Современная система образования и воспитания должна стать системой, сочетающей общеобразовательную, общеразвивающую и профильную подготовку учащихся. Выдвигая в качестве основополагающей идеи компетентностный подход в образовательном пространстве, она нацеливает педагогов вуза и школы на поиск и апробацию новых программ и учебников, новых технологий, новых методов и приемов, ориентированных на формирование и индивидуальное развитие личности, развитие у обучающихся ключевых компетенций.
Акцент переносится на формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Эти задачи невозможно решить путем «вручения» ученикам соответствующих знаний. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности. Но исследовательский метод пока не нашел широкого применения в педагогической практике.
Нашей задачей было интегрировать школьников старшего звена в учебный процесс студентов вуза, которые уже на первом курсе широко используют исследовательскую деятельность. Технология учебно-исследовательской деятельности основана на использовании творческих потребностей, познавательных интересов, мотивов совершенствования личности, является более высоким уровнем развивающего обучения, средством формирования самостоятельного мышления, компетенции.
Начиная совместный проект, мы рассчитывали, что повысится качество образования не только школьников, но и студентов, произойдет дифференциация и индивидуализация обучения, школьники овладеют методами самообучения и приемами исследовательской работы, а студенты – дополнительно навыками организации исследовательской деятельности, планирования эксперимента, управления творческим коллективом.
Практическим результатом нашей работы стали выступления учащихся и студентов на региональных и российских конференциях [5,6], а также статьи авторов в различных изданиях. Улучшилась профильная подготовка учащихся, а так же преемственность уровня школа – вуз.
Литература
Панюшкина, О.А.«Входной контроль» в школе / О.А. Панюшкина, Е.А. Перевалова // Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты : матер. 1 междунар. науч.-практ. конф. (г. Тамбов, 31 мая 2014 г.). В 11 ч. Ч. 9 / Консалтинговая компания Юком. - Тамбов, 2014. - C. 94-95.
Роль входного контроля в процессе освоения дисциплины "Химия" / Максимов Я.А., Перевалова Е.А., Панюшкина О.А., Максимова О.Н. // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. C. 145.
Панюшкина О.А., Перевалова Е.А., Байбакова Ю.А., Панюшкина С.С., Короткова А.С. Актуальные вопросы подготовки учащихся к огэ по химии // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4. – С. 514-515.
Панюшкина С.С., Панюшкина О.А., Перевалова Е.А. «Входной контроль»: от теории к практике // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-5. – С. 729-729.
Дьякова Л., Панюшкина О.А., Иванкина О.М. Исследование состава нефти Жирновского месторождения Волгоградской области.// Научно-практическая конференция студентов ВПИ: сборник трудов, Волжский - 2014. - С. 26.
Ченегин Г., Панюшкина О.А., Иванкина О.М. Изучение фракционного состава нефти.// Нефть и газ - 2015: сборник тезисов 69-й международной молодежной научной конференции, Москва.- 2015, т. 3.- С. 463.