Ханс Георг Гадамер
Мы учим иностранные языки для того, чтобы преуспеть в карьере, уехать в другую страну или просто потому, что нам нравится этот язык и культура его носителей. Между тем, изучение языков несет в себе огромную пользу для нашей психики, для развития мозга и для формирования личности человека в целом.
В настоящее время в связи с глобальными геополитическими, экономическими и социокультурными изменениями к человеку предъявляются всё новые и новые требования, возрастают требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров. Так, возрастает потребность свободно общаться на иностранном языке, а иногда даже на нескольких. Изменилась жизнь, изменился способ восприятия информации и значительно изменился её объем. Так, теперь уже практически никто не сомневается в целесообразности изучения иностранных языков: учить их полезно и нужно в современном мире.
Следует отметить, что когда задаешь человеку вопрос, зачем он учит язык, то большинство отвечают, что сейчас без иностранных языков никуда: они нужны для работы в офисах, в путешествиях, для чтения литературы и т.д. И все это так. Но не все задумываются об общем положительном влиянии изучения иностранного языка на личность человека.
Очевидно, что те люди, которые учат иностранные языки, имеют меньше проблем с запоминанием новой информации. Общепризнанными способами развития памяти являются заучивание стихов и изучение иностранного языка, что, собственно, можно комбинировать. Словарный запас среднестатистического человека составляет от 10000 до 30000 слов (показатели могут разниться в зависимости от возраста, профессии, окружения, социального статуса). Представьте, если добавить к словарному запасу даже одну тысячу иностранных слов. Когнитивные процессы в мозге работают активнее, и таким образом восприятие новой информации улучшается. А одна тысяча слов – это не так уж и мало. Вполне достаточно, чтобы построить разговор с иностранцами на общие темы (при условии знания основных принципов грамматики).
Учёные отмечают, что «люди, выросшие в многоязыковом окружении, отличаются намного лучшей памятью, чем те, кто с детства слышал только родную речь. Более того, они лучше считают в уме, отличаются лучшими способностями к чтению и другим подобным навыкам» [2, c. 38].
Изучение иностранных языков – это всегда креатив, как в юном, так и в более сознательном старшем возрасте. Изучая язык, каждый человек пытается изобрести что-то свое, чтобы запомнить слова, грамматические правила. Так, мы строим ассоциации с родным языком, рисуем схемы, придумываем картинки в сознании и т.д. То есть, мы пытаемся искать нестандартные подходы к решению задач. Люди, заинтересованные изучением иностранных языков, более успешно справляются с решением поставленных задач, так как они более развиты творчески. Более того, изучение иностранных языков сводится не только к простому заучиванию слов, изучению грамматики, произношения и т.д., но также обучающиеся изучают культуру другого народа, его традиции, праздники, биографии великих людей и многое другое. Преподаватели, стараясь увлечь студентов, проводят праздники в зарубежном стиле, знакомят их с культурой страны изучаемого языка более подробно. Ведь в современном мире по настоящему образованный человек – это не тот, который знает иностранный язык и может общаться на нем, но и тот, который разбирается в культурных особенностях страны изучаемого языка, в литературе, искусстве и политике.
Некоторые ученые отмечают, что при изучении иностранных языков, мы начинаем все больше любить и более тщательней изучать свой родной язык. Может показаться парадоксальным, но это так. Изучая иностранный язык, большинство людей начинают замечать, что русский язык очень сложный, так мы развиваем в себе любовь к своему языку и патриотизм. Помимо этого, изучая иностранный язык, мы строим параллели с русским языком, сравниваем, пытаемся найти общее и различия. То есть, мы начинаем «копаться» в языке. А именно любопытство развивает наш кругозор.
Общество часто представляет знатоков иностранных языков рассеянными «ботаниками», однако этот стереотип весьма далёк от истины. Напротив, именно билингвы отличаются более сильным вниманием как к основной сути какого-либо важного явления, так и к его деталям. Например, они схватывают на лету суть взаимодействия между людьми в коллективе, в который они только что попали.
Ученые полагают, что мозг человека, который интенсивно занимается иностранными языками, растет, причем в самом буквальном смысле слова. Точнее, растут его отдельные области — гиппокамп и некоторые участки коры больших полушарий. «Исследователи, опубликовавшие результаты изучения мозга у профессиональных переводчиков, отмечали рост объема серого вещества у тех из них, кто в течение как минимум трех месяцев занимался углубленным изучением языка — причем, чем больше усилий прилагал конкретный участник исследования, тем более заметно было увеличение объема серого вещества» [1, с. 17].
Интересен также тот факт, что изучение иностранного языка заставляет мозг открывать для себя многообразие звуков, которые он раньше часто не мог выделять и разграничивать. Такой человек в дальнейшем делает более заметные успехи в овладении музыкальными инструментами.
Следует заметить, что изучение языка – это тонкий когнитивный процесс, который помогает правильно развиваться и расти гармоничной и развитой личностью. Овладение новым языком не может изменить мышления человека, так как законы мышления универсальны, но может изменить его сознание. Освоение новой информации, в том числе и о другом языке, — это процесс познания (невозможный без мышления). Для познания разных явлений используются одни и те же универсальные механизмы, однако любое познание опосредствуется содержанием сознания человека. Именно этот аспект проблемы приобретает особую значимость в контексте овладения иностранным языком. Изучение иностранного языка на любом уровне и в любом объеме есть сложный процесс, непосредственно затрагивающий сознание субъекта.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что изучение иностранных языков способствует формированию гармоничной и развитой личности человека.
Список литературы:
1. Martensson, J. Growth of language-related brain areas after foreign language learning / J. Martensson // Neurolmage. – 2012. - № 2. – P. 15-19.
2. Morales, J. Working memory development in monolingual and bilingual children / J. Morales // Journal of Experimental Child Psychology. – 2013. – P. 37-40.