- Противоречие между экономичностью (проявляющихся в сообщении учащимся готовых знаний и приводящих часто к формальному их усвоению) и неэкономичностью во времени индуктивных методов (широко используемых в проблемном обучении и активизирующих самостоятельную познавательную деятельность школьников);
- Противоречие между массовостью школьного математического образования, всегда приводящей всем знакомой стандартизации, и подчеркнуто индивидуальным характером познания (выход из этого противоречия в дифференциации обучения на основе
- Противоречие между ежедневной коллективной учебной работой школьников и индивидуальными особенностями усвоения ими знаний, их темпом и характером работы, формирования их умений и навыков; вариативности образования и обучения);
- Противоречия между развитием математики и методикой преподавания математики, если математика развивается очень быстро, приобретая все новые знания, находящие свое отражение в школьных курсах, то методика преподавания математики,тем более в условиях массового обучения, гораздо медленнее развивается.
Сегодня в школьном математическом образовании имеется три проблемы. Решение должно быть направлено на издание современных учебников, отвечающие современным стандартам образования:
1) не все школьники научены сами добывать информацию, читать учебную литературу;
2) отдают предпочтение более легкому – обучению, выбирая между обучением и развитием
Первая проблема решается при условии доступного и подробного изложения материала в учебнике, это поможет приучить школьников к чтению учебной литературы и к самостоятельному добытию информации. Особая задача учителя – не набивать головы учеников информацией, которая якобы понадобится им в дальнейшей жизни, а научить их добывать нужную информацию, научить их осознанному чтению учебной литературы. Для того чтобы они могли самостоятельно читать учебник, нужно, чтобы учебник был написан в первую очередь для учеников. Не секрет, что большинство школьных учебников по математике начиная с 1968 года писались для учителя, поэтому дети их и не читали.В последние годы ситуация начинает меняться :большинство новых авторских коллективов стараются ориентироваться в первую очередь на учащихся. В наше время владение хотя бы азами математического языка — неотъемлемый атрибут культурного человека. Поэтому, на мой взгляд, заниматься изучением математического языка и математических моделей надо сегодня в школе как можно раньше, если не в начальной школе, то уж в курсе математики 5-6 классов.
Гуманитарный потенциал школьного курса алгебры состоит, на мой взгляд, во-первых, в том, что владение математическим языком и математическим моделированием позволит учащемуся лучше ориентироваться в природе и обществе; во-вторых, в том, что математика по своей внутренней природе имеет богатые возможности для воспитания мышления и характера учащихся; в-третьих, в том, что уроки математики способствуют развитию речи обучаемого не в меньшей степени, чем уроки русского языка и литературы; в-четвертых, в реализации процесса преподавания идей развивающего и проблемного обучения.
Есть три подхода к обучению математике, в той или иной степени ассоциирующихся с проблемным обучением: метод обучения с помощью
задач, метод обучения с помощью создания проблемных ситуаций и собственно проблемное обучение. Метод обучения с помощью задач заключается в следующем: учитель предлагает ученикам задачу, решить которую они пока не в состоянии. Он кое-что объясняет, вводит новые элементы теории, затем возвращается к исходной задаче и доводит ее до конца. В принципе это вполне пригодный метод обучения, но у него есть один крупный недостаток – он не является личностно-ориентированным. Задача, которая разбирается на уроке, нужна не ученику, а учителю. Учитель навязывает ее ученикам, ведь это делает процесс объяснения нового материала более комфортным. Примерно так же обстоит дело и с методом создания проблемных ситуаций. В проблемную ситуацию учащегося загоняет учитель, и сам его из нее и выводит, причем, как правило, на том же уроке. При использовании указанных двух методов учащиеся, как правило, пассивны. Я думаю, что правильный подход к проблемному обучению базируется на двух положениях: 1) с проблемой должен непосредственно столкнуться сам учащийся; решая задачу или проводя какие-то рассуждения, он должен лично убедиться в том, что что-то ему не по силам, поскольку он, видимо, чего-то не знает; 2) решение проблемы должно быть отсрочено по времени, проблема должна “отлежаться”. Только при этих условиях, добравшись до решения проблемы, учащийся поймет, что он продвинулся в своем развитии и получит определенные положительные эмоции.
Школьный курс алгебры это синтез четырех содержательно-методических линий: числовая линия, функциональная линия, линия уравнений и неравенств, линия преобразований (формулы). Я убедилась, что приоритетной является функционально-графическая линия. Это выражается прежде всего в том, что какой бы класс функций, уравнений, выражений не изучался, построение материала практически всегда следует осуществлять по жесткой схеме:
функция – уравнения – преобразования.
С реализацией в школе функционально-графической линии связаны три методические проблемы: 1) когда и как дать учащимся формальное определение функции; 2) какая должна быть стратегия и тактика изучения свойств функций на весь период обучения в школе; 3) какова должна быть система упражнений по функциональному материалу.
Теперь я могу сделать вывод о том, что для понимания учащимися курса алгебры важно прежде всего, чтобы они полноценно усвоили первичные модели (функции). Это значит, что нужно организовать их деятельность по изучению той или иной функции так, чтобы рассмотреть новый объект (конкретную математическую модель – функцию) системно, с разных сторон, в разных ситуациях. В то же время эта системность не должна носить характер набора случайных сюжетов, различных для разных классов функций — это приведет к дискомфорту в обучении.