Цель исследования - выяснить, какими путями формируется характер младших школьников, каковы его особенности и недостатки; рассмотреть эти особенности на примере учащихся 2-А класса МОУ СОШ №2 им. К. Д. Бальмонта и провести исследование, которое поможет наметить программу по развитию недостающих черт характера учащихся 2-А класса.
Основной метод, использованный в работе, это эксперимент, вспомогательный метод - тестирование, которое поможет в измерении индивидуальных различий характера.
После подробного изучения теоретических положений по данной теме удалось выяснить, что биологическую основу характера составляет темперамент, а его физиологической основой является тип нервной системы. Тип нервной системы может помогать или затруднять формирование тех или иных свойств характера. Характер - это всегда продукт общества, он формируется в деятельности и общении. Формы социальных взаимоотношений играют ведущую роль в формировании характера. На характер влияют интересы человека, потребности, интеллект и способности, воля, эмоции, а также самооценка и общественное мнение. Характер проявляется в содержании и в форме поведения, в деятельности, в направленности личности, в действиях и поступках.
Далее было проведено исследование особенностей характера учащихся 2-А класса МОУ СОШ №2 им. К. Д. Бальмонта, которые посещают группу продленного дня. Их количество 13 человек.
Исследование началось с проведения тестов, помогающих определить тип темперамента, преобладающие черты характера у детей: тест «Определение темперамента ребенка», Волков Б. С., Волкова Н. В., тест «Кактус», Панфилова М. А.
В результате было выявлено, что дети 2-А класса обладают различными типами темперамента, но большинство все же имеют черты характера, свойственные активным типам темперамента. Дети с такой биологической основой характера активные, общительные, энергичные, целеустремленные или, по крайней мере, имеют все возможности для формирования таких черт характера при наличии правильных условий. Но проблема заключается в том, что дети не могут продемонстрировать эти качества, потому что у них не развито понятие коллективизма. Они сдерживают свою активность, вырабатывая тем самым такое качество, как интровертированность.
Для получения более подробных результатов был проведен еще один тест, в результате которого выяснилось, что, действительно, у детей преобладают такие черты характера, как эгоцентризм, демонстративность и интровертированность.
Кроме того, были особо выделены двое учащихся, у которых возможностей к развитию общительности и коллективизма значительно меньше, т.к. биологическую основу их характера составляет пассивный меланхоличный тип темперамента. Для них характерны такие черты характера, как чувствительность, тревожность, робость, стеснительность социальная пассивность и неуверенность. Им особенно трудно в данном коллективе, потому что таким детям необходимо, чтобы не только учитель, но и сверстники помогали им адаптироваться в коллективе, но в условиях разобщенности это невозможно.
Таким образом, в процессе исследования выявились проблемы формирования характера у учащихся 2-А класса МОУ СОШ №2 им. К. Д. Бальмонта. Оказалось, что самая главная проблема заключается в неумении общаться со сверстниками и работать в коллективе. Эти черты характера нужно развивать с помощью различных коллективных игр и упражнений, примерные варианты которых были подобраны в качестве программы, которая и составляет собой основу эксперимента: игры «Клубочек», «Найди друга» и др.
Реализация этой программы предполагает положительный результат, т.е. формирование коллективного духа, уверенности в себе и общительности у детей в данной группе. Кроме этого, разработанная программа поможет двоим учащимся, испытывающим наибольшие трудности в межличностном общении, адаптироваться в коллективе, а остальные учащиеся научатся уважать мнения друг друга, действовать не только в интересах себя, но и всей группы. Положительный эффект от реализации программы можно снова проверить с помощью примененных тестов.