После Мировой конференции по окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992) во всех индустриально цивилизованных государствах, государствах с переходной экономикой и в многочисленных развивающихся государствах начали разрабатываться стратегии стабильного формирования, сложной составляющей которых считаются природозащитные аспекты. В многочисленных государствах разрабатываются государственные, областные и районные проекты по охране окружающей Среды, значимым компонентом каковых считаются трудности управления отходами, в том числе и ТБО.
В связи с этим нужно в недалеком будущем сформировать спец. технологию многочисленной очистки муниципальных, аграрных территорий, а кроме того аграрных угодий, полей, лесозащитных полос и посадок, обочин путей от неразрешенных свалок разного мусора. Это даст возможность противодействовать направленностям небезопасного накопления мусора, его естественного сжигания, самовоспламенения, попадания крупных количеств возникающих токсических элементов в атмосферу, реки и водоёмы.
Особенно сложной задачей считаются твёрдые бытовые отходы (ТБО), которые представляют собою чрезвычайно неустойчивую неконтролируемую смесь бумаги, картона, пищевых фрагментов, пластика, резины, стекла, строй мусора, металлов, батареек и иного. Подготовительная сортировка ТБО муниципальным населением и общественными службами в Российской федерации почти не ведется. Механическая сортировка ТБО технически трудна и сейчас не находит обширного использования. Прямая переработка либо сжигание крупных количеств остатков технически крайне проблематична, экологично опасна и экономически неэффективна. По этой причине потребуется срочное разрешение трудности ТБО при обеспечении более экономически и экологично успешного их применения и обработки с получением полезной продукции.
Объект и предмет исследования. Объектом анализа являются особенности развития предпринимательской деятельности в сфере утилизации ТБО.
Предмет исследования - экономические и институциональные отношения, характеризующие порядок развития предпринимательской деятельности в сфере утилизации ТБО.
Теоретическая основа исследования. Достоверность и обоснованность положений и выводов дипломной работы базируются на изучении трудов отечественных и зарубежных экономистов, законодательных и правовых актов, материалов международных финансовых организаций, исследований научных институтов, анализе информационных и статистических материалов.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе выявляются недостатки юридического механизма развития предпринимательской деятельности в сфере утилизации ТБО и формулируются предложения по совершенствованию его нормативно-правового развития.
Понятие и сущность предпринимательства как объекта развитияВ последние годы (начало XXI столетия) целый ряд причин вызвал новый всплеск дискуссий о роли государства в развитии бизнеса. Так, отмечается, что в настоящее время новая приоритетная роль государства состоит, прежде всего, в его ответственности за коллективные интересы общества. Как субъект рыночных отношений, государство должно иметь свои собственные интересы, направленные на сохранение экономической и социальной безопасности, и эффективно увязывать их с системой интересов частного бизнеса. В ряде работ рассматриваются проблемы эффективности применения косвенных регуляторных механизмов функционального перераспределения валового дохода государства на социальные и хозяйственные нужды. Общий недостаток многих работ заключается в отсутствии конкретных предложений, которые можно было бы рекомендовать к реальному внедрению в практику экономической деятельности предприятий или в практику государственного управления развитием бизнеса
Эффективность государственного влияния определяется преимущественно тем, как органы власти определяют состояние экономической и социальной систем и какими целями руководствуются при принятии государственных решений. Государство в лице соответствующих органов управления является мобилизирующей и интеграционной силой, способной обеспечивать устойчивое развитие социально-экономических тенденций в стране используя как властные (или нормативно-правовые), так и рыночные (или экономические) методы влияния на объекты управления
Как отмечает Г.Б. Клейнер модели взаимоотношений общество (как совокупность проживающих в данное время людей) и экономика (как совокупность действующих экономических агентов) озабочены преимущественно текущими проблемами. В то время как государство – по крайней мере, в идеале – является базовой конструкцией всех процессов, происходящих в стране. Именно государство, если оно не ассоциировано ни с какой-то конкретной группой лиц, несет ответственность за преемственность и поступательность развития данной страны во времени, а также в экономическом пространстве. В данном случае объектами заботы государства должны стать не только проживающие граждане сейчас на его территории, но и будущие поколения людей.
Государство как субъект передачи правоохранительных и нормотворческих полномочий, выступает производителем общественных благ, аккумулятором налоговых поступлений, интеллектуального и информационного ресурса, поэтому его роль состоит, в первую очередь, в том, чтобы проявлять заботу не только о нынешнем, но и о будущих поколениях граждан и экономических субъектов. Таким образом, в функции государства входит не только обеспечение национальной безопасности (безопасности страны), но и обеспечение экономического развития хозяйствующих субъектов.
Спецификой реформ системы государственного управления является сложность установления объективных количественных показателей эффективности проводимых реформ. Соответственно, значительная часть ряда показателей эффективности базируется на результатах опросов (представителей бизнеса, населения, госслужащих).
В массе своей деятельность таких единичных хозяйств формирует экономический потенциал страны, и поэтому государству должно быть далеко не безразлично, как будет осуществляться распределение дохода.
Развитие предпринимательства имеет большое значение для привлекательности страны, ее внешних и внутренних инвестиций, поддержки экономических отношений с другими государствами, формирования стратегии развития национальной экономики. Это средство существования и самосовершенствования миллионов граждан. Но невозможно точно оценить состояние его развития, когда отсутствует общепринятое трактовка "предпринимательство", единое для всех органов и институтов управления государства.
Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли1.
Анализ современных подходов к определению предпринимательства, как исследовательских, так и законодательных, позволил сделать вывод, что под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям (показателям), направленная на удовлетворение определенных потребностей посредством осуществления предпринимательская деятельности связанной с комбинацией ресурсов, в условиях риска.
Основными причинами, тормозящими развитие малого бизнеса являются следующие: низкая доступность финансовых ресурсов; недостаток квалифицированного персонала и компетенций; низкая доступность площадей и инфраструктуры; неразвитость государственной поддержки малого предпринимательства, ограниченный доступ к рынкам сбыта; административные барьеры и коррупция; недостаточное информационное обеспечение деятельности.
Малый бизнес не в состоянии на равных конкурировать с большим, поэтому государство должно проводить целенаправленную политику, обеспечивающую благоприятные условия для развития МСП. Государственное регулирование базируется на ряде принципов: протекционизме, программно-целевом подходе, дифференцированности поддержки, мотивационной направленности, обусловленной гарантии и ответственности, эффективном сочетании исключительно протекционистских мер с теми, что обеспечивают свободу рыночного саморегулирования текущей хозяйственной деятельности2
Практика свидетельствует о существовании двух разновидностей соответствующей государственной политики. Первый - жесткое государственное регулирование с использованием протекционизма. Второй - более либеральный, в основе которого находится закон саморегуляции рынка, где в условиях конкуренции выживает сильнейший. Несмотря на наличие органов власти федерального и регионального значения, их структурных подразделений, отвечающих за развитие предпринимательства, можно констатировать только лишь начало работы в направлении развития бизнеса.
Целесообразно продолжить работу над разработкой научно обоснованных показателей мониторинга, позволяющих оценить состояние представителей бизнеса, а также определить оптимальный механизм государственного регулирования в данной сфере. Кроме этого, необходимо разработать механизм, позволяющий определить оптимальное соотношение крупного, среднего и малого бизнеса. Данная мера позволит формировать необходимую конкурентную среду в экономике, увеличивать занятость населения, самозанятость и реальную возможность самореализации.
Анализ специфики развития малого предпринимательства позволил сделать выводы, что созданные региональной властью формальные экономические институты, направленные на развитие предпринимательства, к сожалению, не находят массового применения, поскольку по своей функциональности значительно уступают широко распространенным неформальным институтам, с помощью которых экономические агенты достигают своих целей с меньшими трансакционными издержками.
Комплекс мер по организационной поддержке малого и среднего предпринимательства, методического и информационного обеспечения, развития инновационной деятельности, сокращения административных барьеров, усовершенствования нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности, повышения уровня занятости молодежи, повышения профессионального и культурного уровня ведения предпринимательской деятельности в современных условиях реализуется в рамках региональных программ развития малого предпринимательства в регионах3.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой определения национальной политики в отношении малых предприятий является прерогативой федеральных органов власти, а конкретные меры реализуются на уровне регионов. Очевидно, что политика федеральных и региональных органов власти должна быть скоординированной и сбалансированной, чтобы не снижать конкурентоспособности предприятий. Так, в Испании в последние годы возникло ряд проблем, связанных с согласованием функций и действий властей разного уровня. Особую остроту они приобрели после появления здесь фондов ЕС по поддержке малого предпринимательства, большая часть которых была задействована в регионах без ведома правительства Испании.
Как правило, в странах ЕС дела малых и средних предприятий находятся в компетенции министерства экономики и (или) министерства промышленности и торговли. Германия и Нидерланды, например, имеют отделы по делам малых и средних предприятий в Министерстве экономики. Во Франции соответствующий отдел создан в Министерстве промышленности. В Великобритании даже существует Министерство малого бизнеса. Что касается программ развития малых и средних предприятий, то они разрабатываются с расчетом на участие сразу нескольких министерств, что опять же требует координации усилий4.
Изучение опыта зарубежных стран приобретает важное значение для РФ. В странах с развитой рыночной экономикой прослеживается отраслевая приоритетность поддержки малого предпринимательства.
США является страной с самым высоким уровнем предпринимательской активности в мире. Расцвет малого бизнеса в США обеспечивает в значительной степени надлежащая поддержка со стороны государства. Конгрессом США еще в 1953 году на правах федерального ведомства была создана Администрация по делам малого бизнеса. В конце 80-х - начале 90-х годов Правительство США провело через Конгресс ряд законодательных актов и поправок к ним. Эти акты отразили радикальные изменения государственной научно-технической политики США.
В США малые предприятия, имеющие небольшие объемы доходов, могут применять кассовый метод учета, вместо учета методом начисления, кроме того, им позволяют извлекать из налогообложения инвестиции в капитальные активы, если их объемы за год не превышают 24 тыс. долл. 5
Опыт США показывает, что обеспечение займов является одной из наиболее эффективных форм государственной поддержки предпринимательства, поскольку решается вопрос о привлечении к этой цели банковских кредитов. Именно эта форма поддержки позволяет активизировать ресурсы и использовать инициативу предпринимателей.
Таким образом, предпринимательская деятельность - сложная категория, ее можно рассматривать в разных аспектах: организационном, экономическом, юридическом и др. В связи с чем отечественное предпринимательское право регулирует разнородные отношения в сфере экономики: предпринимательские горизонтальные и вертикальные, а также внутрифирменные6.
В то же время предпринимательская деятельность отличается от хозяйственной деятельности наличием риска, связанного с ведением предпринимательской деятельности. Хозяйственная деятельность может допускать существование убыточных юридических лиц.
Несмотря на наличие риска, некоммерческим организациям позволено заниматься предпринимательской деятельностью (ч. 3 ст. 50 ГК РФ). Используется и еще одно понятие «торговая деятельность (торговля)» для описания предпринимательской деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Понятие торговой деятельности является относительно новым для отечественного законодательства, что обусловлено новым укладом экономики, установленным Конституцией Российской Федерации 1993 года7.
Термин «торговая деятельность» получил законодательное закрепление в ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»8) (далее – Закон о регулировании торговой деятельности): торговая деятельность (далее также – торговля) – вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Данное определение дает общую характеристику сущности данного понятия9.
В научной литературе справедливо отмечается, что в международном понимании торговая деятельность объединяет не только торговлю товарами, но и предоставление услуг10. Подтверждением служит содержащееся в п. 7 ст. 17 Типового закона ЮНСИТРАЛ «Об электронной торговле».
По мнению Т.А. Батровой, буквальное толкование предложенного законодателем понятия из сферы действия Закона о регулировании торговой деятельности фактически исключает реализацию гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, которая не является предпринимательской деятельностью (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»11).
Такое положение дел представляется не очень логичным, учитывая положения п. 4 ст. 11 Закона о регулировании торговой деятельности, предусматривающего предоставление указанным лицам мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке. Кроме того, из сферы действия закона практически выведена торгово-посредническая деятельность, которая выходит за пределы операций по покупке и продаже товаров12.
Предложенное законодателем в окончательной редакции определение торговой деятельности далось нелегко, так как при рассмотрении Закона о регулировании торговой деятельности были предложены и иные, местами более содержательные, понятия.
Так, заслуживает внимания определение торговой деятельности как деятельности по систематическому заключению договоров розничной купли-продажи, бытового подряда, оказанию бытовых услуг потребителям либо деятельность по заключению договоров поставки, одной из сторон которого является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, систематически заключающий договоры розничной купли-продажи с потребителями и организующий непосредственное доведение поставленного товара до потребителя13, предложенное в Проекте Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы ФС РФ. Также предлагалось рассматривать торговую деятельность, как деятельность хозяйствующих субъектов, связанную с организацией и осуществлением ими продажи товаров14; или как деятельность, связанная с организацией и осуществлением продажи товаров15.
Некоторые ученые полагают, что формулирование термина «торговая деятельность» возможно через указание входящих в ее состав видов торговли – оптовой и розничной16.
Использование такого приема в законотворчестве обычно обусловлено тем, что понятиям, являющимся составными частями более общего понятия, сложно дать определения, не используя те же признаки, которые характеризуют общее понятие. Однако, безусловно, данный вариант наименее эффективен и приемлем. Стоит отметить, что законодатель отказался от такого приема, что представляется правильным. Указанием на предпринимательскую деятельность, были выведены отношения между гражданами, возникающие в результате приобретения и продажи товаров.
В некоторой степени смешение понятий «коммерческая деятельность», «предпринимательская деятельность» и «торговая деятельность» вызвано терминологически неверным обозначением в Гражданском кодексе РФ юридических лиц, основной целью деятельности которых является получение прибыли в качестве коммерческих организаций. В переводе с латыни «commercium» означает «торговля», вследствие чего можно сделать неверный вывод, что Гражданский кодекс РФ подразделяет всех юридических лиц на торговые и неторговые организации. Между тем, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, именуются в Гражданском кодексе РФ индивидуальными предпринимателями.
1.2 Методы развития предпринимательской деятельности в сфере утилизации ТБОРоссийская Федерация - не единственное государство в Европе, перед которой стоят проблемы в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО) на уровне органов местного самоуправления. Рост численности населения в крупных городах, быстрая индустриализация и рост рынков во всех странах приводят к неизбежному увеличению количества бытовых отходов, которые генерируются. Однако большинство европейских государств способны защитить окружающую среду и достаточно эффективно внедрять современные технологии переработки и утилизации ТБО для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, охраны окружающей среды и ресурсосбережения. Несмотря на достигнутые очевидные положительные результаты, государственные и местные органы власти в этих странах принимают дополнительные усилия для развития конкурентных рынков поставщиков услуг и создания привлекательной бизнес-среды для инвесторов.
В то время как некоторые европейские страны планируют через 5-7 лет полностью прекратить захоронение твердых бытовых отходов на полигонах, большинство российских населенных пунктов продолжают интенсивно использовать существующие свалки, техническое состояние которых во многих регионах не соответствует установленным техническим требованиям. Отсутствие необходимых средств в бюджетах всех уровней, малопривлекательный для инвесторов бизнес-климат в РФ, экономическая нестабильность, бездействие некоторых местных органов власти и населения, а также споры по земельным вопросам на местном уровне в течение последних лет заставляют РФ продолжать строительство новых полигонов вместо разработки и внедрение современной системы управления твердыми бытовыми отходами и мощностями по их переработке и утилизации.
Низкая инновационно-инвестиционная активность субъектов хозяйствования в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами выражается в медленных темпах внедрения раздельного сбора бытовых отходов, сортировки, энергетической утилизации и тому подобное.
Грамотное продвижение и внедрение системы раздельного сбора ТБО в жилом секторе населенных пунктов, создание и развитие технологических цепочек через коммунальные или частные предприятия позволит сократить объем ТБО, которые ежедневно вывозятся на местные полигоны / свалки, на 25-30%. Эта деятельность требует владения профессиональными знаниями и компетентных действий органов местной власти, а также привлечение (путем проведения просветительских кампаний и экономической мотивации) и сотрудничества с населением, проживающим в многоквартирных домах и владельцев частных домов коттеджного типа.
При осмотре международного опыта и практик, европейских директив в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами становится очевидно, что европейская политика об отходах в качестве приоритетной цели ставит предотвращение и уменьшение производства отходов и их вредного воздействия. Этого можно достичь путем применения чистых технологий, экономии природных ресурсов, разработка экологически безопасных продуктов и надлежащих технологий конечной утилизации опасных веществ, содержащих отходы, предназначенные для вторичного использования.
Основной целью является вторичное использование отходов с помощью переработки, повторного использования, улучшения или любого другого процесса с получением вторичного сырья или использования отходов в качестве источника энергии («восстановления энергии»). Управление отходами регулируется большим количеством директив и регламентов ЕС.
Большинство старых стран-членов ЕС профессиональную систему сбора отходов, которая обеспечивается либо муниципальными властями, или частными компаниями, наделенными компетентными органами полномочиями обращения с отходами. Национальное законодательство обычно монополизирует такие муниципальные услуги по сбору отходов и переработки определенных фракций отходов, особенно когда это касается отходов домохозяйств.
В странах ЕС предусмотрено существенное сокращение размещения на полигонах отходов, биологически разлагаются (по сравнению с объемами их образования в 1995г.): в 2017 - на 55%, в 2020 гг. - на 67% . В Швеции, Дании, Швейцарии, Германии, Бельгии, Норвегии, Австрии, Нидерландах уровень переработки твердых бытовых отходов составляет от 30 до 50%, другие европейские страны перерабатывают от 15 до 30% своих отходов. В США тепловая энергия, вырабатываемая из твердых бытовых отходов, является основным источником возобновляемой энергии (35,6% в общем объеме их производства).
Практически полный раздельный сбор всех отходов упаковки осуществляется только в Германии и Австрии. В других европейских странах осуществляется раздельный сбор только отдельных фракций отходов упаковки. Ответственность за такой тип сбора отходов упаковки несет местная власть (в Великобритании, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Франции, Финляндии), частные компании или муниципальные предприятия (в Австрии и Германии), общественные организации (в Бельгии), в Швеции работает система приемных пунктов. Только в 2014 году от сбора и переработки тары и упаковки Германия получила доход в размере 10 млрд. Евро.
Практически во всех европейских странах финансирование сбора, сортировки и утилизации использованной упаковки осуществляют уполномоченные некоммерческие организации, которые заключили соответствующие соглашения с промышленными производителями и потребителями упаковки, местными властями и организациями, специализирующимися на сборе и утилизации отходов.
Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности в сфере утилизации ТБО находится в комплексе мер государства, направленных на регулирование экономики в целом (рис. 1.1). Несмотря на наличие различных механизмов государственного регулирования, на практике ситуация несколько иная. Органы государственной власти стараются переложить максимальное количество функций на рынок как наиболее эффективный механизм, способный саморегулироваться. В то же время в развитых странах значительную ответственность за регулирование рынка берет на себя именно государство, так как практика показала желание предпринимателей обогащаться, даже если это приведет к значительным негативным социальным последствиям.
Промышленная политика государства (торгово-промышленная палата) |
||||||||||
Государственноерегулированиеэкономики |
Государственное регулирование и поддержка бизнеса (законодательные акты) |
Инструменты государственногорегулирования и поддержкипредпринима-тельства |
Благоприятныйпредприни-мательский климат |
Предприни-мательская активность бизнеса |
Положительные эффекты и рост экономики, измеряемый совокупностью социально-экономических показателей народного хозяйства |
|||||
Государственное регулированиедругих сферэкономики |
||||||||||
Рисунок 1.1 - Место государственного регулирования и поддержки предпринимательской деятельности 17 |
Механизм взаимодействия, который наиболее часто используется со стороны государства - это влияние на бизнес посредством административных рычагов. Несколько реже государство прибегает к экономическим способам работы с бизнесом. Наиболее остро стоит проблема недостаточной обеспеченности финансовыми ресурсами, в первую очередь собственными средствами. Необходимым условием развития предпринимательской деятельности в сфере утилизации ТБО являются совместные и согласованные действия региональных и муниципальных властей, направленные на создание среды, в которой предприниматели имели бы возможность решать материальные, кредитно-финансовые, кадровые и другие проблемы в своём районе.
Относительно низкие показатели эффективности предпринимательской деятельности в сфере утилизации ТБО по сравнению с международной бизнес-практикой носят системный характер и обусловлены влиянием ряда факторов правового, экономического, социального, политического характера.
1. Проблемы нормативно-правового регулирования условий ведения предпринимательской деятельности в сфере утилизации ТБО: данная проблема связана с непредсказуемостью «правил игры» для отечественного бизнеса, что, с одной стороны, обусловливает неопределенность будущего и, соответственно, большой риск при реализации стратегических планов развития: инвестирования в расширение основных фондов и модернизацию оборудования, с другой - создает неблагоприятные предпосылки для злоупотреблений со стороны органов власти и контролирующих организаций, которые зачастую создают инструкции, правила, нормативы «под себя» и предприятие вынуждено либо отвлекать людские и финансовые ресурсы для постоянного мониторинга нововведений в законодательстве, либо нести финансовые потери в виде штрафов и иных санкций. С этой проблемой связана также такая проблема, как слабая юридическая защищенность предпринимательской деятельности в сфере утилизации ТБО, которая не может гарантировать защиту компаний от: рейдерских атак, незаконных действий контролирующих органов, противозаконных действий со стороны компаний конкурентов и т.д. Безусловно, случаи «недружественного» поглощения компаний имеют место и в зарубежной практике, однако, не в таких масштабах и на других основаниях (юридические «лазейки», финансовая «экспансия» и т.п.).
Зарубежная практика на протяжении столетий сформировала «правила игры» для бизнеса, законодательная база является более стабильной, а ответственность государственных контролирующих органов за неправомерные действия более регламентирована18.
2. Проблемы, обусловленные отсутствием долговременных традиций ведения предпринимательской деятельности в сфере утилизации ТБО, что связано с последствиями административно-командной экономики, когда государство брало на себя не только решения, но и экономическую ответственность за эти решения. В условиях рынка предприниматели сами должны заниматься вопросами выбора направления и обеспечения эффективности своей деятельности и нести ответственность за просчеты в этой области. Хотя период «дикого капитализма» в России закончился, тем не менее, методы ведения бизнеса в значительной степени уступают зарубежным. Становление традиций цивилизованного предпринимательства требует длительного периода времени, который западные компании уже успели пройти.
Как показал анализ теоретических и практических аспектов становления и развития малого предпринимательства, в российской экономике и на уровне формальных, и неформальных институтов в целом обеспечена свобода предпринимательской деятельности. Однако в настоящее время, по крайней мере, две тенденции могут существенно ограничить ее в долгосрочной перспективе. Во-первых, государство на протяжении последних лет расширяет экспансию в экономику. Во-вторых, действует «феномен избыточного регулирования», который ведет к постоянному воспроизводству и даже расширению административных барьеров для ведения бизнеса.
Если первую тенденцию можно назвать субъективной (результат политической воли), то вторая - институционально закономерное явление. Несмотря на то, что государство обладает реальной способностью обеспечить соблюдение «рыночного» законодательства, неформальные институты российского общества по-прежнему продолжают стимулировать безответственное поведение. Данный институциональный конфликт находит свое разрешение в избирательном применении формальных норм.
Основные направления совершенствования развития предпринимательской деятельности в сфере утилизации ТБОКак свидетельствует практика, формы, методы, рычаги государственного воздействия, направленного на обеспечение устойчивого развития, применяемых в различных странах мира, формируются под влиянием многих факторов и имеют значительные различия в масштабах их применения в зависимости от места нахождения страны, действующей в стране модели управления, общего состояния социально-экономического развития и других факторов. Кроме того, средства государственного влияния в каждой из стран различаются между собой в зависимости от того, на решение которой аспекта развития они направлены и какие задачи в связи с этим должны решать.
Вследствие роста материального производства, потребительской активности населения, нерационального использования минерального сырья, ограниченного вовлечения вторичных ресурсов в материальное производство, отсутствия действенных организационно-экономических механизмов стимулирования рециклинга отходов в настоящее время глобальный характер приобрела проблема твердых отходов (промышленных и бытовых).
Сегодня в большинстве стран управления ТБО включает несколько обязательных этапов. Можно выделить следующие:
- разработка программы по снижению объемов создания ТБО;
- широкое внедрение вторичного использования фракций отходов, обладающих потребительскими свойствами;
- использование соответствующих фракций ТБО в качестве сырья для производственных процессов;
- утилизация энергетического потенциала отходов;
- захоронение остатков ТБО, не обладающие никакими полезными свойствами, на экологически нейтральных полигонах.
Современная практика управления ТБО должна предполагать принцип устойчивого развития и может быть кратко представлена следующим перечнем операций19:
- редукция;
- вторичное использование;
- переработка;
- извлечение энергии;
- захоронение остатков.
Анализ результатов решения аналогичных проблем в других регионах показывает, что пути решения проблемы ТБО разные, так же как и разное социально-экономическое положение в регионах РФ.
Зарубежный опыт решения этой проблемы кардинально отличается от российского, поскольку в развитых странах является эффективно функционирующая рыночная экономика, обеспечивает постоянный рост жизненных стандартов, касающихся уровня жизни и качества окружающей среды. В развитых странах есть мощный средний класс, который диктует свои условия, обусловленные уровнем экономического развития и качества окружающей среды. Эти страны располагают свободными средствами для инвестирования развития инфраструктуры по переработке и утилизации ТБО. В большинстве развитых стран является сфера сформировавшейся по рациональному управлению ТБО. Кроме этого существуют государственные стратегии и программы по устойчивому развитию в сфере обращения с ТБО. Как пример такого рода регулирования может быть рассмотрен итальянский закон об использовании альтернативной электроэнергии, который действовал до конца 1996. Он устанавливал специальный тариф на электроэнергию, получаемую с ТБО - примерно в два раза больше, чем обычный.
В целом, европейскими странами принята стратегия, согласно которой возобновляемые источники энергии (в том числе и ТБО) должны составить в их энергобалансе 12-18% к 2017 г.. Аналогичная политика законодательно проводится и в области использования ценных вторичных ресурсов.
В середине 80-х годов агрессивное разрастание свалок серьезно угрожало и Франции. Более половины домашних отходов в хаотической смеси вывозились на полигоны. Из них 1132 были санкционированы, а более 6000 образовались стихийно, без разрешения властей. Выданный министерством по вопросам окружающей среды декрет от 1 апреля 1992 поставил строгое требование перед промышленниками: «Оборудовать предприятия таким образом, чтобы потребители могли сдавать использованную упаковку на переработку». Декрет наложил ответственность за отходы на фасовщиков и импортеров.
В Германии, Франции, Италии, Бельгии, Дании, Австрии, Нидерландах, других государствах сортировки бытовых отходов населением материально стимулируется. Там каждую группу отходов вывозят отдельно, по определенным графикам. Жители домов кладут отходы в контейнеры или пакеты, различные по цвету или эмблемам-отметкам. Пригодные для утилизации компоненты транспортируются к сортировочным установкам, где происходит их доведение до кондиций, соответствующих техническим условиям приема на промышленные предприятия в качестве вторичного сырья20.
Экологическая ситуация, сложившаяся в РФ, и особенно, в индустриально развитых областях связанная с отходами промышленного и бытового происхождения, давно вызывает тревогу и требует срочных и целенаправленных действий в ее разрешении. Определенные шаги в этом направлении делаются, однако они несоизмеримы с масштабом проблемы.
Общие объемы ежегодного накопления отходов в РФ превышают суммарные показатели стран Западной Европы с населением около 400 млн. человек в 3-3,5 раза. Анализ ситуации показывает необходимость привлечения пристального внимания к данной проблеме предпринимательского потенциала и органов государственной власти. Динамика и объемы образования различных видов токсичных отходов за последние годы свидетельствует о постоянном и значительном росте опасной противоправного поведения и увеличения угрозы для состояния окружающей среды. Поэтому создание максимально эффективного механизма обращения с отходами является важным эколого-экономической задачей, в решение которой вложить свой вклад могут и предпринимательские структуры21.
До недавнего времени в РФ нормы в сфере обращения с отходами носили фрагментарный характер. Они не охватывали всей системы обращения с отходами, не определяли в достаточной степени функции государственных органов и субъектов хозяйствования по обращению с отходами, не предусматривали должных стимулов к расширению их утилизации и ответственности за нарушение природоохранных и других требований.
В большинстве регионов практически не предоставляются услуги по эффективной переработке и вторичному использованию ТБО. Недостаточно развита сама инфраструктура управления ТБО. Однако в случае достаточного экономического развития и роста экономики регионов и при одновременном повышении уровня жизни населения открываются значительные перспективы для внедрения новых экономически эффективных технологий управления ТБО, что повлечет за собой развитие предпринимательских услуг услуг в сфере переработки и вторичного использования ТБО. Поэтому необходимо учитывать подходы, в первую очередь сложились, и полученные результаты в сфере обращения ТБО в регионах с частичным использованием западного опыта.
Как представляется, доля государственного финансирования для развития сферы обращения ТБО в среднесрочной перспективе должна преобладать. Ключевым фактором развития сферы управления ТБО будет инвестиционный капитал, что суммарно выделяется на государственном и муниципальном уровнях, объемы которого определяют темпы продвижения по пути решения проблемы устойчивого развития сферы обращения ТБО. Для успешного решения проблемы ТБО, нацеленного на улучшение качества жизни населения, а также повышения степени социально-экономической стабильности в обществе, необходимо наличие политической воли исполнительной и законодательной власти.
Развитие инфраструктуры и индустрии управления ТБО должно быть также связано с финансовым участием предпринимательских структур в формировании экономики, которая устойчиво развивается. Решение данной задачи позволит поднять уровень социально-экологической и экономической эффективности использования вторичных бытовых ресурсов и природоохранных мероприятий. Оно обеспечит развитие сектора рынка переработки и использования вторичных ресурсов, позволит также решить ряд проблем социального характера.
Главной задачей является уменьшение количества бытовых отходов. В условиях истощения мировых сырьевых ресурсов крайне нерационально как с экономической, так и с экологической точки зрения прятать под землей готовое сырье, пригодное к повторному использованию. Главной же проблемой использования этого сырья становится его изъятие из мусорной массы, поскольку в смеси она практически не пригодна для переработки. Поэтому вместе с совершенствованием систем технического сортировки бытовых отходов (которая на специальных фабриках вполне сочетается с ручным сортировкой), в системе управления отходами приоритет отдается раздельному сбору отходов на этапе их обращения. Для этого привлекаются экономические стимулы, юридические меры, агитация и пропаганда среди населения.
Итак, можно сказать, что именно в этой сфере у РФ есть шанс не отстать. Без сомнения, следует учитывать зарубежный опыт как в целом развитых стран, так и успехи стран «третьего мира». Однако, избегая копирования, надо создать и развивать свою собственную систему обращения с отходами, в которой привлечь государственные и предпринимательские структуры и коммунальные службы и сделать четкое разграничение относительно ответственности.
Учитывая опыт той же «Дуальной системы» Германии, целесообразно учредить компанию, которая должна выполнять аналогичные «Дуальной системе» функции: аккумулировать средства, собранные от производителей и импортеров продукции в упаковке и таре в соответствии со специально разработанными тарифами. Производители упаковки должны либо собственноручно перерабатывать эти отходы, или платить перерабатывающей компании за то, что она их утилизирует.
При сравнении зарубежного опыта с реальной обстановкой в РФ, можно утверждать, что в цивилизованном мире все предприятия, которые производят продукцию в упаковке, собственноручно принимают и утилизируют использованную упаковку или аккуратно платят взносы за раздельный сбор и утилизацию предпринимательским структурам в сфере переработки мусора. Четко подается установленная отчетность.
Однако, не надо исключать тот факт, что отечественные специалисты имеют достаточно предложений по обращению с отходами, а российская промышленность способна создавать всю необходимую для этого технику и оборудование. Однако следует понимать, что главным участником любых программ обращения с бытовыми отходами должно быть население и предпринимательские структуры в сфере утилизации ТБО. Именно их активное участие является залогом успешной деятельности в одних странах, тогда как попустительство сводит на нет усилия в других. Работа с населением требует наибольших затрат. Опыт внедрения системы раздельного сбора отходов в пяти новых федеральных землях ФРГ показал, что на воспитание населения (включая учебную работу в детских садах, школах, профессиональных и высших учебных заведениях, и пропаганду необходимости раздельного сбора отходов в средствах массовой информации) было потрачено гораздо больше средств, чем на создание системы (четкой структуры, способной эффективно обращаться с отходами) и решения технических проблем (внедрение эффективных технологий переработки отходов).
Обязательно нужно изменить общегосударственную политику по обращению с отходами, ключевым элементом которой должно стать создание единой системы управления всеми видами отходов с соответствующим законодательным урегулированием. Главной задачей системы управления отходами является уменьшение количества бытовых отходов22.
Доля государственного финансирования для развития сферы обращения с отходами в среднесрочной перспективе должна преобладать. Ключевым фактором развития сферы управления отходами должен быть инвестиционный капитал, что суммарно выделяется на государственном и муниципальном уровнях, объемы которого определяют темпы продвижения по пути решения проблемы устойчивого развития сферы обращения с отходами.
Развитие инфраструктуры и индустрии управления отходами должно быть также связано с финансовым участием предпринимательских структур в формировании экономики, что устойчиво развивается. Решение данной задачи позволит поднять уровень социально-экологической и экономической эффективности использования вторичных бытовых ресурсов и природоохранных мероприятий. Оно обеспечит развитие сектора рынка переработки и использования вторичных ресурсов, позволит также решить ряд проблем социального характера.
Перспективы развития развития предпринимательской деятельности в сфере утилизации ТБОПрактический опыт переработки твердых бытовых отходов указывает на то, что не существует какого-то одного универсального метода, который соответствует современным требованиям экономики и ресурсосбережения. Именно для каждого региона и населенного пункта метод переработки твердых бытовых отходов избирается в соответствии с местными условиями:
- состава и свойств твердых бытовых отходов, их изменений по сезонам года;
- годовых объемов образования твердых бытовых отходов;
- климатических условий;
- потребности в органических удобрениях, энергетических ресурсах и вторичном сырье;
- экономических факторов.
За последний период во многих регионах начали разрабатывать региональные стратегии обращения с отходами. Появление таких стратегий свидетельствует о росте интереса общества к проблеме отходов и желание найти решение этой проблемы.
Концепции этих региональных стратегий базируются на том, что они должны охватывать все стороны деятельности по переработке ТБО с участием предпринимательских структур и ресурсов ЖКХ. Комплексная система обращения с отходами должна быть экологически безопасной и экономически эффективной. В ее основу должно быть заложено внедрение новейших технологий, обеспечивающих максимально полную переработку ТБО.
В региональных стратегиях обращения с бытовыми отходами определены принципы, на которых должна базироваться комплексная система обращения с отходами23:
Задача такой системы - обеспечение того, что все отходы, которые производятся, контролируемо утилизируются с целью ограничения влияния их на окружающую среду в кратко -, средне - и долгосрочной перспективе.
Разработана система обращения с отходами с участием предпринимательских структур должна быть:
1. Приемлемой: используемые системы и технологии подходят для конкретных потребностей региона
2. Внедряемой: желаемые системы должны быть готовы к внедрению в контексте региональной ситуации
3. Доступной: расходы на используемые системы и технологии установлены в том объеме, который может позволить себе общество
Иерархия операций обращения с отходами с участием предпринимательских структур является упрощенной концепцией, которая по приоритетности показывает варианты управления отходами от наиболее эффективных к наименее желательным. Основой концепции является приоритетность вариантов обращения с отходами с целью решения проблем следующим образом:
1. Уменьшение: минимизация образования отходов. Некоторых отходов можно полностью избежать, а другие - минимизировать в количестве. Особый приоритет предоставляется минимизации опасных компонентов отходов, а некоторые опасные материалы, возможно, следует вообще устранить из потока отходов.
2. Повторное использование: возвращение объектов использования с тем, чтобы они не входили в поток отходов. Например, повторное восстановление протектора шины или повторное наполнение бутылок.
3. Вторичная переработка: отделения из отходов материалов для вторичной переработки и для их повторного использования (например, роспуск бумажного брака для производства восстановленного бумаги).
4. Восстановление: добавление стоимости путем конвертации отходов в что-то другое, например - компостирования органических отходов и восстановления энергии из отходов.
5. Удаление: является наименее привлекательной альтернативой обращения с отходами. Приоритетом в случае такого варианта является обеспечение того, что оно проводится по высоким стандартам для ограничения воздействия на окружающую среду.
6. Захоронение: альтернатива обращения с отходами. Оно может оказывать существенное влияние на грунтовые, поверхностные воды и качество воздуха, а также на здоровье населения.
Принцип самодостаточности относится ко всем отходам, образованным в регионе, и означает, что они должны эффективно перерабатываться в рамках этого региона.
Для обеспечения данного принципа в пределах каждого региона должна быть разработана комплексная сеть инфраструктуры объектов регионального обращения с отходами с участием предпринимательских структур.
Принцип пространственной близости предусматривает удаление отходов как можно ближе к месту их образования. В пользу такого подхода выступают два ключевых фактора:
- перевозка отходов может иметь значительное воздействие на окружающую среду;
- без соответствующей системы контроля существует риск, что отходы могут быть просто экспортированы в другие регионы или страны.
Экономия за счет масштаба имеет тенденцию содействия крупным, централизованным объектам обработки или удаления отходов, в то время как принцип пространственной близости предпочитает тяготение к более децентрализованным, стратегически расположенным, региональным объектам. Наиболее вероятно, эти подходы можно совместить сетью объектов с участием предпринимательских структур с компромиссным соотношением воздействия на окружающую среду и финансовых затрат.
Принцип пространственной близости имеет две основные функции:
- это инструмент планирования для органов власти и бизнеса, учитывая требования по размещению объектов обращения с отходами;
- помогает повысить осведомленность местных общин о том, что отходы, которые они образуют, является проблемой, которую им следует решать.
Анализ региональных стратегий обращения с ТБО с участием предпринимательских структур и направлений реализации этих стратегий с точки зрения их соответствия указанным принципам показывает, что принципы не соблюдаются, с региональные стратегии планируют и в дальнейшем использовать как основной или один из основных методов утилизации ТБО захоронения на полигонах, то есть исходя не из общих задач и принципов, а из интересов перевозчиков.
Самым большим недостатком этих стратегий является несоблюдение иерархии операций обращения с отходами - основным методом управления отходами является не переработка, а захоронение отходов на полигонах.
В частности, в отдельных регионах планируется строительство региональных полигонов, на которые будут вывозиться отходы со всей области. Вероятно, с точки зрения настоящего создание крупных региональных полигонов и объектов по обработке отходов является более экономически эффективным решением по сравнению с отдельными полигонами, которые предоставляют услуги для каждого района. Также этот вариант может быть более приемлемым по сравнению с существующим с точки зрения экологической нагрузки на окружающую среду, особенно с учетом географических особенностей региона, значительная часть земель которого является землями рекреационного и заповедного назначения.
Однако такое решение проблемы ТБО является, по сути, переложением современных проблем на будущие поколения. При этом не учтены экологические и экономические аспекты перевозки отходов на значительные расстояния. Также эта стратегия планирует осуществлять покрытие расходов на строительство новых и рекультивацию старых полигонов за счет постепенного повышения тарифов на утилизацию ТБО для потребителей услуг - населения, предприятий и учреждений, а также бюджетных дотаций. С учетом низкого уровня промышленного сектора в экономике региона и общего депрессивного состояния это может иметь ряд негативных последствий - от кризиса неплатежей к социальному взрыву.
Более соответствующей вышеупомянутым принципам является концепция обращения с ТБО, в которой предполагается строительство региональных полигонов и мусороперерабатывающих заводов. Но так же, имеет место использование устаревших технологий обращения с отходами, которые основаны на складировании и захоронении отходов.
В то же время, как уже отмечено выше, современные мировые тенденции обращения с отходами направлены на полное прекращение захоронения твердых бытовых отходов на полигонах и на развитие технологий их переработки во вторичное сырье и энергию с активным участием предпринимательских структур.
Современные технологии переработки ТБО (в частности, термохимическими методами - пиролиз, газификация), которые могут обеспечить окупаемость инвестиций в течение относительно небольшого периода времени - 5 - 7 лет, требуют значительных капиталовложений и экономически оправданны только при наличии значительного количества отходов (не менее 40 - 50 тыс. т в год), что присуще для городов или городских агломераций с населением не менее 200 тыс. жителей.
В современных условиях в местные органы самоуправления, которые занимаются организацией обращения с отходами на местах, отсутствуют необходимые средства для инвестирования в строительство современных мусороперерабатывающих заводов. Таким образом, при нынешнем распространенном применении затратных технологий утилизации финансирование производится за счет тарифов для населения и бюджетных дотаций. Обеспечение хозяйственной окупаемости в таком случае приводит или к значительному дефициту и без того скромного местного бюджета, или достигается за счет резкого роста коммунальных тарифов.
Строительство современных мусороперерабатывающих заводов требует значительных инвестиций, однако частные инвесторы неохотно вкладывают средства в отрасль по ряду причин. Основным из них является неуверенность в возвращении инвестиций из-за отсутствия гарантий местных органов власти по обеспечению предприятия сырьем (отходами) и трудностями с реализацией конечной продукции (в случае переработки отходов в энергию или альтернативное топливо).
Основой внедрения эффективной стратегии обращения с ТБО с участием предпринимательских структур является институциональное развитие сектора обращения с отходами на местном уровне.
Для эффективного обеспечения мусороперерабатывающего предприятия отходами целесообразно распределение области (региона) на субрегион (кластеры), каждый из которых ориентирован на определенный мусороперерабатывающий завод. В кластерах сконцентрируются функции обращения с отходами, которые обеспечат экономию за счет масштаба для инвестиционных и операционных расходов. Разбивка региона на кластеры должна учитывать ряд факторов, а именно:
- плотность населения,
- наличие крупных городов или городских агломераций,
- тип ведения хозяйства,
- транспортную инфраструктуру,
- расстояния между населенными пунктами и т.п.
Разбивка региона на кластеры предусмотрена региональными стратегиями обращения с отходами, однако в них не разработаны в полной мере необходимые институциональные меры, необходимые для эффективного внедрения такой стратегии.
Как один из вариантов можно привести пример разбиения на кластеры области (рис. 3.2).
Радиус 70 км
Радиус 50 км
Рис. 3.1 - Вариант разбиения на кластеры области24
Региональной стратегией должно быть предусмотрено разбиение области на кластеры.
Очевидно, что предложенное разбиение областей на кластеры в указанных стратегиях нарушает принцип пространственной близости. Предложенное разбиение областей на кластеры не учитывает логистических принципов организации перевозки отходов, в частности характеризуется значительными расстояниями транспортировки отходов, увеличивает транспортные расходы, риск вывоз отходов в другие регионы или просто несанкционированного стихийного их захоронения.
Таким образом, предложенный разделение регионов на кластеры организовано с точки зрения интересов оператора-перевозчика, что возмещает свои расходы за счет увеличения тарифов для населения и бюджетных дотаций. Также при такой разбивке регионов на кластеры целесообразным является организация в пределах одного кластера нескольких участков под размещение отдельных небольших мусороперерабатывающих комплексов, которые в данном случае будут выполнять функции сортировки, первичной переработки и уплотнения отходов с целью минимизации транспортной составляющей в себестоимости переработки отходов.
В то же время, организация такой схемы обращения с ТБО требует введения соответствующей системы организации переработки отходов в кластере.
Операторы, предоставляющие определенные услуги обращения с отходами, должны определяться на основе стандартизированных тендерных процедур.
При современной системе обращения с отходами операторами по переработке отходов преимущественно выступают перевозчики, которые вывозят отходы на полигоны. При этом в одном населенном пункте может быть несколько операторов. Очевидно, такая схема может быть эффективной в случае захоронения отходов на полигонах, поскольку в этом случае значительная часть себестоимости утилизации ТБО приходится именно на транспортную составляющую. Однако такая система не гарантирует бесперебойную поставку отходов на соответствующий мусороперерабатывающий завод, поскольку операторы-перевозчики с целью достижения больших прибылей могут транспортировать отходы и на другие объекты, занимающиеся переработкой отходов25.
При создании единого крупного предприятия по переработке отходов, охватывающей весь кластер, целесообразной является наличие единого оператора в кластере.
Поскольку строительство такого предприятия требует значительных инвестиций, целесообразно, чтобы таким оператором кластера выступал инвестор предприятия. Это повысит инвестиционную привлекательность строительства мусороперерабатывающего завода, поскольку в одном месте будут сосредоточены как производственные, так и институционально-организационные аспекты обращения с отходами.
Одновременно будут повышены гарантии обеспечения предприятия сырьем (отходами) и качество этого сырья, в частности наличия ценных материалов, подлежащих изъятию в целях вторичной переработки или обеспечивают необходимые энергетические характеристики при применении термических методов, увеличены возможности контроля со стороны местных органов самоуправления и уменьшенные риски невыполнения контрактных условий за счет человеческого фактора. При этом оператору кластера следует предоставить возможность для самостоятельной реализации вторичных продуктов переработки отходов (как сырья, так и энергетических ресурсов).
Исходя из местных условий и экономической целесообразности, оператор может действовать полностью самостоятельно или привлекать несколько мелких операторов-субподрядчиков, в частности перевозчиков. При этом оператор кластера должен выступать и единственным расчетным центром, то есть как получать платежи из бюджета, пользователей услуг (населения, учреждений и организаций), от реализации конечной продукции, так и рассчитываться с операторами-субподрядчиками, перевозчиками и тому подобное. Первоначальные капитальные инвестиции могут финансироваться из заемных фондов, грантовых фондов и частного собственного капитала. Предпосылкой привлечения частного сектора является обеспечение того, что частные компании - инвесторы могут возместить все соответствующие расходы, происходящие при финансировании, строительстве объектов и оперирования услугами. При этом органы местного самоуправления должны выступать гарантом деятельности частного сектора в области, как обеспечение организационной составляющей, так и кредитов на строительство26.
Организация такой схемы обращения с ТБО требует единого руководства переработкой отходов в кластере, которое должно осуществляться местными органами самоуправления. Это может быть осуществлено только при условии межмуниципального сотрудничества.
Сейчас сотрудничество в сфере сбора отходов между многочисленными муниципалитетами если и есть, то очень ограничено.
В настоящее время в большинстве случаев территориальные общины действуют индивидуально в введении своих систем обращения с отходами - систем, которые сводятся к простому вывозу и удалению отходов, без учета на экологии, здоровья населения и экономического развития. Организация услуг по сбору отходов на уровне кластеров потребует сотрудничества местных органов самоуправления в планировании, организации и заключении контрактов на оказание соответствующих услуг. Для организации сотрудничества местных органов необходимо создание региональной Ассоциации в сфере обращения с отходами в регионах, что должно быть предусмотрено отдельными региональными стратегиями.
Ассоциация по обращению с отходами должна быть структурой, которая обеспечит налаживание системы обращения с ТБО во всех населенных пунктах кластера и позволит согласованно и планомерно обеспечить сбор, вывоз и утилизацию ТБО, одновременно развивая необходимую для этого инфраструктуру. Ассоциация по обращению с отходами должна нести ответственность за управление, реализацию и оперирование инвестициями в обращение с отходами, заключать договора с генеральным оператором кластера на утилизацию отходов, осуществлять надзор за выполнением договоров, быть гарантом обеспечения мусороперерабатывающего предприятия отходами и определять меры, необходимые для обеспечения соответствующего использования объектов обращения с отходами.
Таким образом, можно сформулировать основные задачи, которые должна выполнять региональная Ассоциация по обращению с отходами:
1) формирование региональной политики в области утилизации отходов;
2) проведения тендера и подписания соглашений с оператором кластера;
3) организация сбора отходов на местах;
4) обеспечение гарантий инвестору о деятельности мусороперерабатывающего завода;
5) сбор оплаты с населения, предприятий и учреждений за утилизацию отходов;
6) надзор и контроль за робой оператора кластера;
7) информирование общества о мерах по улучшению существующей ситуации в области утилизации ТБО;
8) организация кампании по повышению осведомленности и образования среди населения по обращению с отходами.
Такая система организации кластера позволит уменьшить риски работы мусороперерабатывающего предприятия, в свою очередь сделает обращение с отходами более инвестиционно привлекательным для привлечения средств частных инвесторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ показал, что, в странах с развитой рыночной экономикой бизнес занимает ведущее место в экономике, а также получает надлежащую поддержку со стороны государственных и негосударственных учреждений. Это обеспечивает его расцвет, что в свою очередь способствует развитию экономик этих стран в целом.
В мировой практике считается нормой государственная поддержка малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводятся к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять малым и средним фирмам финансовые, технические и другие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который дал бы возможность малому и среднему бизнесу не только держаться на плаву, но и расти, набирать силу.
Постоянный рост объемов производственных и бытовых отходов, в т. ч. опасных, недостаточный охват населения услугами по сбору бытовых отходов, особенно в сельской местности, несовершенные методы обезвреживания отходов и низкий уровень их утилизации привели к тому, что загрязнение окружающей среды в РФ достигло уровня, в несколько раз превышает соответствующие показатели в развитых странах мира. Это приводит к ухудшению здоровья людей, сокращению продолжительности их жизни, значительный эколого-экономический ущерб и социальное напряжение. Поэтому решение проблемы обращения с отходами является одной из приоритетных задач в области экономики природопользования.
Сложившаяся в РФ ситуация в области обращения с отходами ведет к опасному загрязнению окружающей среды и создает реальную угрозу здоровью населения. Многие крупные и небольшие города России сегодня сталкиваются с проблемой загрязнения объектов окружающей среды как физическими, так и химическими веществами, образующимися при разложении отходов.
Государственные и общественные организации продолжают активную борьбу с проблемами экологии, но количество твердых бытовых отходов, одного из серьезных источников загрязнения окружающей среды, в России увеличивается. По словам уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге А. Шишлова: «Работа института государственной правозащиты предполагает, что любая проблема жителей города рассматривается с точки зрения соблюдения прав человека. В сфере экологических проблем, мы видим нарушения конституционных прав граждан, и прежде всего основополагающего права - права на жизнь.
Определяющее значение для реализации этого права имеет состояние здоровья человека, которое во многом зависит от качества жизни, от реализации другого важнейшего конституционного права - на благоприятную окружающую среду.
Нарастание объемов упаковочных отходов, неуничтожимых в процессе естественных биосферных циклов, ведет к деградации и вытеснению естественно-природных и традиционных социоприродных ландшафтов стихийными свалками, загрязнению и разрушению окружающей среды.
В связи с этим размыкаются биосферные кругообороты, нарушается течение их потоков, что создает угрозу отравления почвы, воды и воздуха фильтратами - продуктами непредсказуемого состава. Они образуются от взаимодействия упаковочных отходов с активными веществами природной среды и несут опасность и риски для здоровья населения, популяций животных и растений.
Анализ развития предпринимательства в сфере обращения с отходами в странах с развитой рыночной экономикой показывает, что оно базируется на деятельности субъектов малого предпринимательства. И хотя в современных условиях обращения с отходами существуют и взаимодействуют крупные, средние и малые предприятия, малый бизнес имеет свои положительные особенности. Он может составлять основу в сфере обращения с отходами, а именно способен реализовать широкую свободу рыночного выбора, определять темпы, структуру и качественную сторону развития сферы переработки вторичных ресурсов, обеспечивать ее дополнительными рабочими местами.
К основным преимуществам малого предпринимательства следует отнести: юридическую и экономическую независимость субъектов ведения хозяйства; значительные возможности мобилизации финансовых, сырьевых, трудовых, природных ресурсов, высокую гибкость и приспособляемость к требованиям рынка; незначительную капиталоемкость; короткие сроки освоения и быструю окупаемость капитальных вложений; широкие возможности для проявления инициативы и разумного риска.
Деятельность коммерческих структур в сфере обращения с отходами может иметь некоммерческий характер, а потому представляется целесообразным внедрение такого механизма регулирования, как механизм государственного кредитования.
Целесообразно также может быть создание специальных государственных финансовых институтов, предоставляющих кредиты на условиях более благоприятных, чем в коммерческих банках; внедрение механизма государственного гарантирования займов и страхования кредита, предоставленного субъектами хозяйствования; механизма привлечения к финансовому обеспечению субъектов ведения хозяйства кредитов коммерческих банков через освобождение от налогообложения доходов, полученных коммерческими банками от вложения средств в сферу обращения с отходами; введение Банком России продажи кредитных ресурсов коммерческим банкам при условии использования определенной части средств для целевого долгосрочного кредитования сферы обращения с отходами и тому подобное.
В работе дан обзор основных положений региональных стратегий обращения с отходами и проведен их анализ с точки зрения соответствия принципам, на которых должна базироваться комплексная система обращения с отходами.
В связи с необходимостью усовершенствовать стратегии и сделать их соответствующими современным тенденциям поведения, которые должны базироваться на эффективных технологиях переработки ТБО, разработаны предложения по формированию модернизированной стратегии развития предпринимательского участия в сфере обращения с ТБО.
1 Амелина А.Н. Российское предпринимательское право. – М.:Юридическая литература, 2013 – с.90
2 Туренко Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики/Т.А. Туренко//Известия иркутской государственной экономической академии. – 2010. – №5. – С.223
3 Лаптев В.А. Правовое регулирование предпринимательства в России (исторический аспект) // Lex russica. 2015. № 4. С. 33
4 Бондаренко, И.А. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России в контексте концепции долгосрочного социально-экономического развития России 2020 / И.А. Бондаренко // Российское предпринимательство. - 2011. - № 9-2. - С. 88
5 Шестаков, Р.Б. Качественные особенности малого предпринимательства / Р.Б. Шестаков // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 1. - С. 208
6 Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. Проспект, 2010. С.184
7Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398
8Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 2
9Калиниченко П.А. Европейская ассоциация свободной торговли: правовой статус и отношения с Россией // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. № 2. С. 24
10См.: Демьянец М.В., Елин В.М., Жарова А.К. Предпринимательская деятельность в сети Интернет: монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2014. С. 6.
11Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О личном подсобном хозяйстве» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 28. Ст. 2881
12См.: Батрова Т.А. Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2012
13Проект (Федерального закона № 211907-5 «Об организации торговой деятельности на потребительском рынке») Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы ФС РФ// СПС КонсультантПлюс. 2015
14Проект (Федерального закона «Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации») Минпромторга России. http:// www.minprom.gov.ru/ docs/ acts/27
15Проект Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», внесен Правительством Российской Федерации. http:// www.mostpp.ru/ pages.php?name= zakon_torg.
16Щур Д.Л. Содержание понятия «торговая деятельность» в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» как основной объект критики // Торговое право. 2011. № 2. С. 15.
17 Прудников В.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: РИОР, 2011. – С. 34
18 Россия до, во время и после глобального кризиса // Российский экономический журнал. – 2013. – № 7–8. – С. 12
19 Данилов-Данильян В. И. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России.: / В. И. Данилов-Данильян, К. С. Лосев, И. Е. Рейф. - М.: ИНФРА-М, 2015. – С. 54
20 Данилов-Данильян В. И. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России.: / В. И. Данилов-Данильян, К. С. Лосев, И. Е. Рейф. - М.: ИНФРА-М, 2015. – С. 78
21 Можаева Т. "Зеленая" энергия - в первые в Гатчинском районе и России // Источник: gatchina24.ru, декабрь 2014 г. - Режим доступа: http://www.solidwaste.ru/publ/view/842.html
22 Можаева Т. "Зеленая" энергия - в первые в Гатчинском районе и России // Источник: gatchina24.ru, декабрь 2014 г. - Режим доступа: http://www.solidwaste.ru/publ/view/842.html
23 Данилов-Данильян В. И. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России.: / В. И. Данилов-Данильян, К. С. Лосев, И. Е. Рейф. - М.: ИНФРА-М, 2015. – С. 89
24 Вандышева Л. Как побороть отходы не нарушая права граждан на благоприятную окружающую среду. - Режим доступа: http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2014/vodokanal_waste
25 Вандышева Л. Как побороть отходы не нарушая права граждан на благоприятную окружающую среду. - Режим доступа: http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2014/vodokanal_waste
26 Вандышева Л. Как побороть отходы не нарушая права граждан на благоприятную окружающую среду. - Режим доступа: http://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2014/vodokanal_waste