КРАСОТА РУССКОЙ ПРИРОДЫ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КРАСОТА РУССКОЙ ПРИРОДЫ.

Калмыкова В.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Александр Сергеевич Пушкин — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.[2]

Стихотворение «Зимнее утро» написано Пушкиным в годы ссылки в Михайловском. Эти годы были наполнены не только горестным чувством одиночества и зависимости, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви и, самое главное, творческого вдохновения. Это чувство выражается в стихотворении в переливах разных эмоций, разных настроений: восторженное любование красотой природы и красотой подруги, веселый шутливый комплимент, обращенный к ней, и ощущение тепла и уюта дома, и мимолетное воспоминание о вчерашнем вьюжном вечере, и элегический вздох о минувшем лете и милых встречах под сенью густых лесов, и предчувствие минуты творческого вдохновения. [3]

Стихотворение написано очень быстро, в один день- 3 ноября 1829г. в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении В. И. Вульфа. В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа.[3]

Стихотворение «Зимнее утро» относится к жанру пейзажной лирики, так как природа передает переживания и эмоции героя. Данный жанр занимает важное место в творчестве Пушкина. Пейзажная лирика автора очень разнообразна. По мере взросления Пушкин раскрывал пейзажи с новой, более интересной стороны. Он любит природу и своими произведениями учит читателя восхищаться и любоваться ею. «Зимнее утро» относится к литературному течению романтизм. Уже по названию читатель ожидает что-то легкое и романтичное. «Зимнее утро» - в воображении возникают картины прекрасной русской природы, сверкающий снег и усыпанные инеем деревья.

Основная тема произведения красота русской природы. Так же автор поднимает тему соотношения настроения человека и природы. Данное произведение вызывает лишь положительные эмоции: радость, веселье, бодрость.

Стихотворение Пушкина «Зимнее утро» включено в программу Литературное чтение 2 и 3 класса, авторами которой являются Г.Н.Кудина и З.Н.Новлянская. Это произведение формирует у детей любовь к природе и Родине.

Стихотворение состоит из пяти строф, которые представляют собой шестистишия. Поэт начинает повествование со слов «Мороз и солнце; день чудесный!»[1], тем самым вызывает чувство радости у читателя. И сразу знакомит нас с лирическим героем, обращаясь к ней «Друг прелестный»[1], «Красавица»[1]. Автор предлагает прогуляться ей в такой солнечный день. Произведение Пушкин пишет приемом противопоставления, т.е. использует антитезу. Это мы замечаем уже во второй строфе. Радостное настроение автора сменилось на взволнованное. Чтобы это настроение передать читателю автор использует отрицательные эпитеты и олицетворения: «Вьюга злилась»[1], «Мгла носилась»[1], «И ты печальная сидела»[1], «Мутном небе»[1]. Так же присутствует сравнение «Луна, как бледное пятно»[1], что тоже наводит грусть и тоску. Но сегодня все иначе. В третьей и четвертой строфе Пушкин использует положительные эпитеты: «великолепными коврами»[1], «прозрачный лес»[1], «веселым треском»[1], «янтарным блеском»[1]. Автор возвращает читателю радостное настроение. Пушкин плавно переходит от описания природы к описанию теплой, уютной комнаты.

«Вся комната янтарным блескомОзарена. Веселым трескомТрещит затопленная печь.»[1]

В этих строках часто употребляются звуки [т], [р] и при прочтении мы как будто слышим треск печи. Автор употребил прием звукописи – аллитерацию.

Но вскоре мы опять сталкиваемся с противопоставлением, которое придает бодрости при прочтении:

«Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?».[1]

Автор приглашает свою возлюбленную посетить его любимые места, обращаясь к ней «Друг милый»[1].

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Рифмовка стихотворения смешанная. Характер рифмы - точная. Первые две строки – женская рифма, т.е. с ударением на предпоследнем слоге в строке. Третья – мужская, т.е. с ударением на последнем слоге в строке. Четвертая и пятая – женская, шестая – мужская и так далее. В первой и второй строке смежная рифмовка «Мороз и солнце; день чудесный!Еще ты дремлешь, друг прелестный »[1], а далее - кольцевая рифмовка. (АББА) «Пора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу северной Авроры,Звездою севера явись!»[1]

Александр Сергеевич Пушкин много писал о природе, но, мне кажется, стихотворение «Зимнее Утро» одно из лучших его произведений о зиме. Оно полностью пронизано радостью, добротой и любовью к природе, к своей Родине. Контрасты непрерывно меняют настроение читателя, что заряжает бодростью и энергией. Все стихотворение читается на одном дыхании, так как все слова просты и понятны. При чтении каждую строчку можно представить, поскольку автор подробно описывает природу и свои эмоции.

Список литературы:

  1. Пушкин «Зимнее утро» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1829/0504.htm

  2. Пушкин Александр Сергеевич[Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

  3. История создания «Зимнее утро»[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=664722

ЗИМНЕЕ УТРО

Мороз и солнце; день чудесный!Еще ты дремлешь, друг прелестный —Пора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу северной Авроры,Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела,И ты печальная сидела —А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блескомОзарена. Веселым трескомТрещит затопленная печь.Приятно думать у лежанки.Но знаешь: не велеть ли в санкиКобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,Друг милый, предадимся бегуНетерпеливого коняИ навестим поля пустые,Леса, недавно столь густые,И берег, милый для меня.[1]

Просмотров работы: 279