ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ

Чисталёва Д.А. 1
1Омский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
По просторам Интернета блуждает достойное количество статей, методических разработок и презентаций по проблеме использование и изучения игровых технологий на занятиях по физике. Авторы этих статей в основном школьные учителя, для которых, как известно, нет иного исхода, как быть безоглядными оптимистами и идеалистами. Особо выделяют, что игровая технология- это описание процесса достижения, планируемых результатом обучения. Как говорил С. А. Шмаков очень образно выражает значение игры, называя её восьмым чудом света: «О знаменитой пирамиде Хеопса знают все…. А игра?! Игра – одно из интереснейших явлений культуры…Игра, как тень, родилась вместе с ребенком, стала его спутником, верным другом. Она заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня, за те колоссальные воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные». Игра, ученье, труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд. Глубоко ошибаются те педагоги, которые представляют игру лишь как забаву и развлечение [2].

Начнем с того, что в статье описывается игровая технология на конкретном примере обучения физике. Технологическая особенность применения описываемой формы работы заключается в том, что она позволяет варьировать содержание игры в зависимости от темы курса физики, оставляя основу прежней. На конкретном примере проведения физического вечера для учащихся рассказано как можно не стандартно, увлекательно вовлечь в игру большую группу учеников [1].

В этой статье мы хотим показать возможность использования игровых технологий в преподавании физики, которые позволяют в игровой форме мотивировать учащихся к глубокому изучению физики как науки, являющейся основой техники, продемонстрировать взаимосвязь между физикой и жизненными ситуациями, таким образом подчеркнуть мысль, что ФИЗИКА - ЭТО ЖИЗНЬ во всех её многообразных проявлениях [5].

Какой мы видим выход из данной ситуации? Современное преподавание в школе сталкивается с проблемой снижения интереса учащихся к изучению предметов. Такой школьный предмет как физика, общество давно отнесло к категории самых сложных. Перед педагогом ставиться задача — пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.

В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады.

Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам [2].

Тема занятия была связана с изучением силы Архимеда. Игровая технология позволяет учителю в ненавязчивой и привычной форме обобщить знания у учащихся по какому-либо разделу науки. Описываемая форма работы позволяет с помощью игры подчеркнуть особую важность. Проблемная ситуация описывала посадку вертолета полярников на льдину (игрушечный вертолет, кусок пенопласта, ванна). Нужно было определить выдержит ли льдина вертолет? Учащиеся стали с интересом предлагать варианты решения проблемы. Но можно пойти дальше в использовании игровых технологий на занятиях по физики. И самый удачный вариант, это привлечение школьной лаборатории, для использования игровых технологий. Предоставить возможность учащимся оценить свои знания по физики. Повторить отдельные вопросы раздела физики и показать разнообразие применения физики. Применение компьютерных технологий в проектной деятельности дает дополнительный стимул учащимся к самостоятельной работе по поиску и эффектному представлению полезной информации. Остается добавить сценарий игры исследования. Если при этом соблюдать еще и элементы обобщенного плана выполнения эксперимента [3], учащиеся и вовсе будут чувствовать себя исследователями.

Еще один вариант – определение мощности, КПД электрического двигателя игрушки. Приборы входят в комплект, сценарий могут придумать и школьники. Еще сценарий: необитаемый остров, разредились батарейки электронных игрушек, нужно их оживить, создав гальванический элемент и исследовав его характеристики. И еще множество сценариев физических исследований с участием игровых технологий и приборов школьного кабинета физики.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Ученику по своей природе нравится играть. Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. В игре мотивов гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. «Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности. Другие — чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвёртые решают свои коммуникативные проблемы и т.п. [4].

Уникальная особенность игры состоит в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, вообразить то, чего он не видел. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление [5].

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока противостоит пассивному слушанию или чтению. Порой, в процессе игры некоторых детей узнаешь с другой стороны, раскрываются скрытые таланты, застенчивые дети проявляют незаурядные способности, пассивный ребёнок способен выполнить такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации [5].

Мы знаем, что дети энергичны и подвижны и невозможно заставить их «тихо посидеть» в течение всего урока. И поэтому всю неисчерпаемую энергию можно направить в нужное русло. Таким образом, совместив полезное с приятным [3].

Игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность. На уроках дети активны, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Факторы, сопровождающие игру – интерес, чувство удовольствия, радость. Все это вместе взятое, несомненно, облегчает обучение.

Игра на уроке физики – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация. Игровое состояние, возникающее у школьников в ходе игрового урока – специфическое, эмоциональное отношение к предмету [5].

Несмотря на то, что учитель сам чувствует настроение класса, все же это не может представлять полноценную картину, так как это коллективное настроение. Учителю важно понимать каждого ребенка, чтобы сделать выводы для проведения последующей игры - с учетом индивидуальных особенностей каждого. И поэтому важно, несмотря на то, что времени всегда катастрофически не хватает, провести анализ игры - он залог эффективности игровой деятельности, развития методического мастерства учителя [2].

В заключении хотелось бы сказать: «Использование игровых технологий в преподавании физики» помогают учителю активизировать познавательную деятельность учащихся и повысить интерес школьников к предмету. Благодаря использованию игровых технологий ученики понимают, что физика – это не только сложный теоретический материал, определения и формулы, но и простые опыты, демонстрации, которые понятны и доступны абсолютно всем.

Библиографический список:

1. Ланина И. Я. 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995. -224 с.ISBN 5-09-004938-6 Тираж 30000. Переплёт твердый.

2. Осипова Л. Г. Педагогические технологии на уроках физики [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 96-98.

3. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. - М.: Просвещение, 1988-122 С.

4. Из записок-конспекта Л.С. Выготского к лекциям по психологии детей дошкольного возраста. – В кн.: Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 1978. – С. 291.

5. Использование игровой технологии и ИКТ в преподавании физики. URL: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-2604 (дата обращения: 18.12.2016)

Просмотров работы: 771