УТИЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ЛОМА В АВТОТРАНСПОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

УТИЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ЛОМА В АВТОТРАНСПОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ

Баёва Д.В. 1, Комков В.И. 1
1Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Электроника изменила жизнь современного общества, но вместе с огромными возможностями, вышедшее из эксплуатации электрическое и электронное оборудование (электронный лом) создает одну из самых важных мировых проблем, актуальных, в том числе, и для России. По данным ООН суммарный объём таких отходов в мире составляет более 50 млн т в год. К оборудованию, которое работает при наличии электрического тока или электромагнитного поля, относится множество категорий бытовых и промышленных устройств: компьютеры, мониторы, телевизоры, мобильные, телекоммуникационные устройства и т.п. [1]. Автотранспортный комплекс (АТК) здесь является одним из наиболее быстрорастущих секторов электронной промышленности особенно в регионах России с высоким уровнем автомобилизации. Развитие НТП и законы рынка, ведут к постоянному обновлению технических моделей, как автомобилей, так и используемой в АТК компьютерной техники. Устаревшее и сломанное оборудование, которое не удовлетворяет современным потребностям, отправляется в утиль. Исходя из масштабов и темпов роста рынка электронного лома, оптимизация процессов его утилизации позволит:
  • снизить уровни загрязнения окружающей среды и риск здоровью человека, поскольку эти отходы содержат опасные вещества (тяжелые металлы, поливинилхлорид, бром- и хлор-органические вещества);

  • способствовать сокращению энергетических затрат и потребления невозобновляемых природных ресурсов, как источник ряда ценных материалов (металлы в т.ч. драгоценные и редкоземельные, пластик, стекло).

При отсутствии комплексной системы сбора и утилизации отходов электрического и электронного оборудования в масштабах страны, в отдельных ее регионах (например, Москве и Московской области) при участии предприятий, осуществляющих транспортировку и переработку электронного лома (АО «ПЕТРОМАКС», г. Лобня), имеются постоянные площадки сбора, так же регулярно проводятся акции по сбору таких отходов в скверах и парках. Для эффективного функционирования объектов, осуществляющих деятельность по утилизации электронного лома, важной является задача достоверного определения массы образующихся отходов. В настоящее время программное обеспечение и электронные компоненты определяют до 40% стоимости современного автомобиля, что вызывает необходимость в повышении компьютерной мощности самих предприятий АТК (транспортных и других предприятий разных форм собственности, автосервисов и др.). В МАДИ была проведена инвентаризация предприятий технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств (АТС). Установлено, что удельная численность предприятий АТК составляет 4,74 шт./1 000 АТС для Чеховского муниципального района Московской области, в г. Москве – 0,95 шт./1 000 АТС. Принято допущение, что удельная численность таких предприятий (на 1 000 АТС) пропорциональна удельной плотности АТС на единицу площади территории [2].

Для ориентировочной оценки массы электронного лома на предприятиях АТК в г. Москве и отдельных муниципальных районах Московской области использованы данные ГИБДД по количеству АТС, состоящих на учете в 2015 г. Тогда численность предприятий АТК в г. Москве составляет около 4,4 тыс., а в Московской области более 14,5 тыс. единиц. Принято допущение, что минимальное количество компьютерной техники на одном предприятии (монитор + системный блок) составляет 2 единицы без учета периферийных устройств, средняя масса монитора равна 5 кг, системного блока – 10 кг, срок службы электронной техники – 5 лет. В этом случае, суммарная масса электронного лома (только отходы компьютерной техники) на предприятиях АТК в Московском регионе составляет более 114 т в год.

Список литературы

  1. Марьев, В.А. Надо ли создавать систему управления отходами электрического и электронного оборудования в России? / В.А. Марьев, В.А. Комиссаров// Рециклинг отходов. – 2013. – № 3 (45) май-июнь. – С. 2 – 11.

  2. Комков, В.И. Разработка методики снижения вреда окружающей среде при обращении с отходами эксплуатации автомобильного транспорта региона: автореф. дисс. к.т.н. (05.22.10), СПб.: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. – 2011. – 22 с.

Просмотров работы: 445