Данная тема актуальна в современном мире, так как методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту (ФГОС).
Современные уроки геометрии с использованием метода проектов дают богатые возможности для развития интеллектуальных, творческих, познавательных способностей обучающихся.
С точки зрения О. В. Брыковой и Т. В. Громовой, метод проектов – это «педагогическая технология, ориентированная не интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо-культурной среде» [Брыкова, Громова, 2011, с.10].
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др.
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Чаще всего при изучении нового материала какой-либо главы учебника геометрии обучающимся предлагаются темы информационных проектов изучаемой главы. Учащиеся разрабатывают эти темы под руководством учителя, затем на последнем заключительном уроке (урок защиты творческих работ), проводится мини-конференцию по защите проектов. На подготовку проекта дается от одной до двух недель.
Метод проектов заметно повышает интерес школьников, как к отдельным образовательным программам, так и к образованию в целом. И доведённое до конца исследование даёт начало следующему. Во время подготовки проектов, работая в группах по интересам, ребята со всей изобретательностью, смекалкой проявляют свои творческие дарования, учатся и перенимают друг у друга то, что не умеют сами, делятся своим опытом с товарищами. Поэтому всё больше детей хотят заниматься проектной деятельностью, и каждый год апробируются новые формы работы, направленные на развитие творческой самостоятельности обучающихся.
На уроках геометрии с применением метода проектов обычно ставятся перед собой цели: научить самостоятельному достижению результата; научить предвидеть проблемы, пути их решения; сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве; научить работать с источниками информации, выделять главное, анализировать и систематизировать информацию; сформировать навыки работы и делового общения в группе; сформировать навыки защиты и представления своей работы. Из целей видно, что метод проектов позволяет формировать коммуникативные и информационные компетенции, что очень важно для учителей геометрии. При помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. И самое главное, для меня, как будущего учителя математики – меняется отношение учеников к математике как значимой и нужной науке.
Список использованной литературы
Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе. – М.: «Чистые пруды», 2011. – 210 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего образования. М.: 2009.