Основной темой культуры во всем мире и фундаментальной основой в искусстве стало понятие любви. С древних времен явление любви классифицируют, анализируют многие видные деятели психологии, философии, культуры и искусства. Так, например, Аристотель определял целью любви дружбу: «Любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него, а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага» [1, 46]. Великий классик мировой литературы Л.Н.Толстой считал, что «любовь есть единственная разумная деятельность человека» [2, 78], и предостерегал о бережном отношении к ней, как к нежному ростку, проявляющемуся в душе человека. Немецкий социолог и философ Э.Фромм определял две формы любви. Первая форма «предполагает проявление интереса и заботы…» [3, 32], т.е. все чувства, душевное тепло можно направить на различные объекты человека или питомца, идею или картину. Любовь усиливает ощущение красоты и полноты жизни. По принципу бытия этот процесс является плодотворным. Вторая форма «… не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её» [3, 33], по принципу обладания является неплодотворной и лишает объект собственной любви, свободы, держит его под контролем.
Читая произведения художественной литературы, очень часто задаешься вопросом: «В чем смысл жизни героев?». На этот вопрос пытаются ответить многие писатели в своих произведениях: М.А.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», И.Гончаров в романе «Обломов», Б.Васильев в повести «А зори здесь тихие» и др. Все эти произведения абсолютно разные по своей тематике, но объединяет их только одно – любовь. В произведении «Мастер и Маргарита» М.А.Булгаков писал о любви между мужчиной и женщиной, в произведении «А зори здесь тихие…», Б.Васильев в повести «А зори здесь тихие» - о любви к Родине,
И.Гончаров в произведении «Обломов» - о любви человека к самому себе.
В чем же состоит смысл жизни человека? На этот вопрос сложно ответить и прийти к общему мнению, потому что каждый человек сам определяет суть своей жизни.
Любить кого-то, самого себя или же любить свою Родину. С самого раннего детства вплоть до самой смерти человек в своем сознании формирует идеалы и образы, которые находят свое отражение в его мыслях. Как человек ответит себе на этот вопрос, так и сложится его личная жизнь и сформируется его миропонимание. Есть такие люди, которые полностью отдают себя чувству любви. Например, в произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер, главный герой романа, нашел свою возлюбленную с первого взгляда, но не решался с ней заговорить. Когда Маргарита первой заговорила с ним, они оба поняли, что «…любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих» [4, 105]. Их жизнь протекала от встречи к встрече: она приходила к нему каждый день, и первым делом готовила ему завтрак, а перед этим Мастер очень ждал очередной приход Маргариты, он переставлял на столе предметы, потом ждал у окна, хлопала калитка и у Мастера сердце начинало биться чаще. Все счастье Маргариты заключалось только в Мастере.
Кто-то считает, что любовь - это страдания. Кто-то утверждает, что любовь делает людей счастливыми и благодарными друг другу за терпение и уважение в столь самоотверженном подвиге. Третьи полагают, что проблема любви заключается в способности любить, а не в проблеме выбора идеала и объекта любви. В этом человечеству даны большие возможности. Не существует таких людей, у которых бы не было дара любви. Ведь жизнь каждому человеку как раз дана, чтобы он этот дар, талант развивал и приумножал. Это действительно талант, который можно закопать (из страха быть непонятым), а можно культивировать и приумножать.
Отвечая на вопрос: «В чем смысл жизни?» можно сказать, что только в любви есть смысл жизни. Каждый человек стремится к межличностным отношениям, которые определяются его сугубо личным миропониманием. Каждый человек имеет право на свои доводы, у каждого человека своя философия, определяемая его темпераментом и окружением.
Таким образом, любовь необходимо рассматривать как индивидуальный способ восприятия и чувствования жизни, в результате которого любовь, как лакмусовая бумажка, выступает важным показателем счастья.
Список использованной литературы:
1. Аристотель. Риторика. Книга II. – СПб.: Изд-во «Азбука», 2000, 46с.
2. Толстой Л. Н. О жизни. Бесплатная электронная библиотека OwnLib.ru. 78 с.
3. Фромм, Эрих Зелигманн. Иметь или быть. Серия «Новая философия». - М.; АСТ, 2014..
4. Булгаков М. «Мастер и Маргарита». - М.: Русская классика, – 1984. 105 с.
3