Сам эксперимент требует четкой последовательности действий ученика. А.В. Усова и А.А. Бобров разработали методику проведения эксперимента на основе деятельностного подхода, когда ученик самостоятельно, без описания и инструкций, разрабатывает ход лабораторной работы и выполняет её. В процессе коллективных суждений и умозаключений разрабатывался обобщенный план проведения эксперимента, имеющий следующую структуру [2].
Уяснение цели эксперимента.
Формулировка и обоснование гипотезы, которую можно положить в основу эксперимента.
Выяснение условий, необходимых для достижения поставленной цели эксперимента.
Планирование эксперимента, включающего ответ на вопросы:
а) какие наблюдения провести;
б) какие величины измерить;
в) приборы и материалы, необходимые для проведения опытов;
г) ход опытов и последовательность их выполнения;
д) выбор формы записи результатов эксперимента.
5. Отбор необходимых приборов и материалов.
6. Сбор установки, электрической цепи.
7. Проведение опыта, сопровождаемое наблюдениями, измерениями и записью их результата.
8. Математическая обработка результатов измерений.
9. Анализ результатов эксперимента, формулировка выводов (в словестной, знаковой или устной форме).
В процессе формирования у учащихся умений самостоятельно разрабатывать и проводить лабораторные работы нами использовались такие вычислительные задачи, содержание которых и их решение способствовали самостоятельному выдвижению гипотезы и её обоснованию, которые чаще всего вызывают наибольшие затруднения. Содержание этих задач и их решение подсказывает учащимся логическую последовательность выполнения всей лабораторной работы, всех действий и операций. Так, например, при проведении исследовательской лабораторной работы «Исследование зависимости коэффициента полезного действия наклонной плоскости от угла наклона» учащиеся разрабатывают ход работы на основе решения следующей задачи: «Доказать, что коэффициент полезного действия η наклонной плоскости с углом наклона α при коэффициенте трения μ выражается формулой . Как изменяется КПД наклонной плоскости при увеличении угла наклона?»
Решение задачи основано на понятии физической величины КПД наклонной плоскости, которая определяется отношением полезной работы , которую надо бы совершить по подъему тела на высоту h, к совершенной работе l, где, под действием которой тело перемещается равномерно от основания плоскости до её вершины.
Решая задачу, получаем формулу . Исследуя зависимость = f(α), делаем общий вывод, что с увеличением α увеличивается КПД. Эту зависимость= f(α),отобразим на графике, на котором позже отметим значения, полученные экспериментально на основе формулы.
Таблица 1. Теоретические значения КПД наклонной плоскости.
α, ᵒ |
10 |
15 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
η, % |
31 |
40 |
48 |
54 |
59 |
64 |
68 |
Таблица 2. Значения КПД наклонной плоскости, полученные экспериментально.
№п/п |
α, ᵒ |
mg, кг*м/ |
h, м |
l, м |
||||
1 |
10 |
1,5 |
0,1 |
0,15 |
0,6 |
0,8 |
0,48 |
31 |
2 |
15 |
1,5 |
0,2 |
0,3 |
0,7 |
0,8 |
0,56 |
53 |
3 |
19 |
1,5 |
0,25 |
0,375 |
0,8 |
0,8 |
0,64 |
59 |
4 |
26 |
1,5 |
0,3 |
0,45 |
0,9 |
0,8 |
0,72 |
62,5 |
5 |
29 |
1,5 |
0,38 |
0,57 |
1 |
0,8 |
0,8 |
71 |
6 |
32 |
1,5 |
0,42 |
0,63 |
1 |
0,8 |
0,8 |
79 |
7 |
38 |
1,5 |
0,5 |
0,75 |
1,1 |
0,8 |
0,88 |
85 |
Рис. 1. Графики зависимостей КПД наклонной плоскости от её угла наклона=f (α) и=f(α).
Примечание. Значения коэффициента трения можно определить экспериментальным путём. Для этого нужно вспомнить формулу силы трения
.
Сила трения определяется при помощи динамометра. Поместим нашу наклонную плоскостьгоризонтально. Протянув груз с постоянной скоростью (это значит, что вся поверхность плоскости должна быть отшлифована так, чтобы обеспечить условие постоянной скорости), определим силу трения. Затем подвесим этот же груз и зафиксируем силу тяжести mg. Вычислим коэффициент трения (=0,3).
Рис.2. Схема экспериментального определения коэффициента трения.
По ходу выполнения лабораторной работы ученикам следует вспомнить формулы тригонометрических величин и их изменения с изменением угла, который является аргументом этих функций.
Анализируя итоговый график, можно прийти к выводу, что проведенный эксперимент подтверждает сформулированную гипотезу и закономерность изменения КПД на практике.
Самостоятельное формулирование и обоснование гипотезы гарантирует успешное выполнение и других этапов выполнения эксперимента: определение условий выполнения опытов, его проектирование, анализ результатов и формулировка вывода.
Предложенный метод поможет в дальнейшем самостоятельно выполнять лабораторные работы без её описания. Также нужно отметить, что такая деятельность ученика по выполнению описанной лабораторной работы позволяет достичь предметных и метапредметных результатов:
самостоятельное планирование пути достижения целей;
определение способов действий в рамках предложенных условий и требований;
устанавливание причинно-следственных связей;
построение логических рассуждений, умозаключений (индуктивного, дедуктивного и по аналогии);
работа с графиками и таблицами.
Библиографический список:
Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике для 8–10 классов средней школы.– 6-е изд.–М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1988. – 112 с. – (Б-ка учителя физики).