КАРТОН КАК АКТУАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ В СОЗДАНИИ ГРАВЮРЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КАРТОН КАК АКТУАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ В СОЗДАНИИ ГРАВЮРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

КАРТОН КАК АКТУАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ В СОДАНИИ ГРАВЮРЫ

Дмитриева Т. С., научный руководитель Пепеляева В. Л.

НовГУ,

ВеликийНовгород, Россия

CARDBOARD US THE RELEVANT MATERIAL IN THE CREATION OF PRINTS

T. Dmitrieva, scientific director Pepelyaeva V. L.

NovSU,

VelikyNovgorod, Russia

Для выполнения гравюры существуют различные материалы. Среди них картон является самым распространенным и доступным, самым дешевым и удобным для работы материалом. Существует много разных сортов картона с различными свойствами и весь он пригоден для гравирования. [3]

Данная тема весьма актуальна, так как гравюра на картоне, вместе с линогравюрой занимает ведущее место в учебном и творческом процессе на занятиях в школе из-за относительной простоты и безопасности техники гравирования. Также этот вид гравюры отличается простотой получения оттисков при широких изобразительных возможностях и своеобразием художественного языка. Это — наиболее доступный вид графики для учащихся младшего и среднего школьного возраста.

Гравюра на картоне – особая графическая техника. По способу печати ее чаще относят к выпуклой гравюре. Изобрел гравюру на картоне в 1924 году советский художник К. В. Кузнецов. Использование дешевого материала, получение с одной печатной формы абсолютно разных оттисков, богатство и разнообразие изобразительных средств, способствовали распространению этой графической техники. В качестве материала для печатной формы используется картон различной плотности, но лучше всего пользоваться твердым, с гладкой поверхностью, например, оргалитом. Гравируют на картоне ножом или офортной иглой, другие инструменты больше рвут, чем прорезают поверхность. Особенность работы заключается в том, что картон можно косо срезать или срывать его верхний слой на разную глубину; разрушать его иглой, ножом, наждачной бумагой; соскабливать и выжигать; делать сквозные прорезы; наклеивать аппликационно другие материалы и т. п. В оттиске получаются пятна разной фактуры и насыщенности. [1]

По технике исполнения гравюра на картоне сходна с ксилографией, но обладает особыми, присущими только ей свойствами. Если гравюра на дереве позволяет художнику получать большое количество одинаковых оттисков с одной печатной формы, то в гравюре на картоне каждый отпечаток различен и уникален. К тому же, эта техника позволяет добиться необычайного фактурного богатства. Гравюра на картоне по технике исполнения доступна для широкого круга любителей графики, позволяет художнику получать переходы от белого до глубокого черного цвета. При удачном выборе приемов гравирования получают мягкий, живописный оттиск.

В гравюре на картоне многое зависит от нанесения краски при печати. Оттиски обычно выходят неодинаковые. Качественных оттисков, отвечающих замыслу художника, бывает очень мало, печатная форма быстро забивается краской. Этого можно избежать, если после каждого оттиска смывать разбавителем (yайт cпирит) остаток краски.

Чтобы сделать форму более стойкой, ее покрывают клеем ПВА или лаком для грунтовки картона. Но все равно этот вид высокой гравюры остается менее всего тиражным и более всего зависит от мастерства графика. В этом отношении гравюра на картоне приближается к монотипии. [1]

необходимо помнить о технике безопасности, чтобы избежать возможных неприятностей. Большое значение имеет правильное расположение кистей рук. Принято левую (не режущую) руку, придерживающую клише, держать ниже правой, рабочей руки. Это необходимо, потому что резец может сорваться, а в этом положении рук он не нанесет повреждений.

Перед работой необходимо поупражняться на маленьком кусочке картона, отработать глубину и форму штриха. Упражнения могут быть такими: 1) расположить несколько линий – с начала на одинаковом расстоянии друг от друга, затем, постепенно увеличивая это расстояние, довести частоту линий до максимальной разреженности; 2) перекрещивающиеся линии; 3) волнистые линии; 4)точечные линии; 5) линии по кругу и т.д.

В работе необходима последовательность. Гравирование лучше начинать сразу с ответственных мест. Полезно чередовать мелкую, «ювелирную» работу с выборкой больших плоскостей. Тогда отдыхает глаз, и работа идет продуктивней. [2]

Работа с картоном не требует особых затрат и не вызывает трудностей, так как это самый доступный, удобный и распространенный материал. Гравюра в такой технике получается в виде уникальных линий и пятен, благодаря фактуре самого картона. Обладая специфическими свойствами и возможностями использования дешевого материала и неограниченным диапазоном изобразительных средств, гравюра на картоне распространяется в учебной практике. Ее можно осваивать при самых минимальных затратах средств и времени на организацию и проведение занятий.

1. А. А. Лещинский «Основы графики» - Издательство «Гродно», 2003

2. В. Л. Пепеляева «Методические рекомендации к практическим заданиям по печатной графике» - Великий Новгород, 2009

3. 6. Артимекс, арт-центр и галерея современного искусства, гравюра на картоне (электронный ресурс) – URL: http://www.artimex.ru/gravyura-na-kartone

Просмотров работы: 392