ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Гуселетова Е.С. 1, Пушкарева К.А. 1
1ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им.П.А. Столыпина» Институт экономики и финансов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для обеспечения своей деятельности предприятия должны располагать соответствующей материально-технической базой. Основными составляющими материально-технической базы являются основные средства. В их составе отражаются различные материально-вещественные ценности, используемые как средства труда в натуральной форме в течение длительного времени в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации. Эти средства должны приносить доход организации и не могут быть использованы для перепродажи.

Учет операций связанных с основными средствами является непростой задачей. Существуют общие правила, которые необходимо соблюдать при ведении бухгалтерского учета и при осуществлении операций с основными средствами. Для правильного ведения бухгалтерского и налогового учета, требуется постоянный контроль. Ведь даже самый опытный бухгалтер может неточно провести операцию, и в последующем, это может нанести вред организации. Избежать таких неприятностей возможно с помощью аудита.

Цель аудита учета основных средств состоит в определении соответствия методики учета основных средств на предприятии с нормативными документами, действующими на территории Российской Федерации. На основе этого формируется мнение о достоверности учета основных средств во всех существенных аспектах.

Аудиторская организация начинает планировать аудит до написания письма и заключения договора по проведению аудита. Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к характеру, срокам проведения и объемам аудиторских процедур[3].

Начальным этапом для проведения аудита является планирование, а именно разработка аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющих объём, виды и последующие осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования обоснования мнения.

Содержание общего плана приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Общий план аудита основных средств

Рабочий документ аудитора

ОБЩИЙ ПЛАН ПРОВЕРКИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СПК «ИВАНОВСКИЙ» ОМСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2015 г.

Организация: СПК «Ивановский»

Руководитель: Иванов В.И.

Проверяемый участок учета:

Учет основных средств

Телефон (факс): 8(3812) 62-12-10

Аудитор: Гуселетова Е.С.

Дата начала проверки: 30.11.2016 г.

Дата окончания проверки: 16.12.2016 г.

Проверяемый период: с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г.

№ п/п

Процедура

Дата проверки

ФИО аудитора

1

Проверка наличия и сохранности основных средств

30.11.2016 – 1.12.2016

Гуселетова Е.С.

2

Проверка движения основных средств

2.12.2016 – 7.12.2016

Гуселетова Е.С.

3

Проверка правильности начисления амортизации

8.12.2016 – 9.12.2016

Гуселетова Е.С.

4

Проверка инвентаризации с целью переоценки основных средств

12.12.2016

Гуселетова Е.С.

5

Проверка правильности налогообложения по основным средствам

12.12.2016 – 15.12.2016

Гуселетова Е.С.

6

Проверка отражения в отчетности всех операций по учету основных средств

16.12.2016

Гуселетова Е.С.

Рабочий документ использован / не использован

При составлении аудиторского заключения (ненужное зачеркнуть)

Руководитель аудиторской проверки________________ /К.А.Пушкарева /

Аудитор________________________________________ / Е.С.Гуселетова/

Рабочий документ принят 30 ноября 2016 г.

Но прежде чем составлять план аудита аудитору необходимо определить уровень риска, а также уровень существенности. Уровнем существенности является максимально допустимое значение искажения в отчетности проверяемого субъекта. Уровень существенности устанавливается аудитором на основании его профессионального суждения.

При проверке учета, отчетности и использования основных средств необходимо проверить:

  • на каком уровне находится контроль наличия и сохранности основных средств;

  • насколько правильно отнесены предметы к основным средствам и сгруппированы согласно классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;

  • правильно ли произведена оценка основных средств в учете;

  • правильно ли оформлены и отражены в учете операции по поступлению и выбытию основных средств, а также по ремонту основных средств и их износ;

  • результаты последней инвентаризации, либо узнать проводилась ли инвентаризация вообще на предприятии;

  • а также оборудовано ли помещение пожарно-охранной сигнализацией, и др..

Источником для получения информации об основных средствах являются первичные документы. Среди первичных документов по учету основных средств можно выделить акты приемки-передачи основных средств, инвентарные карточки, акты на списание основных средств, акты приемки-передачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов основных средств и др.

Аудиторскую проверку лучше начать с проверки документального оформления первичных документов, поскольку дальнейшее ведение бухгалтерского учета во многом зависит от правильности оформления первичной документации. Все свои действия, в ходе проведения аудита, аудитор должен фиксировать в рабочих документах[4].

Аналитический учет основных средств, как правило, ведется по отдельным объектам. Проверять правильность ведения аналитического учета основных средств можно либо сплошным методом, либо выборочным.

Каждому объекту основных средств присваивается инвентарный номер, а их учет ведется в инвентарных карточках. Аудитору необходимо проверить правильность ведения этих самых карточек[5].

Следующим этапом, на основании данных учета и первичных документов, необходимо проверить своевременность зачисления объектов в состав основных средств, а также правильность формирования их первоначальной стоимости. Поскольку от правильности оценки основных средств зависит достоверность отражения финансовых результатов, расчетов с бюджетом по налогу на имущество и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

На данном этапе необходимо проверить соответствие методологии, которая закреплена в учетной политике, с требованиями ПБУ 6/01 «Учет основных средств», и выяснить на каком счете отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств[2].

По мере эксплуатации объектов основных средств на них необходимо начислять амортизацию. Правильность начисления амортизации будет следующим этапом проверки. Проверка основывается на данных регистров бухгалтерского учета по начислению амортизации. Изначально изучается состав основных средств, по которым начисляется амортизация. Затем, путем пересчета норм, установленных при вводе объекта в эксплуатацию, проверяется правильность определения норм амортизации основных средств. Аудитору также необходимо убедиться в том, что методика расчета норм амортизации на предприятии соответствует требованиям их учетной политики и ПБУ 6/01 «Учет основных средств»[2]. Помимо проверки правильности начисления амортизационных отчислений необходимо также проверить, насколько правильно оформлены справочные данные по данным отчислениям.

В ходе аудиторской проверки также необходимо осуществить оценку сохранности и наличия основных средств. Аудитор должен проверить последние сроки и итоги проведения инвентаризации, а также, какие были выявлены ошибки, и пути их исправления. Если инвентаризация, по каким-либо причинам, не проводилась в течение двух-трех лет, то аудитор вправе потребовать ее проведения, к тому же это позволит более качественно провести последующую проверку, а также снизит уровень аудиторского риска.

Также нужно проверить порядок оформления документации и отражения в учете операций по выбытию основных средств, в случае их продажи, безвозмездной передачи, либо списания из-за их физического износа и др.

Окончательным этапом, при проведении проверки, аудитору необходимо осуществить анализ и обобщение результатов аудита, а также выразить свое мнение о результатах проверки в аудиторском заключении. Согласно Федеральному Закону от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица[1].

Библиографический список

  1. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ [Электронный ресурс]. – М., [2016].– Режим доступа: информационно-правовая справочная система КонсультантПлюс.

  2. Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н (ред. от 16.05.2016) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" [Электронный ресурс] – М. , [2016] . – Режим доступа: информационно-правовая справочная система КонсультантПлюс.

  3. Постановление Правительства РФ "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности"(Правило (стандарт) №3 "Планирование аудита") от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) [Электронный ресурс] – М. , [2016] . – Режим доступа: информационно-правовая справочная система КонсультантПлюс.

  4. Еленевская Е.А. Учет, анализ, аудит: Учебное пособие / Е.А.Еленевская, Л.И.Ким и др.; Под общ. ред. Т.Ю.Серебряковой - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 345 с.

  5. И.В. Федоренко Аудит: Уч./Федоренко И. В., Золотарева Г. И. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 272 с.

Просмотров работы: 774