РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАЗВИТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Науширванова Г.Р. 1, Путятинская Ю.В. 1
1Башкирский Государственный Аграрный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день сельхозтоваропроизводители, как никогда нуждаются в государственной поддержке. Развитие сельских территорий угасает, престиж сельскохозяйственного труда сходит на нет, получить прибыль от работы на земле все сложнее. Государство осознает все эти проблемы и стремится создать условия для исправления ситуации. На развитие сельского хозяйства и сельхозтоваропроизводителей выделяются гранты, субсидии для разных целей.

Государственная финансовая поддержка сельского хозяйства - это экономический механизм регулирования доходов сельхозтоваропроизводителей, структуры сельскохозяйственного производства, аграрного рынка, межотраслевых и межхозяйственных отношений.

Основными факторами государственной финансовой поддержки являются прямое и косвенное государственное субсидирование. Первое включает прямые государственные компенсационные платежи, платежи при ущербе от стихийных бедствий, за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сохранение посевных площадей и т.д.).

К косвенной государственной поддержке относятся поддержка внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию; установление квот, тарифов, налогов на экспорт и импорт продовольствия; компенсации на приобретение средств производства; предоставление субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов; выплата процентов по полученным кредитам и страхованию; субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции, строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивацию земель, создание фермерских объединений.

В развитых странах широко распространены прямое и косвенное субсидирование, например, аграрная поддержка в Японии составляет 49%, Канаде – 45%, США – 30%, Беларуси – 18,1%, России – 7,2%, Казахстане – 2,5% [2].

По данным статистики, прирост в экономике сельского хозяйства США на 50% обеспечивается за счет государственного финансирования науки. Здесь на развитие сельскохозяйственного производства в расчете на единицу продукции вкладывается средств на 30% больше, чем в другие отрасли. На стабилизацию доходов направляется около 60% всех бюджетных средств на сельское хозяйство [1].

Уровень целевых цен на основные виды сельскохозяйственной продукции гарантирует уровень дохода для самофинансирования. Реализация продукции осуществляется по рыночным ценам, в конце года фермер получает разницу между целевой ценой и ценой реализации.

Для повышения доходов фермер применяет также залоговые цены. Он сдает в товарно-кредитную корпорацию под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговых, и получает компенсацию в размере залоговой цены, за вычетом издержек за хранение продукции. Тем самым фермер получает чистую прибыль (залоговая ставка минус цена мирового рынка).

Формы субсидирования в сельхозпроизводстве России имеют свои особенности, отличающиеся от зарубежных стран, и в основном направлены на производство единицы растениеводческой и животноводческой продукции. Субсидии выделяются ежегодно по следующим направлениям на:

  1. удешевление (до 40%) стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ;

  2. частичное возмещение (до 40%) стоимости затрат на закладку и выращивание многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда;

  3. полное возмещение владельцам хлопка стоимости затрат на экспертизу качества хлопка-волокна;

  4. удешевление (до 50%) стоимости удобрений (за исключением органических) и стоимости затрат на обработку сельскохозяйственных культур гербицидами, произведенными отечественными производителями [3].

В таблице 1 представлены показатели, характеризующие эффективность субсидирования сельхозтоваропроизводителей в России.

Таблица 1 Эффективность субсидирования сельхозтоваропроизводителей в России [4]

Период

Объем субсидий, выданных сельхозтоваропроизводителям, млрд.руб

Валовое производство сельхозтоваропроизводителей, млрд.тонн

2010

7,4

344,3

2011

7,6

369,1

2012

9,2

376,1

2013

13,4

426,1

2014

14,4

453,2

2015

21,4

458,9

Исходя из данных таблицы, можно сформулировать вывод, что государственное субсидирование сельхозтоваропроизводителей оказывает существенное влияние на рост валового производства сельскохозяйственной продукции.

Однако существует ряд проблем, с которыми сельхозтоваропроизводители сталкиваются при получении государственной поддержки.

Так, средства государственной поддержки доходят до сельхозтоваропроизводителей в регионах с большой задержкой.

Одна из причин задержек выделенных сельхозпроизводителям средств в том, что регионы на своем уровне предъявляют дополнительные требования к получению аграриями финансовой поддержки. Это в том числе разного рода дополнительные справки, которые они обязаны предоставить. С одной стороны, это увеличение документооборота, а с другой – усложнение соответствия предъявляемым требованиям. Вторая причина – несвоевременная подготовка нормативной базы региональными минсельхозами. И третья – неинформирование ими сельхозпроизводителей в части изменения требований на федеральном и региональном уровнях, что демотивирует аграриев, которые устают обивать пороги чиновников. В результате деньги лежат без движения.

По данным на 21 мая 2016 года, непосредственно получателям господдержки направлено всего 48,5 млрд руб. Так, Мурманская область довела до сельхозпроизводителей всего 4,12% средств господдержки, Ингушетия – 5,23%, Приморский край – чуть более 6%, Якутия – чуть более 10%, Сахалинская область – 12%, Астраханская область – 12,9% [2].

Ситуация с доведением этих средств на региональном уровне остается неудовлетворительной: фермеры получают господдержку не перед весенними полевыми работами, когда необходимо закупать оборудование, ГСМ, семена, удобрения, средства защиты растений и т.д., а когда уже пришла пора убирать урожай – в июле-августе. В результате им приходится привлекать заемные средства и до момента получения субсидии нести дополнительное обременение – платить проценты по кредиту. А в случае, если фермер не смог получить заем из-за плохой кредитной истории, отсутствия залога, экономически невыгодных условий предоставления кредита, он вполне может потерять часть урожая.

Таким образом, в развитии сельхозтоваропроизводителей роль государственной поддержки существенна, так как их субсидирование приводит увеличению валовой сельскохозяйственной продукции, следовательно к достаточному обеспечению потребности населения в продуктах питания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Рау В.В. Аграрный рынок: Россия и страны СНГ // Аграрная Россия. - 2015. - N 9.

  2. Лаврентьев, Л. А. Государственная поддержка сельского хозяйства [Текст] / Л. А. Лаврентье // Банковское дело. - 2014. - № 12. - С. 55-59.

  3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:// www.gks.ru/

  4. Министерство сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс]: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/ - 24.12.2016 г.

Просмотров работы: 366