ОЦЕНКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Стахеева О.А. 1, Варенцова И.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Известно, что 90 % восприятия внешнего мира осуществляется с помощью зрительного анализатора.

Нарушение деятельности зрительного анализатора вследствие врожденных аномалий развития и заболеваний органа зрения, сопровождается снижением двигательной активности, а это, в свою очередь, вызывает большие затруднения при выполнении различных движений. У лиц с нарушением зрения наблюдаются значительные отклонения в координации движения, при выполнении статического и динамического равновесия, ориентации в пространстве, нарушается точность и соразмерность движений, замедлена скорость выполнения отдельных движений [1].

Заболевание зрительного анализатора и малоподвижный образ жизни обуславливает вторичные отклонения, такие как нарушение осанки, плоскостопие, искривление позвоночника (лордозы, сколиозы) [3]. Целенаправленные и дозированные физические упражнения являются мощным средством коррекции и компенсации недостатков в физическом и функциональном развитии таких детей, если процесс коррекции начинает осуществляться с раннего детства.

Упражнения координационной направленности – позитивно влияют на уровень физического развития и физической подготовленности, одновременно оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка [2].

Дети с патологией зрения по уровню физической подготовленности (быстрота, ловкость, гибкость, выносливость) уступают своим ровесникам, которые имеют нормальное зрение [4].

Установлено, что по большинству показателей базовых координационных способностей школьники с дефектом зрительного анализатора отстают от параметров здоровых сверстников, причем наиболее значимые отклонения выявлены в младшем школьном возрасте [5].

Для определения координационных способностей детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения, используются следующие тесты, которые включают 1) оценку способностей к ориентации в пространстве на основе локализации звукового сигнала. Порядок проведения тестирования: занимающийся встает в углу зала (глаза закрыты), учитель предъявляет поочередно два кратковременных звуковых сигнала (звон колокольчика) из любых точек зала. Ученик с закрытыми глазами должен определить (указать рукой) направление, откуда прозвучали сигналы (спереди, сзади, справа, слева, по диагонали направо, и т.п.), затем выбрать одно из направлений и дойти до звукового сигнала по прямой (дистанция - 10 м). Оценивается степень отклонения (в см) от маршрута при ходьбе по прямой линии. Критерии оценивания: 5 баллов - безошибочное и точное определение места, откуда исходит звук, допускается отклонение в направлении движения до 10 см; 4 балла - правильная локализация места звукового сигнала, степень отклонения от прямой линии 15-25 см; 3 балла - определение звукового сигнала неточное, либо степень отклонения от прямой составляет более 25 см; 2 балла - ученик не смог выполнить тестовое задание.

2) Контроль стойкости к равновесию, как статического, так и динамического определяют с помощью пробы Ромберга (статическое равновесие), которая основана на определении способности человека сохранять равновесие при отсутствии коррекции со стороны зрительного анализатора. Выполнение данной пробы заключалось в удержании равновесия, стоя на одной ноге, другая нога согнута так, что тыл ее стопы касается подколенной ямки опорной конечности. При оценке пробы принимают во внимание: степень устойчивости (стоит неподвижно, покачивается); дрожание (тремор) век и пальцев; длительность сохранения равновесия. Оценка теста представлена в таблице 1.

Таблица 1

Оценка способности к статическому равновесию

Класс

ОЦЕНКА, с

Отлично

Хорошо

Удовлетвори-тельно

Достаточно

1

17,5

14,5

12,5

11,0

2

18,0

16,0

14,0

12,5

3

21,0

18,5

16,0

14,0

4

23,0

20,0

18,0

15,5

Тест для оценки динамического равновесия применяют тест на выполнении поворотов на гимнастической скамейке. Для выполнения данного теста необходимо, стоя на узкой поверхности гимнастической скамейки, за 20 секунд выполнить как можно больше поворотов влево и вправо, не падая со скамейки. Результат – количество выполненных поворотов с точностью до пол-оборота. Критерии оценки представлены в таблице 2.

Таблица 2

Оценка способности к динамическому равновесию, количество раз

Класс

ОЦЕНКА

Отлично

Хорошо

Удовлетвори-тельно

Достаточно

1

7

6

4,5

3,5

2

8

6,5

5

4

3

8

6,5

5

4

4

9

7

5,5

4,5

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Губа В.П., Алпацкая Е.В. Применение упражнений координационной направленности как метод физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющие отклонения в развитии// Адаптивная физическая культура. – 2003. - № 2. – С. 16-19.

  2. Лабутина Н.О. Физическое развитие и физическая подготовленность младших школьников с нарушением зрения. Современные проблемы науки и образования. 2013. - № 6. С. 315.

  3. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Нижний Новгород, 2001. – 168 с.

  4. Харченко Л.В. Совершенствование базовых координационных способностей у школьников 8-12 лет с нарушением зрения. Автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.04. – Омск, 1999. – 19 с.

  5. Харазян Л. Г. Анализ средств адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения. В сборнике: Здоровье для всех материалы VI международной научно-практической конференции. 2015. С. 151-154.

Просмотров работы: 1633