ВЛИЯНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВНД НА АССОЦИАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ ЮНОШЕЙ-СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВНД НА АССОЦИАТИВНЫЕ РЕАКЦИИ ЮНОШЕЙ-СТУДЕНТОВ

Кобзарь В.А. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение типов высшей нервной деятельности (ВНД) и особенностей мышления является актуальной проблемой в настоящее время, так как качество усвоения знаний во многом определяется индивидуальными характеристиками человека. Таким образом, изучение их влияний на мыслительные процессы может способствовать внедрению в образовательную деятельность новых методик, способствующих лучшему усвоению знаний студентами [1,2].

Цель работы – выявление особенностей ассоциативного мышления юношей-студентов в зависимости от параметров ВНД.

Контингент. В исследовании приняли участие юноши-студенты от 18 до 24 (средний возраст 20,19) лет, всего 31 человек. Все студенты дали информированное согласие на участие в исследовании. На момент обследования были практически здоровы, без черепно-мозговых травм и других нарушений центральной нервной системы в анамнезе. Исследование проводилось с соблюдением всех принципов Хельсинкской Декларации 2013 г.

При проведении исследования были использованы две тестовые методики.

Методика Яна Стреляу основана на идеях И. П. Павлова и дает возможность оценить степень выраженности свойств нервной системы. Она состоит из 134 вопросов, которые позволяют определить уровень силы, уравновешенности и подвижности центральной нервной системы [5].

Методика свободного ассоциативного теста является одним из вариантов теста словесной ассоциации и предназначена для изучения особенностей ассоциативного мышления обследуемых. Стимульный материал представлен перечнем из 25 существительных на русском языке. Задача обследуемого быстро назвать первую пришедшую ему на ум ассоциацию в ответ на слово стимул. Каждая ассоциация анализируется по логическому и грамматическому критериям.

Логические критерий свидетельствует о жесткости связи по смыслу между стимулами, например, армия-солдат или болезнь-смертельная (центральный тип реакции). Отсутствие такой связи говорит о периферической логической реакции.

Грамматический критерий определяет отношение слова-реакции к определенной грамматической категории: парадигматической или синтагматической. Под синтагматическим типом связи понимается связь между разными грамматическими категориями, например между существительными и прилагательными (хороший — поступок, дождь — идет).

Под парадигматическими – связь в пределах одной грамматической категории (хороший — плохой, дождь — грязь) [4].

Для анализа полученных данных использовался корреляционный анализ. В начале работы данные были проверены на нормальность при помощи метода асимметрии и эксцесса, который показал, что распределение в выборках не соответствует гауссовскому, поэтому использовался критерий r-Спирмена [3]. Коэффициент корреляции считался статистически значимым при величине вероятности ошибочного принятия нулевой гипотезы о равенстве генеральных средних p˂0,05.

Результаты: Методика словесных ассоциаций выявила следующие особенности ассоциативного мышления у обследуемых:

1) по логическому критерию 67% ассоциаций относятся к центральному типу реакции, 33% - к периферическому;

2) по грамматическому критерию 86% ассоциаций относятся к парадигматическому типу реакции, что является показателем нормы для носителей языка, 14% - к синтагматическому.

Увеличение периферических ассоциативных реакций свидетельствует о плохом знании языка, для взрослых носителей характерно преобладание центральных ассоциативных реакций (не менее 65), что нам и удалось пронаблюдать в результате исследования [4].

Корреляционный анализ обнаружил наличие статистически значимых связей между некоторыми свойствами нервной системы и типами ассоциативными (таблица 1).

Таблица 1 - Коэффициенты корреляции (r) между показателями теста Стреляу и ассоциативного теста у юношей-студентов

Тип. Ассоц.

Хар-ки н.пр.

Централь-ные

Перифери-ческие

Синтагма-тические

Парадиг-матические

Отказ

Возбуждение

-0,071

0,152

-0,114

0,292

-0,474**

Торможение

0,140

-0,105

-0,106

0,191

-0,171

Подвижность

-0,111

0,161

-0,360*

0,469**

-0,285

Уравновешенность

-0,271

0,325

-0,045

0,163

-0,372

Примечание: ** – достигнутый уровень значимости (p) < 0,01;

* – достигнутый уровень значимости (p) < 0,05.

Выявлена обратная умеренная связь между процессом возбуждения и отсутствием слов-реакций при выполнении ассоциативного теста (r=-0,474). Следовательно, чем выше уровень возбуждения, тем меньше возможность быстро найти ассоциацию.

Также обнаружена обратная умеренная связь между подвижностью нервных процессов и синтагматическим типом реакции (r=-0,360). Следовательно, при большей легкости переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот, наблюдается уменьшение синтагм. Это можно подтвердить наличием прямой умеренной связи между подвижностью нервных процессов и парадигматическим типом реакции (r=0,469), что говорит об увеличении числа парадигм при быстром переходе от одних видов деятельности к другим

Выводы.

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Параметры высшей нервной деятельности могут влиять на ассоциативное мышление человека.

  2. Преобладание процесса возбуждения в нервной системе способствует уменьшению количества отказов в ассоциативном тесте.

  3. Обнаружена корреляционная зависимость между подвижности нервных процессов и парадигматическими реакциями: более высокая степень подвижности приводит к увеличению парадигматических реакций, в то время как снижение уровня подвижности ведет к преобладанию синтагматических ассоциативных реакций.

Список литературы

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Агаджанян Н. А. Нормальная физиология: Учебник для студентов медицинских вузов / Смирнов В. М. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство»», 2009. – 520 с.

        2. Пырьев Е. А. Диагностика эмоций и мотиваций / Е. А. Пырьев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2015. – №17(1-3). – С. 656-661.

        3. Аналитическая статистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tsput.ru/res/math/mop/lections/lection_7.htm#_Toc73845988 (дата обращения 23.12.2016).

        4. Ассоциативный свободный тест. Обзор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1095444 (дата обращения 23.12.2016).

        5. Методика диагностики темперамента Яна Стреляу. Тест - личностный опросник изучения темперамента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psycabi.net/testy/458-metodika-diagnostiki-temperamenta-yana-strelyau-test-lichnostnyj-oprosnik-izucheniya-temperamenta (дата обращения 23.12.2016).

1Научный руководитель: Черкасова Анна Сергеевна – кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры биологии человека и биотехнических систем САФУ имени М.В. Ломоносова.

Просмотров работы: 409