ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПОЕТ ЗИМА – АУКАЕТ. . . » - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕМА ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПОЕТ ЗИМА – АУКАЕТ. . . »

Симакова К.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт. Он написал множество стихотворений, которые отличались лиричностью, духовностью, напевностью. Стихотворения прочно вошли в литературу и до сих пор пользуются успехом у читателя. Есенин стал писать стихотворения в юном возрасте. Не случайно его называют певцом русской природы. Уже в ранних стихотворениях он воспевает красоту и одухотворенность природы. Природа в стихотворениях Есенина живая, она думает, плачет, грустит и смеется [3]. Стихотворение «Поет зима - аукает», написанное в 1910 году, является одним из самых первых произведений Есенина. Опубликовал поэт его не сразу, так как считал стихотворение наивным, детским и лишенным сюжета. Однако, образ зимы, который удалось создать Есенину, получился настолько запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта [4]. Стихотворение включено в программу перспектива учебника по литературному чтению для 2 класса, авторов Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий [2]. Стихотворение в учебнике дано в сокращении, но для анализа я воспользовалась полным вариантом произведения.

Тема стихотворения – это тема природы. Тема природы является одной из главных тем в творчестве Есенина. Поэт любуется природой, восхищается ей, одушевляет ее. После прочтения стихотворения создается образ мрачной картины зимнего времени года. Есенин хотел изобразить всю суровость зимы, что в такую погоду все вокруг ждет наступления весны, тепла. Но не так плоха зима, как ее представляют. Автор смог показать всю красоту зимы, он питает к ней нежные чувства и принимает ее в разном обличии. Стихотворение учит любить природу в любое время года, учит восхищаться ей, поэтому оно включено в программу для начальной школы. Дети смогут оценить и полюбить всю красоту зимы. Само произведение небольшое и несложное. Стихотворение легко читается и запоминается, ученики второго класса без труда смогут выучить стихотворение наизусть.

Сюжет стихотворения прост и ясен. В самом начале описывается зима, зимний лес «А по двору метелица Ковром шелковым стелется…».[1] Описывается как жители леса - воробышки справляются с холодной погодой «Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна…».[1] Кульминационный момент происходит, когда зима начинает злиться «А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней».[1] Зима словно пытается показать всю свою суровость. Заканчивается стихотворение мечтами о весне «И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна».[1]

Лирический герой в стихотворении четко не описывается. Но можно предположить, что он наблюдает красоту зимнего времени года из окна. Лирический герой испытывает разнообразие чувств – умиротворение от заснеженного пейзажа, жалость к замерзшим птицам и радость ожидания весны.

Стихотворный размер произведения – двухсложный четырехстопный ямб. Рифма – парная кольцевая. Стихотворение написано с грустной интонацией. Есенин хотел показать, что зимой все будто засыпает мертвым сном. Но в природе ничего не вечно. Природа обновляется, а значит, скоро наступит весна. В отличие от природы человеческая жизнь не может обновиться, увядание и смерть происходят только один раз.

Прочитав три первые строчки стихотворения, можно представить заботливую мать, которая укачивает свое дитя «Поет зима – аукает, / Мохнатый лес баюкает / Стозвоном сосняка».[1] Есенин будто сравнивает природу с человеком, он одушевляет зиму. Баюкать – значит петь колыбельную. Но какую же колыбельную может петь зима? Это не ласковая песня, а «стозвон сосняка». Автор использует метафору, чтобы передать звенящую морозную тишину, когда любой шорох и скрип отдается стозвонным эхом. Можно проследить противопоставление ласковой песни матери с морозной тишиной. Следующие строчки повествуют нам о том унынии, которое происходит вокруг «Кругом с тоской глубокою / Плывут в страну далекую / Седые облака».[1] Эпитет «седые облака» используется, чтобы показать, как состарилась природа. И даже белые воздушные облака стали седыми. Далее автор использует еще одну антитезу «А по двору метелица / Ковром шелковым стелется, / Но больно холодна ».[1] Эти строчки говорят нам, что при всей красоте метелицы, она остается такой же холодной и нелюбимой для окружающей природы, для жителей леса – маленьких пташек «Воробышки игривые, / Как детки сиротливые / Прижались у окна».[1] Автор сравнивает воробышек с сиротами, они такие же беззащитные, птичкам не у кого просить помощи. Есенин сочувствует им, это выражается в следующих строчках. Автор вызывает жалость к пташкам, желание защитить их «Озябли пташки малые, / Голодные, усталые, / И жмутся поплотней».[1] Но автор снова использует антитезу и противопоставляет бедным пташкам злую беспощадную вьюгу «А вьюга с ревом бешеным / Стучит по ставням свешенным / И злится все сильней».[1] В начале стихотворения мы видим ласковую мать, которая поет колыбельную своему ребенку –«мохнатому лесу». А теперь зима, будто злая мачеха пытается наказать невинных пасынков – воробышек. И пташкам ничего не остается, как перетерпеть зиму и дождаться весны «И дремлют пташки нежные / Под эти вихри снежные / У мерзлого окна. / И снится им прекрасная, / В улыбках солнца ясная / Красавица весна».[1] Все стихотворение строится на контрасте зимы и весны. Зима предстала перед нами злой, холодной, безжалостной и свирепой женщиной, а весна прекрасной, красивой, теплой девицей. Но Есенин любит и понимает зиму, он видит ее красоту и хочет передать красочный пейзаж. Для этого он использует эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака», «ковром шелковым», «пташки нежные», «вихри снежные». Чтобы передать очарование и помочь читателю любоваться зимней природой он использует метафоры: «стозвон сосняка», «плывут облака», «метелица стелется», «в улыбках солнца». Олицетворения: «зима поет», «зима аукает», «вьюга стучит и злится» делают зиму живой, чувствующей.

Стихотворение Сергея Есенина «Поет зима – аукает…» вызвало во мне бурю эмоций. Это и восторг от зимней красоты, и жалость к птичкам, и радость весне. Прочитав стихотворение, сразу представляешь зимний пейзаж: сосны, облаченные в шубы из снега, сугробы, блестящие на солнце, и маленьких пташек, скрывающихся от холода. Стихотворение показывает всю многогранность природы. Мы видим ее заботу и доброту, но в то же время злость и безжалостность, ее безупречную красоту, но при этом холодность. Все стихотворение написано на этом противопоставлении, поэтому оно и запомнилось читателям необычной логикой повествования.

Список литературы:

  1. Свободная библиотека Викитека: [Электронный ресурс] М., 2017. URL: http://ru.m.wikisource.org (Дата обращения: 5.01.2017).

  2. Климанова Л.Ф. Литературное чтение / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская – М.: Просвещение, 2011. — 159 с.

  3. Свободная энциклопедия Википедия: [Электронный ресурс] М., 2017. URL: https://ru.wikipedia.org (Дата обращения: 5.01.2017).

  4. Пиши стихи: [Электронный ресурс] М., 2017. URL: http://pishi-stihi.ru

Сергей Александрович Есенин

Поет зима – аукает…

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные усталые,

И жмутся поплотней

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Просмотров работы: 1789