ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ

Третьякова Е.Д. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема исследования мотивации к занятиям физической культурой и спортом в молодежной среде давно является предметом научных исследований. В то же время вопросы, связанные с включением людей разных возрастных групп в занятия адаптивным спортом изучены недостаточно.

Цель исследования заключалась в выявлении особенностей мотивов занятий адаптивным спортом у студентов в сравнении с мотивами школьников.

В исследовании участвовало одиннадцать легкоатлетов двух нозологических категорий (глухие, а также с нарушением опорно-двигательного аппарата), занимающихся на базе ДЮСАШ г. Екатеринбурга.

В ходе исследования использовался модифицированный стандартизованный опросник по изучению мотивации спортивной деятельности, разработанный Dieter Teipel и Reinhild Kemper, учеными институтов психологии физической культуры г. Кологна Германии [5].

Результаты исследования. Выявлено, что в число ведущих мотивов студентов-спортсменов и школьников-спортсменов вошли: укрепление здоровья, воспитание характера, желание улучшать свои результаты. В силу этого можно заключить, что базовыми долговременными мотивами занятий легкой атлетикой для студентов-спортсменов с ограниченными возможностями здоровья являются те, которые на прямую связаны со спецификой спортивной деятельности.

Наряду с этим, исходя из полученных данных, можно отметить, что для студентов-спортсменов, характерны такие мотивы, которые связаны с эмоциональным положительным отношением к спортивной деятельности: нравится вид спорта, получаю удовольствие от выполнения задач, поставленных тренером, испытываю чувство удовлетворенности после занятий.

В то время как для спортсменов-школьников положительными мотивами являются те, которые связаны с взаимоотношениями: нравится то, как со мной общается тренер, нравится общение в спортивной секции, а так же с тренировочным процессом: удовольствие тренироваться, поддерживать свою спортивную форму.

Интересно отметить такой факт, что у студентов-спортсменов в числе ведущих мотивов оказался профессиональный мотив – «занимаюсь, чтобы в будущем самому стать успешным тренером», в то время как у школьников данный мотив является наименее выражен. На наш взгляд, это говорит о том, что в период студенчества происходит профессиональное самоопределение, поэтому положительная мотивация и достижение высоких спортивных разрядов студентов-паралимпийцев на соревнованиях приводят их к осознанию важности адаптивного спорта и стремлению к передаче своего опыта. На данный факт также обращают внимание Филиппова С.О. и Митин А.Е. [4].

К числу наименее значимых мотивов к занятиям легкой атлетикой у школьников было отмечено следующее: родители убеждают меня в пользе занятий, занятия помогают лучше учиться в школе, распределять время. Данные факты говорят о том, что позиция родителей в отношении адаптивного спорта, скорее всего противоречивая, они не препятствуют, но и не стимулируют и не убеждают своих детей заниматься спортом.

У студентов с ограниченными возможностями здоровья в число наименее значимых мотивов вошли: я могу иметь дополнительные привилегии в вузе/колледже, я могу стать известным (знаменитым), мне нравится ощущать себя лидером. Полученные данные свидетельствуют, что мотивы личностно-престижные (известность, лидерство, привилегии), которые достаточно ярко выражены в спорте, не характерны для студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, можно утверждать, что полученные результаты дают важную информацию для тренеров о понимании формирования мотивов к занятиям адаптивным спортом у студентов-спортсменов, а так же их изменении в процессе занятий легкой атлетикой.

Список литературы

  1. Болотников А.А., Архипов Е.Ю., Трусова Л.А. Cтуденческий спорт: проблемы и способы их решения// Матер. Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития современного студенческого спорта». Казань, 2013. С. 22-23.

  2. Митин А.Е. Изучение мотивов к занятиям баскетболом у спортсменов-колясочников - основа разработки гуманитарных технологий для повышения эффективности тренировочного процесса//Адаптивная физическая культура. 2011. Т. 46. № 2--. С. 12-13.

  3. Рипа М.Д., Козлова М.А., Козлов А.В. Личность учителя (преподавателя, тренера) как главный фактор формирования мотивов и интересов учащихся к занятиям адаптивной физической культурой и спортом// Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. 2012. № 3. С. 76-81.

  4. Филиппова С.О., Митин А.Е. Профессиональное образование спортсменов-инвалидов в области адаптивной физической культуры //Адаптивная физическая культура. 2013. № 4 (56). С. 19-21.

  5. Dieter Teipel, Reinhild Kemper. Specific Motivational Aspects in Female Soccer Referees// 12 European Congress of Sport Psychology 4- 9 september 2007, Halkidiki, Greece, Book of abstract. – p.362.

Просмотров работы: 407