Рынок рекламных услуг в экономике на современном этапе без сомнений является актуальным, т.к реклама является важным элементом в развитии рыночной экономики и играет в ней ключевую роль.
Реклама имеет свои цели и задачи. Цель - это донесение информации до целевой аудитории. Задачи - побудить потребителей к совершению покупки. Они осуществляются за счет:
1. Информирования (публикация информации и знания о новом товаре, о фирме, конкретном событии, информирование об изменении цены, описание оказываемых услуг).
2.Увещевания (постепенное формирование предпочтения у людей).
3. Напоминания (удержание в памяти информации о товаре).
4. Позиционирования фирмы или товара.
5. Удержания покупателей, лояльно относящихся к рекламируемой марке.
6.Имиджирование - создание образа (имиджа) фирмы.Существуют следующие виды рекламы:
1) Коммерческая реклама, целью которой является получение прибыли, экономический рост и развитие.
2) Социальная реклама - целью данного вида рекламы является не получение прибыли, а стремление привить целевой аудитории определенные потребительские привычки и предпочтения, направлена на достижение благотворительных и других общественно полезных целей.
3) Идеологическая (внедрение новых идеологических ценностей (трудолюбие, право граждан на частную собственность, предприимчивость как основа богатства и благополучия).
В процессе размещения рекламы у потребителей и рекламодателей возникают свои интересы: в рекламе постоянно сталкиваются различные политические и финансовые интересы. Потребитель заинтересован в том, чтобы уменьшить количество рекламы и снизить её навязчивость, производитель напротив, заинтересован в том, чтобы увеличить количество рекламы и охват аудитории. Все отношения между потребителями и рекламодателями регулируются законом РФ «О рекламе».
Рынок рекламных услуг развит везде по-разному, но хорошо он развит естественно в экономически развитых странах. Реклама в каждой стране ориентирована на аудиторию именно этой страны, она является целевой для жителей данного государства. Не смотря на то, что в разных странах потребляемые продукты и услуги очень похожи друг на друга по своим свойствам, реклама и сегодня обладает своей уникальной спецификой. Что касается России то, согласно прогнозу ZenithOptimedia, глобальные расходы на рекламу по итогам этого года вырастут на 5,1%. В 2015 году глобальный рынок вырос на 4,9%.
На российский рекламный рынок продолжают оказывать отрицательное влияние экономические и политические факторы, которые тесно связаны с вооруженным конфликтом в Украине. Санкции Евросоюза и США против России и ответные меры России, стагнация экономики и падение цен на нефть привели к снижению инвестиций и корректировке маркетинговых бюджетов большинства рекламодателей.
Прогноз развития российского рекламного рынка в 2014 году от ZenithOptimedia Russia, вышедший в сентябре, был незначительно скорректирован: с +1,2% до +1,4%. Корректировка обусловлена увеличением инвестиций в интернет-рекламу. По прогнозам ZenithOptimedia Russia, интернет реклама продолжит оставаться медийным флагманом с точки зрения темпов роста: +15% в текущем году и +10% в следующем.
В 2017 году, согласно прогнозу ZenithOptimedia, российский коммуникационный рынок снизил темпы роста до 0,8% относительно показателей 2016 года. Это оптимистичный прогноз, и он будет справедлив только в случае стабилизации внешнеполитической ситуации и цен на нефть. Также одним из важнейших факторов воздействия, оказывающим прямое влияние на потребительский рынок, покупательскую способность населения и, соответственно, рекламную отрасль, будет оставаться снижение курса рубля по отношению к базовым валютам. Дальнейшее ослабление рубля, а также продолжающийся прессинг на рекламную отрасль со стороны законодательной власти могут послужить поводом для негативной динамики рекламного рынка в 2017 году.
В таблице 1 , по данным Росстата, приведены объемы рекламы в России.
Таблица 1. Объем рекламы в средствах ее распространения в России (млн. рублей, без НДС)
Вид рекламы |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
ТВ-реклама |
143 260 |
156 200 |
157 762 |
157 762 |
Печатные СМИ |
41 200 |
37 080 |
31 518 |
28 336 |
Радио |
14 617 |
16 517 |
16 847 |
16 847 |
Наружная реклама |
37 700 |
40 700 |
38 665 |
36 732 |
Интернет реклама |
56 388 |
71 703 |
82 459 |
90 705 |
Прочите носители |
4 816 |
5 587 |
5 196 |
4 676 |
Итого |
297 981 |
327 787 |
332 447 |
335 088 |
Таблица 2. Темпы прироста по отношению в предыдущему году, %
Вид рекламы |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
ТВ-реклама |
9% |
9% |
1% |
0% |
Печатные СМИ |
2% |
-10% |
-15% |
-10% |
Радио |
23% |
13% |
2% |
0% |
Наружная реклама |
10% |
8% |
-5% |
-5% |
Интернет реклама |
35% |
27% |
15% |
10% |
Прочите носители |
18% |
16% |
-7% |
-10% |
Таким образом, реклама является важным элементом в развитии экономики, тем связующим звеном, которое не позволяет застаиваться производящим компаниям товар или услуги, на одном месте. Реклама создает между производящими фирмами, компаниями здоровую конкуренцию, а значит, в перспективе, влияет на совершенствование продукции. В условиях рыночной конкуренции выживает тот, кто наиболее востребован, отвечает запросам потребителей и может удовлетворить их потребности.
Благодаря успешно проведенной рекламной кампании, производящие фирмы заполучают клиентов. Таким образом, увеличиваются продажи товара, а значит, увеличивается выручка фирм и предприятий. Что в масштабе страны означает увеличение ВВП.
Список использованных источников:
1. Антипов К.В. Основы рекламы. – М., 2015. – 328 с.
2. Бове К.Л., Аренс У.Ф. Современная реклама / К. Л. Бове, У. Ф. Аренс .Под ред. О. А Феофанова, 2015. — 677 с.
3. Васильев Г. А. Основы рекламной деятельности/ Г. А. Васильев, В. А. Поляков. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2014. - 408 с.
4. Васильев Г.А. Электронный бизнес и реклама в Интернете / Г.А. Васильев, Д.А. Забегалин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 181 с.
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru
6. Прогнозы развития рекламного рынка [Электронный ресурс] URL: http://www.zenithoptimedia.ru