Цель научной работы: создание инвестиционного бизнес-проекта, включающего комплекс мероприятий, направленных на повышение результативности деятельности ЗАО «Орловский мелькомбинат».
ЗАО «Орловский мелькомбинат» - одно из крупнейших предприятий хлебопродуктового комплекса России, работающее на рынке с 1961 года.
Основными направлениями деятельности являются:
приемка, сушка, очистка, хранение зерна в Орле: пшеницы, кукурузы, ячменя, ржи, гречихи, овса (продовольственного и непродовольственного);
переработка зерна в Орле на «давальческих» условиях;
приемка, хранение, отпуск шротов, жмыха;
фасовка продукции в мелкую тару весом
отпуск муки без тары (насыпью) в муковозы, а также в мешках, вес мешка 50 кг;
отпуск зерна на автотранспорт и ж/д транспорт.
ЗАО «Орловский мелькомбинат» выпускает продукцию широком ассортименте:
мука пшеничная;
полнорационные и концентрированные комбикорма;
крупы;
отруби пшеничные;
отруби ржаные
Основные направления совершенствование:
совершенствование технологии производства;
расширение выпускаемой продукции
совершенствование маркетинговой политики.
Мы выбрали: расширение выпускаемой продукции. Предлагаем открыть макаронный цех.
Проанализировав рынок макаронных изделии в России за период с 2014 по 2016 года мы выявили, что производство макаронных изделий сократилось на 3,3 %. Мы сделали вывод о том, что это в большей степени произошло из-за ажиотажа и высоких темпов роста на производство макаронных изделий.
Также можно рассмотреть какие макаронные изделия предпочитают покупатели на полках магазинов.
Мы сделали расчет динамики производства макаронных изделий за 2015-2016 годы (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика производства макаронных изделий за 2015-2016 гг.
На рисунке 2 представлены предпочтения покупателей при выборе макаронных изделий.
Рисунок 2. Виды и предпочтения при выборе макаронных изделий.
Как видно из представленного рисунка наибольшее предпочтение при выборе макаронных изделий отдают «рожкам» (35 %). Вторым по популярности видом макаронных изделий, которые берут с полок магазинов являются «трубочки» (29 %). На третьем месте – «ракушки» (14 %).
Дальше рассмотрим сегменты рынка макаронных изделий в России.
Какие же макароны предпочитают наши сограждане? Проведя исследование рынка, мы пришли к выводу, что ¾ населения страны предпочитают приобретать нефасованные макароны, и лишь ¼ - фасованные.
Так же мы провели исследование того, какой класс макаронных изделий приобретают в большей степени. Наибольшим спросом (37%) среди покупателей пользуются макароны, так называемого, «эконом-класса». Их стоимость варьируется от 30 до 80 рублей. Вторым по популярности (35 %)являются макароны класса «средний плюс». Стоимость этого вида макарон может достигать 300 рублей. На третьем месте (23%) по предпочтения потребителей являются макароны среднеценового класса. Их стоимость составляет от 80 до 150 рублей. И самым низким спросом (5%) (что не удивительно) пользуются макароны премиального класса. Их стоимость может достигать 800 рублей за 500 грам.
Стоит также отметить тот факт, что весовые макаронные изделия покупают в 22 случаях из 100. Что касаемо фасованных макаронных изделий, то их приобретают в 47 случаях из 100. В 37 случаях потребителям неважно фасованные макароны или же нет.
Ниже приведен рейтинг производителей макаронных изделий. Были выделены 10 фирм, которые пользуются наибольшей популярностью у покупателей. Три года подряд пальма первенства у макаронных изделий под названием «MAKFA»(2014 – 60,8%; 2015 – 60,1%; 2016 – 56,3%). Так же в тройку лидеров данного сегмента рынка входят (уже три года) макароны «BARILLA» (2014 – 9,3%; 2015 – 13,8%; 2016 – 16,1%) и макароны «Шебекенские» (2014 – 13,9%; 2015 – 12,7%; 2016 – 14,5%). Стоит отметить, что в десятку самых покупаемых макарон вошли также «Галина Бланка», «Паста Зара», «Ролтон» и др.
В связи с тем, что мы собираемся открывать цех по производству макаронных изделий необходимо соответствующее оборудование.
Технические характеристики Мукопросеивателя ВОСХОДА ПВГ-600М
Стоимость: 28815 рублей
Технические характеристики Тестомеса ПЕНЗМАША ТММ-140
Цена: 145453 рублей
Макаронный пресс
Цена: 120000 рублей
Сушильный шкаф ШС-03
Цена: 120000 рублей
Оборудование для фасовки и упаковки макарон
Цена: 300000 рублей
Таблица 1 – Итоговая таблица расходов на покупку и доставку оборудования
Оборудование |
Цена покупки, руб |
Цена доставки, руб |
Итого, руб |
Мукопросеиватель ВОСХОД ПВГ-600М |
28 815 |
6 000 |
34 815 |
Тестомес ПЕНЗМАШ ТММ-140 |
145 453 |
6 000 |
151 453 |
Макаронный пресс |
120 000 |
6 000 |
126 000 |
Сушильный шкаф ШС-03 |
300 000 |
6 000 |
306 000 |
Оборудование для фасовки и упаковки макарон |
300 000 |
6 000 |
306 000 |
Итого, руб |
894 268 |
30 000 |
924 268 |
Услуги доставки из города Москва в город Орел осуществляются компанией Деловые линии.
Предлагаемая продукция:
Рожки;
Трубочки
Ракушки
Перья и звезды
Колечки и алфавит
В данной таблице представлены объем выпуска макаронных изделий за месяц, и, соответственно, выручка продаж за месяц и год.
Таблица 2 - Выручка по видам продукции.
Выпуск за месяц, кг |
Мука для изготовления, кг |
Цена за 1 пачку, руб |
Выручка с продаж за месяц, руб |
Выручка с продаж за год, руб |
|
Рожки |
1600 |
1520 |
40 |
128000 |
1536000 |
Трубочки |
1160 |
1045 |
30 |
69600 |
835200 |
Ракушки |
650 |
618 |
47 |
61100 |
733200 |
Перья и звезды |
400 |
380 |
33 |
26400 |
316800 |
Колечки и алфавит |
290 |
276 |
33 |
19140 |
229680 |
Итого: |
4100 |
3839 |
304 240 |
3 650 880 |
В таблице 3 представлен персонал, который нам потребуется для производства и доставки макарон.
Таблица 3 – Персонал, необходимый для производства и доставки макарон.
Персонал |
Месяц, руб. |
Маркетолог |
15000 |
Рабочий по обслуживанию тех.линии |
14000 |
Помощник по обслуживанию тех.линии |
10000 |
Помощник по обслуживанию тех.линии |
10000 |
Технолог |
16000 |
Водитель |
15000 |
Уборщица |
9000 |
Ремонтник-наладчик |
12000 |
Кладовщик-грузчик |
13000 |
Зарплата |
114000 |
Налог на з/п |
34200 |
Итого затраты на з/п |
148200 |
Ниже приведены расходы производства.
Постоянные ежемесячные затраты
Коммунальные платежи = 7 000 руб.
Фонд оплаты труда = 148 200 руб.
Амортизация = 7 394 руб.
Переменные ежемесячные затраты:
Исходное сырье = 72 941 руб.
Тара для упаковки = 4 000 руб.
Таким образом, годовые затраты составят 3 024 096 руб.
Рассчитаем наш доход и прибыль.
Доход за год составит 3 650 880 рублей. Расходы за этот же год равны 3 024 96 рублей. Проведя несложную операцию увидим, что наша прибыль будет равна 627 784 рубля.
В РФ на прибыль введен налог в размере 20 %. Вычтем из полученной прибыли еще 20 % и уже получим чистую прибыль в размере 501 427 рублей 20 копеек.
Теперь мы можем рассчитать срок окупаемости.
Он рассчитывается как отношение капитальных вложений на ежегодную прибыль.
Капитальные вложения состоят из сырья (муки = 72 941 руб.), оборудования (924 268 руб.), з/п (148200 руб.), коммунальных платежей (7 000 руб.) и упаковки (4 000 руб.). Таким образом, капитальные вложения равны 1 156 409 руб. А прибыль равна 501 427 рублей 20 копеек.
Таким образом срок окупаемости составит 2,5 года.
Рентабельность активов: прибыль до налогооблажения/чистая прибыль: 626 784/ 501 427,2=125%
Рентабельность активов(ROA) характеризует степень эффективности использования имущества организации, профессиональную квалификацию менеджмента предприятия. Данный показатель называют нормой прибыли.
Рентабельность продаж: прибыль/выручка*100%:501 427,2/3 650 880=13,73%
Рентабельность продаж показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции.
Рентабельность производства: прибыль/расходы*100%: 501 427,2/ 3 024 096=16,58%
Рентабельность производства характеризует экономическую эффективность бизнеса или его подразделения. Рентабельность производства показывает, насколько результативно используется имущество предприятия.
В настоящее время на рынке макаронных изделий функционирует около 150 производителей, которые в основном выпускают продукцию среднего ценового сегмента. Эксперты отмечают стабильное развитие и повышенный спрос на макароны из твердых сортов пшеницы.
По причине дороговизны импортной продукции, прогнозируется абсолютное доминирование отечественных компаний на рынке.