, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года довольно четко отражены требования к нынешней школе и обоснован социальный заказ: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения и нести за них ответственность. Таким образом, от школы на сегодняшний день ожидают выпускников, способных на протяжении всей жизни извлекать новые знания [1].

Личностно-ориентированное обучение является составной частью педагогического процесса. Помочь ученикам в абсолютной мере продемонстрировать свои способности и возможности, развить инициативность, независимость, творческий потенциал - одна из важнейших задач современной школы [4].

Неотъемлемым условием и инструментом реализации личностно-ориентированного образования в школе выступает индивидуализация учебного процесса. Индивидуализация обучения обусловлена тем, что степень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинакова. Учащиеся, объединённые вместе лишь по возрастному принципу, без учета их умственных и персональных способностей, не могут равномерно и в одинаковой степени продвигаться вперед в овладении знаниями. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до полутора часов.

Одни учащиеся не располагают соответствующей данному возрасту гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в освоении учебного материала. У таких учеников пропадает мотивация к учёбе, возникает негативное отношение к ней. Не лучше положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на среднего ученика. Дети со временем привыкают к легкости выполнения учебных заданий, а первые трудности вызывают у них растерянность, неуверенность в себе. Поэтому задача достижения предельно высокой успеваемости каждым учеником может быть решена на основе исследования индивидуальных особенностей обучающихся при личностно-ориентированном подходе [5].

Педагог в своей работе должен учитывать подлинные учебные возможности всех учащихся с целью организации плодотворной деятельности всего класса. Зная возможности всех учеников, можно правильно регулировать учебную нагрузку, реализовывать дифференцированный подход, так как для развития учебных возможностей учащихся решающую роль играет дифференциация заданий [6]. Для этого необходимо составлять разноуровневые задания при формировании знаний и умений учащихся на уроке и для выполнения домашнего задания. К уроку контроля подбирать задания разных уровней с учетом подготовленности ребят по предмету, индивидуального развития. При проверке знаний и умений использовать тесты, тренинги. Предлагая дифференцированные задания, дать возможность справиться с ними, проверить силы, поддерживать интерес к учению [3]. Таким образом, можно уделить достаточное внимание каждому ребенку и добиться действительно высоких результатов обучения.

Список использованной литературы.

  1. Приказ Минобразования России от 11.02.2002 N 393. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст]/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2002.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2010.

  3. Бухаткина М. Ю. Технология разноуровневого обучения в начальной школе. - М., Просвещение, 2009.

  4. Коротаева Е. В. Личностно-ориентированное обучение // Народное образование. – 2010.

  5. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе./ М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2000.

  6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе/ И.С. Якиманская.- М., 2000.

Просмотров работы: 323