Анализ данных научно-методической литературы, образовательных программ по физической культуре для общеобразовательных школ и других нормативных документов позволил установить, что в образовательных организациях большинство учителей физической культуры в качестве основных инструментов подготовки используют комплексы упражнений на силу, быстроту, гибкость, выносливость и т.д. Однако, данные комплексы упражнений на развитие того или иного физического качества интересны не всем ученикам. Именно поэтому, учителям физической культуры, для повышения интереса у учащихся к занятиям физической культурой, необходимо разрабатывать методику физической подготовки, которая будет непосредственно основываться на интересах учащихся, и тем самым мотивировать школьников к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни.
Накопленный опыт в области организации и проведения физкультурных занятий, данные научных исследований в сфере физической подготовки школьников позволяют констатировать, что оптимальным средством проведения занятий, можно считать подвижные игры. Подвижные игры имеют высокую ценность в физической подготовке школьников, так как способствуют не только полноценному решению задач физического развития и подготовки школьников, совершенствованию элементов спортивной техники, но и воспитанию решительности, воли и других необходимых участнику соревнований качеств.
В ходе исследованияиспользовалась методика проведения учебных занятий, основанная на интеграции специальных комплексов упражнений и подвижных игр в различной последовательности и сочетании со стретчингом.Далее приведены примеры специальных комплексов упражнений и подвижных игр.
1 комплекс. Развитие силовых качеств
Упражнения:
1.Подтягивание на высокой перекладине мальчики 10 раз, 3 повторения.
Подтягивание на низкой перекладине девочки 17 раз, 3 повторения
2.Отжимание в упоре лежа 15 раз 2 подхода мальчики.
Отжимание от скамейки девочки 10 раз 2 подхода
Игра:
За перекладиной подвешиваются несколько картинок (буквы, цифры, картинки предметов и т.п.) (по количеству игроков в команде), таким образом, чтобы их было видно лишь при выполнении подтягивания (используется ткань в качестве шторки). Задача подбежать к перекладине и подтянуться, так чтобы увидеть изображение картинки. Итог - например, команда разгадывает ребус, складывает цифры и называет сумму, слово и т.п.
2 комплекс. Развитие быстроты
Упражнения:
1.Бег с хода, для удержания набранной скорости - 20м. 2 - раза, 30 - 2 раза, 40 - 1 раз м. 2.Прыжки на скорость, на одной ноге потом на другой ноге (по 3 раза на каждую ногу)
Игры: «Лапта», «Фризби» и др. «Эстафета с переходом» (с чередующимися отрезками от 30 м до 60 м по количеству игроков в командах). При проведении эстафеты участник, пробежавший свой этап, и передавший эстафету, переходит на другой (следующий этап) и снова ждет передачи эстафетной палочки. Игра-эстафета продолжается до тех пор, когда участники пройдут все этапы и вернутся на первоначальные, исходные позиции.
3 комплекс. Развитие ловкости:
Упражнения:
1.Кувырок вперед и кувырок назад из положения полуприсев – 5 повторений
2.Прыжки на месте с поворотами на 90° и 130° с ведением мяча 3 раза, 3 подхода
Игра:«Хвосты»
Выбирается водящий. Остальным игрокам сзади прилепляются, концы которых достают до пола. Задача водящего, убрать кури за спину, и попытаться догнать игроков и наступить им на ленточки, что бы они оторвались. Те, кто у кого водящий оторвал ленточку, выбывает из игры. Так же, можно что бы водящий догонял и забирал ленточки руками (упрощенный вариант игры). Тот, кто последним остается с хвостом – признается победителем.
В качестве опорных точек этой методики были взяты основные физические качества, на проверку которых направлены тесты третьей ступени комплекса ГТО: гибкость, сила, быстрота, ловкость, выносливость.
Для апробирования данной методики в общеобразовательных школах МОУ СОШ №7,20 города Шуи Ивановской области в 2015-2016 гг.были организованы экспериментальная и контрольная группы учащихся в возрасте 11-12 лет в количестве 115человек.
До эксперимента в обеих группах были проведены контрольные испытания (тесты) для определения исходного уровня физической подготовленности школьников.Уровень физической подготовленности мы измеряли с помощью унифицированных тестов – бег на 60 метров и 1500 метров, прыжок в длину с места, прыжок в длину с разбега, подтягивание (мальчики), отжимание (девочки) и гибкость (наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье).
В ходе формирующего эксперимента учебные занятия по физической культуре в контрольной и экспериментальной группах велись по единому учебному плану, в рамках общеобразовательной программы по физической культуре. На уроках физической культуры использовались одни и те же средства, обусловленные изучаемым на данный отрезок учебного времени разделом программы. Отличие заключалось в методике проведения учебных занятий по физической культуре: в контрольной группе она была общепринятой, а в экспериментальной – использовалась методика сочетания специальных комплексов упражнений и подвижных игр. Уроки проводились 3 раза в неделю.
После проведения цикла занятий по данной методике осуществлялись повторные контрольные испытания, обработка и анализ собранной фактической информации с применением методов математической статистики.
Полученные в ходе исследования данные показывают, что в процессе занятий физической культурой по традиционной программе у учащихся контрольной группы, показатели физической подготовленности детей совершенствуютсякак под воздействием систематических занятий физической культурой, так и обусловлены сенситивным периодом развития двух качеств – быстроты и гибкости, который приходится на возрастной период 11-12 лет.
Критерием эффективности проведенной работы явился прирост показателей уровня физической подготовленности, полученный при повторном контроле, по сравнению с исходными результатами до проведения педагогического эксперимента.
Таблица 1.
Показатели физической подготовленности девочек 6 классов (экспериментальной группы)
Тест |
Этапы эксперимента |
Показатели девочек МОУ СОШ №20 (x±m) n=9 |
Показатели девочек МОУ СОШ №7 (x±m) n=9 |
Р(0,05) |
1.Бег на 60 м, (сек). |
констатирующий |
10,67±0,36 |
10,55±0,43 |
> |
контрольный |
9,2±0,2 |
10,48±0,4 |
||
контрольный |
513,78±16,02 |
516,33±18,35 |
> |
|
3.Отжимание, (раз) |
констатирующий |
11,58±2,71 |
11,67±2,71 |
> |
контрольный |
12,50±4,39 |
12.22±4,38 |
> |
|
4.Прыжок в длину с места, (см) |
констатирующий |
159,44±9,09 |
159,11±9,42 |
> |
контрольный |
160,44±9,09 |
159,67±9,42 |
> |
|
5.Прыжок в длину с разбега (см) |
констатирующий |
252,33±34,38 |
248,77±35,08 |
> |
контрольный |
252,23±35,09 |
247,56±34,68 |
> |
|
6.Наклон вперед, (см) |
констатирующий |
10,6±3 |
10,4±3,2 |
> |
контрольный |
13,78±1,3 |
10,7±1,6 |
|
|
контрольный |
9,05±0,81 |
10,22±1,29 |
||
контрольный |
493,79±38,42 |
497,5±40,76 |
> |
|
3.Подтягивание, (раз) |
констатирующий |
6,29±2,1 |
6,14±2,3 |
> |
контрольный |
7,0±2,2 |
6,64±2,0 |
||
контрольный |
173,79±4,69 |
171,21±4,98 |
> |
|
5.Прыжок в длину с разбега, (см) |
констатирующий |
293,64±23,86 |
296,78±23,15 |
> |
контрольный |
296,75±23,06 |
295,87±23,10 |
> |
|
5.Наклон вперед, (см) |
констатирующий |
7,64±1,9 |
7,64±1,69 |
> |
контрольный |
9,86±2,2 |
7,71±2,1 |
|