ПАРАМЕТРЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПАРАМЕТРЫ КЛАССИФИКАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие оценки, восходящее к словам «цена», «ценность», определяет особенности взаимодействия человека и окружающего мира. Объективный мир оценивается говорящим со стороны субъективного его отношения к нему, с точки зрения ценностного характера объекта оценки − с учетом понятий добра и зла, красоты и неприязни, пользы и вреда, истинности и ложности, степени интеллектуальности и т.д. В центре изучения языковой оценки ученых стоят вопросы формирования оценочного значения на разных языковых уровнях (акцентологическом, словообразовательном, морфологическом, лексическом, синтаксическом), функционирования оценочных единиц в тексте, поиск связей языковой оценки и различных характеристик личности − возрастных, гендерных, национальных, психологических, социальных и др. Несмотря на широкую изученность этой категории, существует множество спорных или открытых вопросов. В зависимости от аспекта научных интересов исследователи при анализе языковых явлений обращаются к различным классификациям оценок, основанным на различных критериях. Остановимся на основных.

Первый критерий − классификация оценок с учетом аксиологической интерпретации. В основу классификации положено два полярных критерия − «хорошо / плохо», «что позволяет в зависимости от знака «+» или «−» выделить два типа оценки: положительную (мелиоративную) и отрицательную (пейоративную, дерогативную): красивый («+»), страшный («−»)» [1, с.75]. Данная классификация носит обобщенный характер, поскольку, опираясь на аксиологическую основу категории оценки, позволяет ответить лишь на один вопрос: положительно или отрицательно относится автор высказывания к объекту действительности, тем самым признает или не признает его ценность?

Второй критерий − классификация оценок с учетом наличия эмотивного компонента. «В зависимости от наличия или отсутствия эмотивного компонента оценка бывает рациональной (интеллектуально-логической) и эмоциональной» [2, с.273].

Обобщая сказанное, отметим, что первая классификация опирается на социальные стереотипы и выражается посредством оценочного суждения, вторая же предполагает непосредственную реакцию автора на объект и характеризуются экспрессивностью.

Третий критерий − классификация оценок с учетом соотношения объективного и субъективного факторов. «Сложное взаимодействие объективных и субъективных свойств предмета позволяет говорить о его дескриптивных, т.е. собственных свойствах объекта (яблоко красное, круглое, спелое) и оценочных признаках, т.е. свойствах, приписываемых субъектом (яблоко хорошее). Обозначения первого ряда, содержащие оценочный компонент (талантливый, усердный, добрый, нахальный, глупый и т. д.), называют частнооценочными, а слова второго ряда (хороший, отличный и т.п.) − общеоценочными» [2, с.67].

Таким образом, в зависимости от характера оценочного признака, обусловленного взаимодействием объективных и субъективных факторов, выделяют две разновидности оценок: общая оценка (холистическая, аксиологическая) и частная оценка.

Четвертый критерий − классификация оценок с учетом способа оценивания. В зависимости от формулировки оценочного высказывания Н.Д. Арутюнова выделяют два типа оценки: абсолютная оценка и сравнительная оценка [1, с.83]. В формулировках первой классификации используются такие понятия, как «хороший / плохой», второй − «лучше / хуже». При абсолютной оценке речь идет об одном оценочном объекте, при сравнительной − есть хотя бы два объекта или два состояния одного и того же объекта.

Пятый критерий − классификация оценок с учетом влияния контекста. Учитывая влияние контекста на реализацию семантики оценочных единиц, различают две разновидности оценки: ингерентная (языковая, узуальная) и адгерентная (речевая, окказиональная) оценка [1, с.87].

Каждая из рассмотренных типологий построена на выделении одного классификационного признака и, следовательно, позволяет рассматривать оценку в любом выбранном аспекте. Однако часто для анализа языковых явлений, например, оценочного высказывания, недостаточно какой-то одной отдельно взятой классификации оценок. Актуальным становится необходимость создания многомерной классификации оценок, учитывающей средства выражения оценочного значения. Подчеркиваемая многомерность категории оценки, ее языковая и речевая «вездесущность» тесно связана с проблемой определения границ оценочной семантики, которая обусловлена целым рядом факторов.

Неоднозначность восприятия оценки слова или высказывания мотивируется тем, что в ней всегда присутствует субъективный фактор, взаимодействующий с объективным. Так, спорным в науке является вопрос о дифференциации дескриптивных (т.е. собственных) и оценочных признаков и их соотношении друг с другом.

Таким образом, теории эмоций и теории оценок у многих ученых отождествляются. Однако «эмоциональность» и «оценочность» не являются взаимозаменяемыми понятиями. Оценка может и не связываться с проявлением эмоций, а только заключаться в выражении отношения говорящего к характеризуемому предмету с точки зрения представления о нем в общеоценочном плане хороший или плохой.

Список литературы

1. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 341 с.

2. Вольф, Е.М. Варьирование в оценочных структурах // Семантическое и формальное варьирование. М., 1979. С. 273-294.

Просмотров работы: 1515