ИЗУЧЕНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЗУЧЕНИЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Трофимкина Е.А. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, представляющие собой крайние варианты нормального характера. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим и не препятствует благоприятной социальной адаптации. Однако под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми достаточно богат подростковый возраст, лица с акцентуациями характера могут стать девиантными. В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и психопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние. Исследование акцентуаций характера является сложнейшей социально-психологической проблемой. Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении в обществе, взаимодействии с окружающими, успеваемости в учебной деятельности и др.

Актуальность исследований акцентуаций характера у подростков заключается в том, что в период становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «переходящих подростковых акцентуациях характера».

«Акцентуация всегда, в общем, предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной» [1]. Изучение и выявление акцентуаций характера помогает определить «слабые места» в характере и регулировать поведение человека.

Акцентуация – это дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определённого рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфических ситуациях.

Акцентуированный характер обостряется в подростковом возрасте. А.Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций у подростков: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный. Различные типы могут сочетаться, или смешиваться в одном человеке.

Межличностные отношения, или взаимоотношения, рассматриваются отечественными и зарубежными психологами как эмоционально-оценочная система, как чувства, имеющие определённую направленность на субъект общения. Выделяют три группы отношений субъекта общения: степень аффилиации, доминирование-подчинение и включенность-отсутствие.

Для подросткового возраста характерно господство сообщества сверстников. Здесь осваивается область моральных норм, на основе которых строятся межличностные отношения. Общение со сверстниками – ведущий тип деятельности подростков, взаимоотношения со взрослыми отходят на второй план.

У подростков обостряется потребность во взаимоотношениях со сверстниками, устанавливаются тесные межиндивидуальные контакты, усиливается ориентация на группу. В этот же период развития личности заостряются отдельные характерологические черты, которые проявляются акцентуациями характера и соответствующим типом межличностных отношений.

Подростковый период – период кризисов. Подростковый возраст многие авторы определяют как “второе рождение”. Рождение социальной личности готовой вступить в жизнь. Пубертатный возраст удобряет почву, которую заложили в нас родители, в далеком безоблачном детстве. Самое большое количество конфликтов приходится на этот период. После нескольких лет жизни “без проблем”, на еще не созревшую, хрупкую детскую душу выливают “студеную воду”. Одни от этого закаляются, другие - заболевают. Поведение подростка в такой ситуации напрямую зависит от присущего ему типа акцентуации характера.

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое – особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к его соматическим заболеваниям, особенно длительным. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а последнее же весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.).

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.

Принято считать, что подростки, имеющие акцентуации характера – плохо адаптирующиеся к жизни, конфликтные в коллективе, в семье, отличающиеся противоправными тенденциями, трудностями в общении, с суицидальными намерениями, с наличием скрытых от постороннего взгляда комплексов и с другими внутриличностными проблемами – все они, безусловно, нуждаются в помощи психологов и социологов. Однако, опыт показывает, что акцентуированные подростки проявляют себя весьма успешно в сфере социальной активности, адекватной их интересам и требованиям. Мало того, именно они, подростки-акцентуанты, самореализуются таким образом, что привлекают к себе интерес окружающих и оказываются в центре важных событий. Особенно ярко проявляются гипертимные, стеничные, самобытные личности. Их деятельность может выглядеть как незаурядность с положительным знаком, и как нонконформизм негативного, разрушительного свойства. Если способности и активность акцентуанта канализированы в социально полезное русло, то такой человек вызывает у окружающих уважение или даже восхищение, в противном случае – порицание, ужас или пренебрежение, однако они никого не оставляют равнодушным.

С целью выявить ведущий тип акцентуации и особенности поведения подростков, было проведено обследование группы школьников (20 человек) с помощью методики для определения акцентуаций характера А.Е. Личко. В ходе проведённой работы были выделены типы акцентуаций характера и их проявления. Исходя из количества акцентуаций характера и их повторяемости, была выделена акцентуация характера наиболее часто встречающаяся у подростков. Общий тип акцентуации характерный для данного возрастного периода – гипертимный. У мальчиков так же выявлена гипертимная акцентуация. У девочек встречаются гипертимный и сенситивный типы акцентуации характера.

В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Таким образом, для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации, «места наименьшего сопротивления» в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведения. Для этого необходимо соблюдать следующие рекомендации по сопровождению акцентуированных характеров подростков:

Гипертимный:

- разнообразие деятельности и контактов;

- демократический стиль общения;

- возможность работы в коллективе.

Лабильный:

- эмпатия;

- одобрение и эмоциональная поддержка;

- позиция друга.

Неустойчивый:

- твердое, властное руководство;

- строгий режим и порядок;

- группа с положительными установками.

Шизоидный:

- позиция учителя разубеждающего, опровергающего неполноценность.

Конформный:

- позиция опекающего;

- развитие критического мышления;

- развитие рефлексивного поведения.

Сенситивный:

- длительные разубеждения;

- демонстрация нужности для других.

Астеноневротический:

- посильные требования;

- режим;

- сбалансированные отношения.

Психастенический:

- рациональные разубеждения;

- поощрения реальной деятельности;

- занятия спортом без соревнований.

Истероидный:

- игнорирование демонстративного поведения;

- предоставление «сцены»;

- позиция зрителя.

Эпилептоидный:

- опора на бережливость;

- способствование к ручному мастерству;

- тактичность.

Циклoидный:

- гибкая тактика, в зависимости от фазы настроения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть полезны педагогам при работе с подростками, имеющими акцентуации характера.

Список использованной литературы

  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 383 с.

Просмотров работы: 1991