Налоговая культура – это часть общенациональной культуры страны, которая связана с деятельностью участников налоговых отношений, отражающая уровень знания и соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, а также знание своих прав и обязанностей, которая складывается из понимания всеми гражданами важности для государства и общества уплаты налоговых платежей.[4]
Исторически сложилось, что в России во все времена существовало неприязненное отношение к налогам, поскольку они всегда ассоциировались с грабежами, бедствиями, резнями и пожарами. В западно-европейских странах наблюдается высокий уровень налоговый культуры, который проявляется в том, что уплата налоговых платежей является для населения предметом гордости. Дети уважают своих родителей за то, что они платят налоги, вносят свой вклад в развитие своей страны. [1]
Как избежать существенной разницы между уровнями налоговой культуры России и стран Западной Европы? Необходимо обозначить главную цель процесса формирования налоговой культуры: развить налоговую культуру в стране и поддержать государственную политику, которая стремится улучшить бюджетную сферу. В России каждый должен знать, насколько эффективно расходуются налоговые средства.
По данным социологического опроса лишь 17% всех экономических субъектов в России полностью и в срок рассчитываются по налоговым обязательствам, 50% производят платежи время от времени, а 33% вообще не платят налогов. Поэтому в нашей стране недостаточное доверие населения к государству, что подразумевает высокий уровень налоговой преступности, который сказывается не только на экономике страны, но и на развитии общества в целом.[3]
Процесс формирования налоговой культуры сталкивается с такими проблемами, как:
- несовершенство и частые изменения налогового законодательства РФ;
- недостаточное консультирование граждан в вопросах налогообложения, а также проведение рекламно-информационных мероприятий, использование каналов СМИ;
- отсутствие доверия у населения к налоговым органам;
- некачественное исполнение налоговых процедур;
- недостаточная мотивация работников государственной службы;
- большая текучесть кадров в налоговых органах;
- рост конкуренции компаний, который приводит к применению хозяйственными субъектами способов снижения налоговой нагрузки.
В первую очередь программа формирования налоговой культуры должна быть нацелена на подрастающее поколение, которая будет направлена на понимание общественной необходимости и экономической выгодности налогов. Необходимо ввести в школьную программу образовательный курс основ налоговых знаний.
Во-вторых, следует улучшать процессы информирования и консультирования по вопросам действующего законодательства, формировать систему подготовки и функционирования налоговых консультантов, в обязанности которых будет входить разрешение досудебных споров.
В-третьих, необходимо повышать эффективность работы налоговых служб, чтобы у налогоплательщиков сложилось положительное мнение. Следует внедрить широкое применение электронных баз данных и налогового консультирования с помощью Интернет-ресурса.
В-четвертых, для уменьшения числа неправильных толкований налогового законодательства необходимо устранять все пробелы и неясности в Налоговом Кодексе, делать язык изложения более доступным для налогоплательщиков.
В-пятых, составляющей взаимоотношения налоговых субъектов является достижение нового уровня налоговых отношений, а именно понятность и простота уплаты налогов, прозрачность государственных расходов, их экономичность и эффективность. Это позволяет увеличивать число налогоплательщиков, соблюдающих налоговое законодательство, планирующих и уменьшающих свои налоговые платежи.[5]
В-шестых, сотрудники ФНС должны выполнять свою работу добросовестно и на высоком профессиональном уровне, соблюдать беспристрастность, нормы этики и правила делового поведения. Налоговым органам следует корректно и внимательно относится к проблемам налогоплательщиков, проявлять к ним терпимость и уважение.
Таким образом, проблема формирования налоговой культуры остается по-прежнему актуальной. Данный процесс достаточно длительный, но крайне необходимый для России. Налоговые органы и налогоплательщики должны иметь важную общую заинтересованность, которую можно использовать для соблюдения налогового законодательства и для создания благоприятного климата во всех сферах бизнеса в целях экономического роста и развития государства в целом.
Литература
Абакарова, Р.Ш. Налоговая культура России [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 6. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-kultura-rossii (дата обращения: 20.05.2016)
Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htpp://www.gks.ru (дата обращения: 20.05.2016)
Сушкова, Е.Е. Налоговая дисциплина как фактор налоговой безопасности региона [Электронный ресурс] // Молодий вчений. – 2014. – № 4(07). – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/nalogovaya-distsiplina-kak-faktor-nalogovoy-bezopasnosti-regiona (дата обращения: 20.05.2016)
Шурдумова, Э.Г. Шебзухова, Ж.А. Направления развития налоговой культуры между налоговыми органами и налогоплательщиками [Электронный ресурс] // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2013. – № 7-2. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-nalogovoy-kultury-mezhdu-nalogovymi-organami-i-nalogoplatelschikami (дата обращения: 20.05.2016)
Научный руководитель – к.э.н.. доцент Евдокимова Е.К.