ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Жданко В.Б. 1, Олатало О.А. 1
1Донской государственный технический университет Академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В экономически развитых странах существует тенденция к перемещению челове­ка в центр процесса воспроизводства. Это определяется не только тем, что человеческий ресурс относится к внутренним факторам экономической динамики, но и еще, по меньшей мере, двумя условиями: во-первых, тем, что человеку присуще творческое мышление, а также обострением проблемы ограниченности и исчерпаемости ресурсов экономики и признанием огромного потенциала человеческого фактора.

Капитал и земля стали пассивным фактором роста, а человеческий капитал, заключенный в людях превратился в активный фактор. Сегодня именно человеческий капитал определяет темп и уровень развития, как отдельной фирмы, так и общества в целом.

Рассуждая о сущности человеческого капитала, один из основателей самой его концепции, Теодор Шульц, считал, что все ресурсы и навыки, присущие индивиду могут быть либо получены от рождения, либо приобретены в течение жизни. Это означает, что при рож­дении каждый человек получает определенный набор генов, который влияет на его врожденный потенциал. При этом непосредственно сам капитал, помимо врожденных качеств, включает в себя еще и качества, приобретаемые в процессе жизни индивидом, которые способны быть приумножены путем соответствующих усилий.

Понятие «человеческий капитал» по-разному связывается с человеческой личностью, соответственно в его состав включают различные элементы, которые в случае актуализации в процессе создания новой стоимости и генерации дохода рассматриваются как активы.

Так называемые активы человеческого капитала включают в себя:

1) капитал здоровья;

2) капитал мобильности (миграция);

3) капитал интеллектуальный, составными частями которого являются образователь­ный, знаниевый, научный и инновационный компоненты;

4) капитал подготовки на производстве, который объединяет в себе квалификацию, ком­петенции, производительные навыки и опыт;

5) капитал предпринимательской деятельности (конкурентоспособности).

Отдельные ученые предпочитают рассматривать понятие человеческого капитала ис­ключительно в узком смысле, характеризуя его применительно к отдельному работнику (индивиду).

Человеческий капитал индивида складывается в течение всей жизни индивида и представляется как непрерывный процесс, протекающий с разной интенсивностью в различ­ные периоды жизни индивидуума. Непрерывный характер формирования человеческого ка­питала обосновывается общей трактовкой понятия «инвестиций в человеческий капитал».

Т. Шульц писал, что к инвестиционной деятельности, сфокусированной на развитии челове­ческого капитала, заслуженно можно относить «…школьное образование, обучение на рабо­чем месте, укрепление здоровья и растущий запас информации относительно экономики».

Инвестиции в человеческий капитал подразделяются на три основные группы. Первая груп­па состоит из расходов на образование, в том числе, на общее и специальное, формаль­ное и неформальное образование, самообразование, расходов на обучение по месту работы [2].

К инвестициям, образующим вторую группу относятся затраты, связанные со здравоохране­нием, включая развитие и поддержание физического и психологического состояния человека. Сюда входят затраты на медицинское обслуживание, диагностику и профилактику заболе­ваний. Третья группа включает в себя расходы на мобильность, за счет которых осущест­вляется миграция.

Инвестиционная деятельность, связанная с формированием и развитием человеческого капитала, носит двусторонний характер. С одной стороны, она представляет собой процесс использования индивидами приобретенных ими знаний, умений и навыков для целей про­изводственной и социально-общественной деятельности. С другой же стороны, это процесс, связанный с расширением возможностей человека за счет укрепления здоровья, приобрете­ния новых знаний и совершенствования профессиональных навыков

Создание человеческого капитала осуществляется в процессе складывающихся субъектно-объектных отношений, где субъектом человеческого капитала выступает его но­ситель, другие субъекты отношений являются агентами.

Формирование человеческого капитала по временным периодам, исходя из этапов со­циализации человека, можно разделить на три базовых этапа:

1) дотрудовой период;

2) трудовой период;

3) послетрудовой период

В дотрудовом периоде можно выделить три периода формирования человеческого ка­питала:

1) от 0 до 5-6 лет;

2) с 7 до 17–18 лет;

3) с 17-18 до 23 года.

В трудовом периоде можно отметить действие следующих субъектов – хозяйствующие субъекты (фирмы, предприятия), рекрутинговые агентства и службы занятости и т.д.

Послетрудовой период характеризуется действием таких субъектов как – подсобные и домашние хозяйства, любительские занятия и др.

Базовый человеческий капитал формируется до определенного уровня, при котором он может быть использован как владельцем, так и работодателем для извлечения минимальной выгоды. Базовый капитал – это капитал, полученный человеком к возрасту совершенноле­тия, что, как правило, совпадает с окончанием общеобразовательной школы, достижения индивидуумом трудоспособного возраста, приобретение им минимальных знаний, навыков и умений, необходимых для развития человеческого капитала.

Развитый человеческий капитал формируется всю оставшуюся жизнь. При этом основ­ными субъектами здесь являются профтехучилища, средние и высшие специальные учеб­ные заведения, а также фирмы, предприятия, биржи труда, рекрутинговые агентства и служ­бы занятости и т. д.

Таким образом, формирование базового человеческого капитала во временном периоде жиз­недеятельности человека происходит в двух этапах: 1) от 0 до 5-6 лет; 2) с 7 до 17–18 лет дотру­дового периода формирования человеческого капитала. Здесь основную роль в формировании человеческого капитала играют такие субъекты как семья, ясли, детские сады, школы.

Формирование развитого человеческого капитала «захватывает» часть дотрудового пе­риода формирования человеческого капитала и оставшиеся – трудовой, послетрудовой. Это временные периоды – с 17-18 до 23 года, 23-24 – 55-60 лет и 55-60 лет. Основными субъекта­ми в этих периодах выступают профтехучилища, средние и высшие специальные учебные заведения хозяйствующие субъекты (фирмы, предприятия), биржи труда, рекрутинговые агентства и службы занятости и пр.

Хотелось бы подчеркнуть, что особая значимость в формировании человеческого капи­тала принадлежит формированию базового человеческого капитала, ведь на основе базового человеческого капитала происходит дальнейшее развитие человеческого капитала. Иными словами существует, прямая зависимость между формированием базового человеческого капитала и развитого[1].

На сегодняшний день строительство – одна из самых стремительно развивающихся отраслей. Поскольку условия жесткой конкуренции вынуждают активно внедрять инновационные технологии и проекты, одну из важнейших ролей в эффективной работе предприятия играет человеческий капитал, которым она обладает. Так как от интеллектуальных способностей, квалификации сотрудников, от их навыка вовремя добиваться поставленных целей, принимать правильные, высокоэффективные управленческие решения и зависит итоговый результат деятельности фирмы в целом. Так, предприятия, вкладывающие свои средства в человеческий капитал, показывают лучшую динамику развития в условиях инновационной экономики, чем те компании, вложения которых направлены на увеличение объемов других материальных ресурсов [4].

Совершенствование необходимого образовательного и культурного уровня работников предприятий строительства влияет на качество человеческого капитала, так как обучение во время работы повышает производительность труда на уровне предприятия в целом. Кроме того, обучение во время работы обуславливает появление инноваций и этим обеспечивает рост долгосрочной конкурентоспособности предприятия [5]. Высококвалифицированные сотрудники при самостоятельном решении производственных задач справляются лучше, чем менее опытные работники, кроме того, они также могут обучаться быстрее. Для строительной фирмы знания являются фактором, непосредственно влияющим на ее эффективность, а также ресурсом, создающим для организации интеллектуальный капитал. Собственно приобретение необходимых знаний и является отправной точкой к стимуляции инноваций по совершенствованию производственного процесса. Постоянное развитие человеческого капитала строительного предприятия – это оптимальное решение для фирмы, миссия которой – это опережение конкурентов и получение прибыли. Из чего следует, что лучший способ развития строительной организации в современных условиях инновационной экономики – это инвестирование в человеческий капитал [3].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Джандар С.Х. Человеческий капитал как фактор развития современной экономики // Новые технологии. № 1. 2013.

2. Диденко Д.В. Интеллектуалоемкая экономика. Человеческий капитал в российском и мировом социально-экономическом развитии. - СПб: Алетейя, 2015.

3. Иванова Н.Н., Морозова О.А. Формирование механизма управления интеллектуальным потенциалом строительной организации // Научное обозрение. 2014. № 9. с. 1011.

4. Иванова Н.Н., Морозова О.А. Формирование интеллектуального потенциала строительной организации с учетом влияния отечественного и зарубежного опыта // Научное обозрение. 2013. №11. с. 284-286.

5. Олатало О.А. Построение схемы интеллектуального потенциала строительной организации как итог группировки и экспертной оценки его структурных компонентов // Инженерный вестник Дона. 2015. Т. 38. № 4 (38). С. 107. [Электронный ресурс]: http://www.ivdon.ru/uploads/article/pdf/IVD_58_Olatalo.pdf_ae1c941726.pdf

Просмотров работы: 548