АРХИТЕКТУРА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АРХИТЕКТУРА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ГОРОДОВ

Тешина Л.О. 1, Крюков Н.А. 1, Саньков П.Н. 1, Ткач Н.А. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Город является сложной социально-экономической, архитектурно-планировочной, инженерно-технической и эколого-экономической системой, имеющей разнообразные виды внутренних и внешних связей, обеспечивающей взаимосвязь и динамическое равновесие между объектами производственной и непроизводственной сферы, рост материального благосостояния и культурного уровня жизни, благоприятные условия для труда, быта и отдыха населения, качества и безопасности его жизнедеятельности (кбжд) [1, 2].

Для длительного обеспечения кбжд населения города необходим не только хорошо обоснованный генеральный план, но и программно-целевой подход в его социально-экономическом развитии. Конструирование модели желаемого состояния города начинается с построения дерева целей, отображающих качественное состояние сложной системы “природа - человек - (общество) - производство”, которая может рассматриваться как отдельная система, требующая своей структуризации.

При построении “дерева целей” определяются основные цели формирования функционирования и развития отдельных функциональных зон для достижения глобальной цели – КБЖДН (качества и безопасности жизнедеятельности населения). В многоуровневом графе глобальная цель является как бы корнем “дерева”, а реализующие её подцели - вершинами нижних уровней граф. Принцип - от общего к частному, в конце концов, приводит к появлению частных факторов или частных задач для решения проблемы.

При формировании целей должны быть соблюдены условия

1) соподчинённость - цели нижнего уровня подчиняются целям более высокого уровня и обеспечивают их достижение;

2) сопоставимость - цели одного масштаба и значимости располагаются на одном уровне системы;

3) полнота - вся совокупность подцелей определяет содержание главной цели высшего уровня;

4) взаимосвязанность - в системе целей не могут быть взаимоисключающие и изолированные цели;

5) определённость - предметная, временная, объективная;

6) реалистичность - обоснованность достижения целей по реальным возможностям и ресурсам.

  1. Любая цель формулируется первоначально в виде общественно-необходимой и полезной функции, а затем последовательно детализируется до конкретных планировочных процедур и объектов, с помощью которых и реализуют целевую функцию. Это позволяет в конечном итоге определить потребное количество ресурсов.

  1. Четвертый принцип показывает, что реализация весомой цели способствует реализации других, возможность более высокой степени реализации одних целей за счет снижения степени достижения других.

В соответствии с общими положениями о структуре целей в решении главной рассматриваемой проблемы можно выделить несколько главных взаимосвязанных целей первого уровня, каждая из которых содержит, в свою очередь, группу целей повышения КБЖДН. Каждой конкретной цели должен соответствовать свой критерий её достижения: количество видов и форм обслуживания в пределах транспортной доступности; вместимость учреждений на 1000 жителей; доля населения, обеспеченная современными условиями комфорта жилища; количество видов и форм рекреационного обслуживания; количество коек в больницах или врачей на 1000 жителей и др. Целесообразны, с нашей точки зрения, и такие показатели социально-экономического блока как рождаемость, здоровье, криминогенная обстановка и др.

  1. Достижение качества городской среды и жизнедеятельности - это сложная задача, но удержать это качество на достигнутом уровне (или постепенно улучшать показатели) не менее тяжелая задача, требующая больших денежных затрат и организационно-управленческих работ, согласованности ведомственных и территориальных интересов.

  1. Необходимо учитывать, что некоторые нормативы (ПДК, ПДУ, обеспеченности и др.) существенно изменяются во времени и, чаще всего, в сторону ужесточения. Например, предельно допустимые показатели некоторых вредных веществ, шума и др. в рабочей зоне. Но иногда ужесточение является необоснованным и противоречащим здравому смыслу. Например, требования понижения норматива на 5 дБА, для территорий, прилегающих к промышленным объектам, шумовое загрязнение от которых производится системами вентиляции и кондиционирования воздуха, в случае, когда фон ниже нормы. Поправка +10 дБА “... для шума, создаваемого средствами автомобильного, железнодорожного ..., в 2 м от ограждающих конструкций первого эшелона жилых зданий ...”, позволяет проектировщикам завышать норматив без специальных мероприятий для этих зданий (использование специальных шумозащитных и шумозащищенных домов).

На примере такого мощного фактора как шум, можно убедиться, что градостроительные ошибки часто являются прямой причиной шумового загрязнения ПМТ и ММТ, а чрезмерный шум, как известно, является прямой или косвенной причиной многих заболеваний, что приносит значительный ущерб.

В настоящее время, к сожалению, в своём большинстве видовая оценка совершенно затмила бытовую. Главные фасады домов, развёртка по улице, скверы и другие решения стали решающими в оценке проектов. Внешний вид, уличного ансамбля, безусловно, имеет большое значение. Но архитекторы забывают, что улица сегодня - это не улица прошлого столетия с каретами или санями на конной тяге, это городской транспортный шлюз (клоака) для пыли, гари, шума, электромагнитных волн и других отходов (прогресса) городского транспорта.

Противоположно, очевидно, мнение архитекторов о железнодорожных вводах в города. Эти дороги ещё в прошлом столетии считались источниками шума и пыли. Это отношение к железным дорогам со стороны градостроителей сохранилось до сих пор. Поэтому качество вида города из окна поезда не особенно заботит архитекторов. Въезд в город по железной дороге нельзя назвать “красным”.

Из приведённого материала, охватывающего лишь в общем виде возможности оценки качества городской среды, видно, что при хорошей нормативной базе проектировщик волен выбирать решения из более или менее богатого множества допустимых (по нормам) решений. Это один из доводов в пользу применения комплексных количественных показателей (индексов) качества городской среды (аналогично КБЖДН).

Выводы. Приведенные выше положения могут быть реализованы в виде специальной "Программы обеспечения акустической безопасности населения Украины". Для этого есть все необходимое: опыт, кадры и ряд правительственных программ и законов Украины (например, Закон Украины "О генеральной схеме планирования территории Украины») [3].

Литература

1. Саньков П.Н., Гилев В.В., Ткач Н.А. Влияние техногенных факторов на экологию // Научная монография; [под ред. Д.В. Елисеева]. Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. – 164 с. (С 98 -118)

2. Саньков П.М. Шум як фактор екологічної небезпеки архітектурного середовища// Науково-практичний журнал «Новини науки Придніпров’я». Серія «Архітектура та містобудівництво» за ред. Большакова В.І. – Дніпропетровськ: ПДАБА, 2011.- Вип. 3/2011- С. 53 – 59

3. Саньков П.М. Актуальні аспекти забезпечення акустичної безпеки населення в Україні // Международный научный журнал. – 2015. – № 5. – С. 43 –46.

Просмотров работы: 642