ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ КАФЕ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ КАФЕ.

Ушаков Е.Д. 1
1РЭУ им. Г. В. Плеханова.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Развитие информационных систем привело к массовой автоматизации во всех экономических сферах, а также в сферах обслуживания. Большинство информации стало храниться в цифровом виде на вычислительных машинах, таким образом работа в области информационных технологий стала пересекаться с рядом других профессий для решения поставленных задач и адаптации продукта для конкретной области или профессии. Обычно совместные усилия нескольких профессий происходят на этапе формирования базы данных, которая есть в большинстве программных продуктов.Целью этой курсовой работы является разработка информационной системы для обслуживания посетителей Кафе. Было принято решение спроектировать базу данных “MS Access”, которая в дальнейшем будет использована в разработке программного продукта с использованием интегрированной среды разработки программного обеспечения “Visual Studio 2010” в качестве инструмента для хранения информации. В разработке на Visual Studio будет задействован язык программирования “C#” как основной, однако в некоторых местах будет задействован “Sql” для создания запросов и обращению к возможностям среды “MS Access”. Таким образом информационная система будет являться полноценным оконным приложением, где все таблицы и запросы будут иметь своё отдельное окно, к которым можно перейти с помощью выбора соответствующего пункта и элемента в горизонтальном меню главного окна приложения. В создании запросов будет использована не только автоматическая система сортировки с методом отбора указанным в коде, но и поиск с помощью инструмента textbox, который с помощью совмещения языков программирования “C#” и “Sql” будет задавать поиск по конкретному ключу или имени. Для более подробного разбора поставленной цели будет описано конкретное кафе “Метелица”.Автоматизация будет направлена на упрощённое ведения списка клиентов, меню, заказов, а также бронирования и создания чека. Отдельно будут созданы запросы для упрощённого поиска.Данная работа будет классическим примером с объединением сферы информационных технологий и сферы обслуживания, которая упростит создание некоторой информации о работе кафе и даст возможность быстрого поиска по определённым критериям, что станет одним из этапов развития кафе. К примеру, такие данные, как ведение vip клиентов, возможны только с помощью вычислительной машины, так как бумажное ведение будет не эффективным по причине высокого объёма изменяемой информации и затруднительным поиском по клиентам, такая же ситуация затрагивает и возможность бронирование столиков, ведь в любой момент клиент может перенести бронирование. Конечно многое зависит от посещаемости кафе, однако отсутствие таких разработок сильно усложняют работу с информацией.Данная разработка будет работать на операционной системе Windows XP и более новых версий, требовать минимальные технические характеристики, с которыми справляются большинство даже самых слабых вычислительных машин, что позволит кафе минимизировать затраты на вычислительную технику.Так были сформулированы основные поставленные задачи и цели, а также определены инструменты, которые будут задействованы в их решении, кроме того были указаны базовые методы по которым будет создаваться дальнейшая разработка информационной системы.

Глава 1 Описание кафеЦель и описание кафе

При реализации данной курсовой работы следует разобрать поставленные критерии к разработке информационной системе и определиться с информацией, которая будут задействована при создании базы данных для конкретного кафе.В качестве примера будет разобрано Кафе “Метелица” для которого будет разрабатываться данная информационная система. Классифицируем основные данные об этом Кафе:1. Расписание. Кафе работает с 9.00 вплоть до 23.00 без выходных и поэтому имеет сменный график работы среди рабочего персонала. Каждый понедельник происходит закупка сырья и товаров на перепродажу с учётом посещаемости в данный сезон.2. Маркетинг. Визуальное маркетинговое оформление пытается соответствовать для любого посетителя и не имеет направления под конкретную группу людей, за исключением праздничных дней в которые Кафе добавляет некоторые элементы декораций для большей посещаемости клиентов.3. Регулирование цен. Цены и печень меню также актуально как для посетителей с затруднительным финансовым положением, так и для высокобюджетного клиента, для которого есть необходимость ведения списка Vip клиентов, чтобы сделать посещаемость клиента с данной классификацией постоянной.4. Оборудование. Кафе имеет различное спецоборудование, которое необходимо для его существования. Для хранения некоторых товаров и сырья кафе применяет холодильные витрины, разных объёмов и моделей с температурным режимом от+3° до +8°. Также есть и вычислительная машина для которой как раз и будет разрабатываться данная программа.5. Профессиональные качества сотрудников. Официанты должны обладать коммуникативными качествами и знать некоторые заготовленные фразы, способствующие эффективности заказов и выборе наиболее прибыльных для кафе пунктов. Также официанты по регламенту обязаны знать детальную информацию о всех описанных в меню пунктах и их категориях.6. Кассовое обслуживание. В “Метелице” принимается как наличная оплата, так и оплата с кредитной пластиковой карты. Также кафе сотрудничает с банком “Коллекториат”, что позволяет бесплатно получить vip статус любому владельцу карты данного банка с условием оплаты исключительно через данную карту, а кафе в свою очередь имеет некоторый процент от выплат через неё. Каждый клиент после оплаты заказов будет получать чек, что будет также вестись и в базе данных разрабатываемой информационной системы.7. Акцессорные услуги. В них включены следующие пункты: стоянка для автомобилей, валютообменник, фотопечать и прочее услуги. Они будут находиться в пределах территории кафе.8. Элемент новинки. Установление меню в соответствии с статистикой спроса на марки кофе в России, которая необязательно будет являться заказной, а может находится в открытом доступе или составлена СМИ и изменять меню под наиболее актуальные и достоверные сведенья с учётом последних данных.В данной курсовой работе мы проанализируем основные технические действия для обслуживания персонала.

Кассовый аппарат.Кассовый аппарат хранит информацию о всех заказах и выдаёт чеки каждому клиенту. В чеке указывается вся информация о всех совершённых заказах из меню, также учитывается статус посетителя и то, был ли заранее забронирован столик или же клиент пришёл и воспользовался одним из свободных мест.

Меню.Меню составляется из таких разделов, как категория к которой принадлежит данный пункт, затем указывается наименование или же название товарной марки к которой принадлежит данный товар. После указывается стоимость по которой будет он продаваться.

Бронирование.В разделе бронирования должна вестись информация о том, какой номер столика был забронирован, кроме того указываться некая информация о клиенте, а также указываться время в которое он забронирован. По мимо основной информации также стоит создать пункт, который заполняется в том случае если клиент заранее определился с заказом и во избежание излишних ожиданий просит заранее подготовится к его приходу и осуществить своевременное осуществление заказанных пунктов из списка меню.

Клиенты.Для ведения раздела vip клиентов, а также информации о посетителях, которые решили воспользоваться бронированием должен вестись некий общий список клиентов с указанием таких данных, как имя клиента и его фамилия. Должна храниться информация о статусе к которому он принадлежит, так как человек который пользовался бронированием может не принадлежать к списку посетителей, кроме того список может изменятся и быть готовым к тому, что посетитель может исключаться из списка vip клиентов и через какое-то время восстанавливаться в своём статусе и чтобы не тратить время на многократное перезаполненные списка клиентов следует хранить данные о бывших vip клиентах, что может быть полезным и для области стратегического маркетинга данного кафе.

Список всех заказов и категории к которой они принадлежат.Для более удобного распределения ассортимента из списка меню по категориям следует создать отдельный список всех категорий, к которым в дальнейшем будут обращаться различные товары из пунктов меню. Кроме того следует вести отдельный список всех когда-либо заказанных в кафе блюд и остального ассортимента, что позволит более удобное ведение кассового аппарата, а также тоже будет актуальным для получения сведенья наиболее часто продаваемого ассортимента, что также позволит кафе адаптироваться в сфере подбора меню и опираться не только на непроверенные статистические данные в свободном доступе, но и получать свои и анализировать их, также возможно данный пункт может повлиять и на визуальное маркетинговое оформление некоторых заказов.

Глава 2. Схематическое моделирование информационной системы2.1 Моделирование в idef0

Рис.1

2.2 Моделирование в Aris

Рис.2

Рис.3

Рис.4

2.3 Моделирование в idef1xidef1x – диаграмма:

Структура реляционной базы данных в Access задается схемой данных, которая имеет иерархическую структуру и называется канонической реляционной моделью предметной области.

Схема данных графически отображается в отдельном окне, в котором таблицы представлены списками полей, а связи — лини­ями между полями разных таблиц.

Рис.5

2.4 Моделирование в Access

Рис.4

Результатом курсовой работы является готовая информационная система, разработанная в Visual Studio на основе спроектированной базы данных Access, в которой будет содержаться такая информация как:

Сведенья о категориях:

  • Код категории

  • Категория

Сведенья о меню:

  • Код меню

  • Код категории

  • Название

  • Цена

Сведенья о чеке

  • Код чека

  • Заказ

  • Vip

  • Бронирование

Сведенья о клиентах

  • Код клиента

  • Имя

  • Фамилия

  • Vip

Сведенья о заказах

  • Код заказа

  • Код меню

Сведенья о бронировании

  • Код бронирования

  • Номер столика

  • Код клиента

  • Дата

  • Код заказа

В информационной системе хранятся данные о всех заказах и чеках, кроме того в ней составляется меню, в котором указана информация о блюдах и устанавливается их стоимость. По мимо таких базовых возможностей, в системе была реализована возможность хранения информации о клиента и сведеньях о забронированных столиках.

Глава 3. Разработка информационной системы.

На рисунке 7 изображена главная форма, через которую будет осуществляться переход к всем таблицам и запросам.Рис.7

На рисунке 8-13 изображены формы с возможностью редактирования таблиц, где управление осуществляется через компонент bindingNavigator, который расположен вверху формы. Сохранение осуществляется по нажатию кнопки сохранить.

Рис.8

Рис.9

Рис.10

Рис.11

Рис.12

Рис.13

Запросы это возможность выбора определенного типа информации из существующей базы данных. Запросы делятся на два вида: запрос по образцу и структурированный. Они создаются пользователем для выборки необходимых ему данных из одной или нескольких связанных таблиц и представления выбранных данных также в виде таблицы.На рисунках 14-17 изображены формы с запросами. Форма на рисунке 14 осуществляет запрос поиска забронированного места по коду клиента с использованием компонентов textbox для ввода и кнопки для поиска.

Рис.14

На рисунке 15 создан запрос, который отображает всех клиентов со статусом Vip.

Рис.15

На рисунке 16 создан запрос, который осуществляет поиск клиента по имени и фамилии.

Рис.16

На рисунке 17 изображён запрос, который осуществляет поиск блюда по названию.

Рис.17

Заключение

В последние года появляется концепция автоматизированных информационных систем с целью обслуживания клиентов на основе высококлассных персональных ЭВМ. Принципы создания таких систем всегда базируются на таких качествах как: системность, эластичность, стабильность и результативность. Под системностью понимается многофункциональное назначение, что было продемонстрированно в данной работе при реализации функций для работы кассового аппарата, ведению данных о клиентах, бронированию и т.д. Эластичность же означает адаптированность системы, а стабильность же указывает на готовность системы к преодолению различных факторов. Под эффективностью имелась ввиду совокупность всех ранее указанных признаков и их реализация с таких позиций как выполнимость и их оптимизированность.Таким образом была спроектирована, а затем и разработана система цель которой заключалась автоматизации в сфере обслуживания посетителей кафе. В визуальном проектировании использовались такие средства как “MS Viso” и “Aris express”, а в практической разработке задействованы средства “MS Access” и “Visual Studio”. В реализации был задействован язык программирования “C#” для разработки программной части, а также “Sql” для создания запросов. Следует знать, что главная проблема с которой часто сталкиваются разработчики данных систем заключается в том, что на стадии проектирования часто используются знания, которые не относятся к сфере информационных технологий, но ими обладают другие профессии. Часто проектирование может завесить и от специфических различий каждой отдельной фирмы. В данной работе на примере кафе “Метелица” была спроектирована система с использованием таких профессий как кассир и маркетолог.На этом работу можно считать завершённой, но она является лишь одним из многочисленных вкладов в данной области разработок и моделирований.

Просмотров работы: 1731