В методическом плане для начала ознакомимся с составляющими базовыми понятиями «Дизайн» и «Образование». По мнению Н.В. Воронова: «Дизайн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированный на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим» [1]. В Свободной энциклопедии образование трактуется, как: «…целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Ведёт к овладению ценностями культуры и нравственно-эмоционального отношения к миру, опытом профессиональной и творческой деятельности, сохраняющими и развивающими духовные и материальные достижения человечества [2]. Таким образом, собирательный термин «Дизайн-образование» можно сформировать как целенаправленный процесс обучения, воспитания и формирования художественно-конструкторского мышления и развития творческих навыков (задатков и вкуса).
Немаловажную роль в дизайн-образовании играет грамотная организация образовательного процесса, где внеаудиторные мероприятия являются его неотъемлемой частью, которые не только дополняют теоретический материал, но в значительной степени его расширяют и позволяют показать все тонкости дизайнерского мастерства и искусства. На наш взгляд интересной находкой для педагога художественно-эстетического направления подготовки обучающихся, является перспективный План мероприятий [3; 4]. Например, в Елабужском институте Казанского (Приволжского) федерального университета в курсе изучения дисциплины «Методика профессионального обучения» по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» на практических занятиях мы составляем план мероприятий, отражающий календарные события предшествующего и будущего года с учетом регионального и этно- компонента. В данном плане за основу берутся календарные события [5], желательно, чтобы они отражали наш профиль и направление подготовки. Предлагаем вашему вниманию составленный нами «Календарно-тематический план внеаудиторных мероприятий на 2017 год», формирующий художественно-эстетический вкус в дизайн-образовании.
Календарно-тематический план мероприятий на 2017 г. в дизайн-образовании
Дата/ Событие |
Примечание |
Мероприятие |
|
3 января 2017 г |
125 лет со дня рождения английского писателя - основоположника литературного жанра фэнтези, поэта и филолога Джона Рональда РуэлаТолкина (1892-1973) |
Джон Ро́нальд (англ. John Ronald Reuel Tolkien; 3 января 1892 года, Блумфонтейн, Оранжевая Республика — 2 сентября 1973 года Борнмут, Англия) — английский писатель, лингвист, поэт, филолог, профессор Оксфордского университета. Наиболее известен как автор классических произведений «высокого фэнтези»: «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец» и «Сильмариллион». |
Конкурс на лучшую иллюстрацию к произведениям Д.Р.Толкиена. Выставка работ обучающихся на тему «Властелин колец». |
25 января 2017 г |
185 лет со дня рождения И. И. Шишкина |
Ива́н Ива́нович Ши́шкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894—1895) Академии художеств. |
Выставка репродукций картин И.И. Шишкина. Конкурс на лучший портрет писателя И.И.Шишкина |
27 января 2017 г |
185 лет со дня рождения английского писателя, математика, философа и фотографа Льюиса Кэрролла |
Лью́ис Кэ́рролл (англ. Lewis Carroll, настоящее имя Чарльз Лютвидж До́джсон, или Чарльз Латуидж; 27 января 1832-14 января 1898) — английский писатель, математик, логик, философ, диакон и фотограф. Наиболее известные произведения — «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», а также юмористическая поэма «Охота на Снарка». |
Конкурс иллюстраций к произведению «Алиса в стране чудес». Конкурс иллюстраций к произведению «Алиса в зазеркалье». Конкурс на лучшее стилизованное изображение, тема «Охота на Снарка». |
3 апреля 2017 г. |
122 года со дня рождения Тази Гиззата |
Тази́ Гизза́т (тат. Таҗи́ Гыйззә́т), полное имя Тази́ Калиму́ллович Гизза́т (Гиззату́ллин); 3 апреля 1895, деревня Варзи-Омга, Агрызский район, Татарстан — 7 мая 1955, Казань) — татарский драматург. Заслуженный деятель искусств ТАССР (1939), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940) |
Посещение театра, пьесы Тази Гиззата. Конкурс портретов татарского драматурга Тази Гиззата. |
10 апреля 2017 г. |
200 лет со дня рождения русского писателя, публициста Константина Сергеевича Аксакова (1817-1860) |
Константи́н Серге́евич Акса́ков (10 апреля) 1817, с. Аксаково, Оренбургская губерния — 7 декабря 1860, о. Занте, Греция) — русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов и идеолог славянофильства[2]; старший сын Сергея Тимофеевича Аксакова и Ольги Сёменовны Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турчанки Игель-Сюмь. |
Конкурс иллюстрации по мотивам сказки «Аленький цветочек». Выставка работ по произведениям К.С. Аксакова. Конкурс на лучший портрет писателя К.С. Аксакова. |
8 октября 2017 г. |
125 лет со дня рождения Марины Цветаевой |
Мари́на Ива́новна Цвета́ева (26 сентября (8 октября) 1892[5], Москва — 31 августа 1941, Елабуга) — русская поэтесса, прозаик, переводчица, один из крупнейших поэтов XX века. |
Конкурс иллюстраций по стихотворениям М.И. Цветаевой. Выставка портретов М.И. Цветаевой. Посещение Мемориального комплекса М.И. Цветаевой. |
3 ноября 2017 г. |
130 лет со дня рождения советского поэта и переводчика Самуила Яковлевича Маршака (1887-1964) |
Самуи́л Я́ковлевич Марша́к (1887—1964) — русский поэт, драматург, переводчик, литературный критик, сценарист. Автор популярных детских книг. |
Конкурс иллюстраций к произведению «Двенадцать месяцев». Выставка карикатур русского поэта С.Я. Маршака. |
22 декабря 2017 г. |
80 лет со дня рождения русского детского писателя Эдуарда Николаевича Успенского (1937) |
Эдуа́рд Никола́евич Успе́нский (22 декабря 1937, Егорьевск, Московская область) — советский и российский писатель, сценарист, автор детских книг. Среди популярных персонажей, придуманных им — Крокодил Гена и Чебурашка, кот Матроскин, Дядя Фёдор, почтальон Печкин и другие. |
Выставка детских плакатов по мотивам произведений Э.Н. Успенского. Конкурс иллюстраций к произведению «Трое из Простоквашино». Конкурс иллюстраций к произведению «Крокодил Гена и его друзья». |
На основе примерного плана календарных мероприятий, педагог определяет наиболее важные и значимые события для данного направления подготовки обучающихся и возможности проведения их в образовательной организации. Некоторые из предложенных мероприятий удобнее будет проводить совместно (в соавторстве) с другими образовательными организациями и отделами, которые бы определяли их уровень и статус (Муниципальный, Региональный, Всероссийский, Международный). Например, в ходе прохождения производственной (педагогической) практики на базе ГАПОУ «Елабужский колледж Культуры и Искусств» мы, уже с нашими обучающимися посетили ряд выставок, организованных Елабужским государственным историко-архитектурным и художественным музее-заповедником в г.Елабуга. Одна из выставок "Мода 100 лет назад", позволила обучающимся ознакомиться с особенностями интерьера и внешнего вида людей той эпохи. Полученные и приобретенные сведения являются базой для дальнейшего дизайн-творчества, возможно, кто-то из обучающихся выберет это как тему исследования, при написании курсовых, дипломных работ, либо свяжет себя дальнейшей профессиональной деятельностью. На наш, взгляд посещение выставок является наиболее эффективным методом обучения, нежели традиционное объяснение материала. Составленный нами план, он примерный и отображает календарные (знатные) события в обществе, но он позволяет вносить соответствующие корректировки под цели образовательной организации (образовательные и художественные школы, школы искусств, колледжи художественно-эстетического направления подготовки и прочие).
Как мы видим, организация и проведение внеаудиторных мероприятий является важной частью образовательного процесса в дизайн-образовании. Это позволяет заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к получению новых знаний, осознанному выбору траектории будущей профессиональной деятельности [6].
Надеемся, что проведенное нами исследование найдет свое применение и будет полезно педагогам художественно-эстетического направления подготовки в дизайн-образовании в независимости от уровня подготовки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Дизайн. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru.
Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org
Латипова Л.Н., Латипов З.А. Совершенствование методической подготовки будущего учителя-предметника //Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 9. - Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-9-2013/pedagogics/latipova-latipov.pdf.
Латипова Л.Н. Конструкт урока по технологии как одно из средств в организации учебного процесса в школе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Технологическое образование в школе и вузе», 15 января, 2016 . – Елабуга: Изд-во ЕИ(Ф) К(П)ФУ, 2016. - С.65-70.
Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org
Латипова Л. Н., Латипов З. А. Изучение нормативно-правового обеспечения учебного процесса в квалификационно-образовательных уровнях подготовки на современном этапе//Теория и практика общественного развития. -2014. -№ 2 . -URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/2/pedagogika/latipova-latipov.pdf