Развитие гражданской активности населения является мощным импульсом к соблюдению экологического законодательства и, как следствие, достижению качественно нового уровня жизни россиян.
Как отмечал Президент Российской Федерации В.В. Путин:" Решение экологических проблем страны невозможно без массовой поддержки населения, которая реализуется через общественные организации1."
А в своем интервью канадской газете "Глоб энд Мэйл" он выражал восхищение людьми, которые посвящают свою жизнь решению экологических проблем, по его словам поддержание экологического движения - это благородное дело.
Сотрудничество государства и общества в решении экологических проблем - существенное условие предоставленных законом субъективных прав граждан и условие их успешной защиты.
Но возможности граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права существенно возрастают при объединении усилий путем создания общественных экологических организаций, которые наделены более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.
По данным Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики "... в целом, число общественных экологических организаций в России, по разным оценкам, колеблется от нескольких тысяч до десятков тысяч. Хотя эти данные приблизительны, они свидетельствуют о том, что экологическое движение можно считать фактом социальной жизни российского гражданского общества1."
Правовой институт участия общественности в реализации права каждого на благоприятную окружающую среду отражен в российских зако-нах многократно. Следует отметить, что особенностью правового регулиро-вания общественного участия в осуществлении данного права является его рассредоточенность по нескольким отраслям российского законодательства. Не считая фактически экологического права, процесс общественной деятельности закреплен рядом нормативных актов, действующих в сфере земельных отношений, градостроительства, местного самоуправления и др.
Правовой основой функционирования общественных формирований в данном вопросе является Конституция РФ, в статье 42 которой провозгла-шается право каждого на благоприятную окружающую среду, на достовер-ную информацию о её состоянии и на возмещении ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Состав полномо-чий в этой области базируется на конституционных правах граждан участво-вать в управлении делами государства(ст. 32), обращаться в государственные органы местного самоуправления(ст. 35), проводить публичные мероприятия (ст. 31)1.
Но более компактно и развернуто компетенция общественных экологических объединений в области реализации права на благоприятную окружающую среду выражена в статье 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды", согласно которой "общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе:
- разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привле-кать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды; за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности. В этих действиях проявляется просветительская функция общественных объединений,которая направлена на формирование экологического мировоззрения, экологическое просвещение и воспитание;
- координаторская функция общественных экологических объеди-нений, связанная с деятельностью по взаимодействию общественности и государства, заключается в их праве оказывать содействие российским федеральным и региональным органам государственной власти, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
- организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикети-рование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с российским законодательством, вносить предложения о проведении референдумов и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды; организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан - эти действия входят в информационную функцию, связанную со сбором и распространением информации о состоянии окружающей среды и ее влиянии на здоровье населения, и в функцию практической деятельности в реализации права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду;
- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан. А уже согласно ст. 13 Закона "Об охране окружающей среды" должностные лица, к которым поступают такие обращения, обязаны оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды;
- участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду и получать своевременные и обоснованные ответы. Примером реагирования властных структур на такие общественные обращения может служить факт внеплановой проверки в 2014 году Управлением Роспотребнадзора по Орловской области ОАО «Орелрастмасло», по результатам которой за нарушение требований к уровню шума юридическое лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 20 тысяч рублей. Гражданам, в доме которых уровень шума превышал гигиенические нормативы, выделены денежные средства на приобретение нового жилья1.
- организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан. Так, в 2014 году в Управление Роспотребнадзора по Орловской области из 4 поступивших коллективных обращений граждан по вопросам размещения базовых станций подвижной связи в 2 случаях факты, изложенные в обращениях, подтвердились. В результате опора, на которой планировалась установка антенн сотовой связи, вынесена за территорию общеобразовательного учреждения.
- функция участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений, которая реализуется в участии общественности в процедуре оценки воздействия на окружающую среду, в общественной экологической экспертизе и в участии в государственной экологической экспертизе;
- подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и экплуатации объектов, деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду1." Как справедливо замечено в комментариях к Федеральному закону "Об охране окружающей среды", что "там, где граждане (действующие чаще не индивидуально, а через общественные объединения) проявляют заинтересованность и настойчивость в защите своих интересов, нередко удается именно посредством судебного обжалования пресечь нарушения законности."
Очевидно, что общей задачей всех общественных экологических объединений является охрана окружающей природной среды, но специфические конкретные цели каждой из многочисленных организаций, закрепленные в уставах этих организаций, различны и зависят как от вида организации, так и от направлений ее деятельности. В тесной связи с этими целями находятся и выполняемые ими функции.
Важно отметить, что немалое влияние на деятельность российских экологических общественных объединений оказывает международный опыт общественного участия, который нашел свое отражение в «Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды»2. Уже из формулировки названия Конвенции видна суть того, что права общественности делятся, как бы, на три составляющие: на право знать, право участвовать в принятии решений и право на доступ к правосудию.
Но Россия до сих пор не подписала этот документ, который, по мнению А.Е. Ястребова, "...представляет собой соглашение об ответственности государств перед обществом, о гласности, об обязанности государств предоставлять доступ ко всей относящейся к делу информации и сотрудничать с общественными организациями как с равноправными партнерами1."
Проведя анализ действующего законодательства Российской Федерации, касающегося деятельности общественных организаций по реализации права каждого на благоприятную окружающую среду, ознакомившись с практическими примерами по данному вопросу, можно заключить, что российские общественные экологические организации являются полноправным элементом социально-правового механизма обеспечения данного права.
Важная роль общественных экологических организаций оценивается бизнес-сообществами, которые вынуждены учитывать мнение общественности в своей деятельности, тем самым снижая риск конфликтов и материальных потерь.
Заметно растет авторитет таких объединений и среди населения - граждане видят, что деятельность общественных организаций приносит реальные результаты (пусть и не всегда), а также во многих случаях предоставляет им самим возможность влиять на решения, которые могут оказывать негативное влияние на их здоровье и благополучие.
Тем не менее, укрепление роли общественных экологических организаций в процессе решения задач по реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и создание благоприятных условий для их эффективного функционирования остается для России актуальной проблемой.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ(в ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ( в ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст.133.
3. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Орхусская конвенция], принята 25.06.1998г [Электронный ресурс] //Официальный сайт ООН [Сайт]. [2016] URL:http: //un.org/ru/documents/(дата обращения 10.09.2016)
4. Доклад об экологической ситуации в Орловской области в 2014 году./ Правительство Орловской области. Орелоблэконадзор; Вышегородских Н. В., Куликов Ю. М., и др. – Орел, 2015. [Электронный ресурс] //Официальный сайт Администрации Орловской области по адресу: ] URL:http://orel-region.ru/(дата обращения 10.09.2016)
5. Из выступления В.В. Путина на пленарном заседании Общероссийского форума «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» 15.01.2015г. // [Электронный ресурс] //Кремлин.ру [Сайт]. URL: http:// http://special.kremlin.ru/(дата обращения 13.09.2016)
6. Общественные экологические организации и наши возможности участия в экологическом движении [Электронный ресурс] // Онлайн-университет третьего возраста Университета ИТМО [Сайт]. [2016] URL:http: // u3a.ifmo.ru /(дата обращения 10.09.2016)
7. Ястребов А.Е. Участие общественности в подготовке и принятии экологически значимых решений // Права и свободы человека и гражданина: Актуальные проблемы науки и практики: Сборник научных статей и докладов V Международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 141-143. Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2013.
1 Из выступления В.В. Путина на пленарном заседании Общероссийского форума «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» 15.01.2015г. // [Электронный ресурс] //Кремлин.ру [Сайт]. URL: http:// http://special.kremlin.ru/(дата обращения 13.09.2016)
1 Общественные экологические организации и наши возможности участия в экологическом движении [Электронный ресурс] // Онлайн-университет третьего возраста Университета ИТМО [Сайт]. [2016] URL:http: // u3a.ifmo.ru /(дата обращения 10.09.2016)
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ(в ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
1 Доклад об экологической ситуации в Орловской области в 2014 году./ Правительство Орловской области. Управление экологической безопасности и природопользования Орловской области (Орелоблэконадзор); Вышегородских Н. В., Куликов Ю. М., и др. – Орел, 2015. [Электронный ресурс] //Официальный сайт Администрации Орловской области по адресу: ] URL:http://orel-region.ru/(дата обращения 10.09.2016)
1 Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ( в ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст.133.
2 Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Орхусская конвенция], принята 25.06.1998г [Электронный ресурс] //Официальный сайт ООН [Сайт]. [2016] URL:http: //un.org/ru/documents/(дата обращения 10.09.2016)
1 Ястребов А.Е. Участие общественности в подготовке и принятии экологически значимых решений // Права и свободы человека и гражданина: Актуальные проблемы науки и практики: Сборник научных статей и докладов V Международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 141-143. Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2013.