РОЛЬ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ (MOOC) В ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ (MOOC) В ОБРАЗОВАНИИ

Ковешников И.Н. 1
1ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», Уфа, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Пик популярности массовых открытых онлайн-курсов пришелся на 2011-2013 годы, с появлением таких огромных проектов, как Coursera, Udacity, EdX. Восторженные надежды получить образование в ведущих вузах угасли, и онлайн-курсы заняли свою скромную нишу на рынке образовательных услуг.

Сегодня массовые онлайн-курсы условно разделились на две группы. Большую часть курсов можно охарактеризовать как вариацию на тему видео блогов, в которых люди делятся своими знаниями в рамках своего увлечения. Цель таких курсов – сформировать сообщество с общими интересами. Целенаправленная методическая проработка не производится, знания далеко не всегда структурированы. Несмотря на то, что существует несколько крупных площадок с такими курсами, большой популярностью они не обладают. Курсы такого типа не могут ни заменить обучение в вузе или школе, ни сравниться с ним.

Другой тип курсов создаётся университетами и авторитетными преподавателями. Такие курсы уже направлены на образовательную цель, а формирование сообщества выступает одним из средств обучения. Обучающиеся получают возможность обучаться у ведущих преподавателей известных вузов, качество материала и его подачи может превосходить не только любительские курсы, но и очные вузовские занятия. Именно это сделало онлайн-курсы такими популярными в 2011-2013 годах.

MOOC-курсы ведущих преподавателей имеют ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, созданные профессиональными преподавателями курсы отличаются высоким качеством подготовки материала. Материал хорошо структурирован, разделен на темы и разделы внутри тем. Студенты слушают лекции преподавателя тогда, когда им это удобно. Это позволило отказаться от жёсткого регламента, характерного для очных занятий, и уделять теме занятия столько времени, сколько нужно. Coursera рекомендует преподавателям делить длинные лекции на короткие самостоятельные блоки длинной 10-15, реже 20 минут. Это позволяет обучающемуся полностью сосредоточиться на материале. В процессе обучения у студента будут возникать вопросы и проблемы с пониманием отдельных моментов, которые будут заставлять студента прерывать ход повествования и обращаться к ранее изученным материалам или внешним источникам. Более короткие сессии реже требуется прерывать, что позволяет сохранить лекцию в том виде, котором её представлял себе преподаватель.

Во-вторых, в дистанционных курсах обучающийся не сталкивается с проблемой получения информации от преподавателя. Все студенты с плохим зрением прекрасно видят материалы преподавателя, и слышно его гораздо лучше, чем на очных занятиях в огромных аудиториях. Проблемы дисциплины коллектива тоже остаются в стороне, обучающийся сам выбирает благоприятную обстановку для обучения.

Наконец, дистанционные курсы выбираются обучающимися самостоятельно, в соответствии с их личными предпочтениями. Это весьма нехарактерно для российского образования, но приводит к созданию сообществ с интересными и яркими обсуждениями.

При всей пользе MOOC-курсов, их недостатки не позволяют заменить вузовское образование исключительно курсами. Мотивацию обучаемого почти невозможно подкрепить в ходе курса, она зависит почти исключительно от студента. Необязательность, бесплатность курсов, отсутствие сильной необходимости в новых знаниях приводит к тому, что курс завершают менее 5% от зарегистрированных участников. Более 50% обучающихся бросает курс к 3-ему занятию. Рекомендации большинства площадок рекомендуют обеспечивать продолжительность курса в рамках 10-12 недель при средней занятости обучаемого в районе 5-8 часов в неделю. Более долгие и сложные курсы обучающиеся бросают гораздо чаще, более короткие не выбирают из-за неглубокой проработки материала.

Из-за этого все массовые курсы рассчитаны на слабо подготовленную аудиторию и представляют скорее введение в предмет, чем обучение ему. Сложные курсы требуют высокой подготовки, которую сложно достичь без внешнего источника мотивации. Это делает MOOC-курсы хорошим подспорьем для оценки нового предмета и выявления интересных направлений в нем, поиска знающего сообщества.

Создание действительно сложных онлайн-курсов приводит к исчезающе малому количеству студентов, которые готовы их пройти. Стоимость курса становится равной стоимости заочного обучения, все преимущества массовости и открытости исчезают. Поэтому студенты всего мира, очарованные доступной возможностью обучаться в ведущих вузах, быстро утратили интерес к MOOC-образованию.

Онлайн-курсы уступают в эффективности личному самообразованию при помощи литературы и могут лишь дополнять его. Если цель обучающегося — изучить желаемый предмет в кратчайшие сроки, то курсы становятся для него слишком размеренными и не эффективными. Курсы, которые не имеют жёсткого календарного плана обучения, в меньшей степени подвержены этой проблеме.

Ещё одной проблемой онлайн-обучения является неготовность людей к асинхронной работе в команде. Мир становится все более глобальным, международные команды, распределенные по нескольким часовым поясам, уже не редкость. Но целевая аудитория состоит в основном из малоопытных людей, не имевших опыта работы в распределенной команде, и не готовых к тому, что свои вопросы нужно выражать в письменной форме и что ответ будет получен лишь спустя некоторое время.

Недостатки MOOC-курсов не позволяют использовать их в качестве замены обучению в вузе или школе. Но они могут быть чрезвычайно полезны для поиска сферы интересов, например, для выбора специализации при обучении в вузе.

Литература:

  1. Утехин И. Онлайновые курсы нового поколения: введение в проблематику [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://eu.spb.ru/moocs. – (Дата обращения: 06.01.2016).

  2. Тренды в образовательной среде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://habrahabr.ru/company/lektorium/blog/162793/. – (Дата обращения: 06.01.2016).

Просмотров работы: 466