ВЛИЯНИЕ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ НА ВНИМАНИЕ СТУДЕНТОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ НА ВНИМАНИЕ СТУДЕНТОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Мукминов Р.Р. 1
1УГАТУ, аспирантура
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стремительно развивавшийся научно-технический прогресс XX века, возникновение первых ЭВМ, а затем и появление различных компьютерных устройств, компьютерных технологий не могли не повлиять на развитие общества, и с каждым годом компьютеризация всё больше проникает во все его сферы жизни. Быстрое распространение новых информационных технологий становится одной из особенностей современности: растёт количество людей, пользующихся различной компьютерной техникой, программными продуктами, Интернетом – всё это, так или иначе, повлияло на каждого из нас.

В данной статье попробуем рассмотреть влияние на учебный процесс в высших учебных заведениях, пожалуй, наиболее распространённых в наше время устройств ­– смартфонов, планшетов и других различных мобильных устройств, известных под названием «гаджеты». Сейчас трудно не найти среди студентов человека, не имеющего у себя в наличии хотя бы одного из данных устройств. Гаджеты имеют малые размеры, что позволяет брать их с собой повсюду, в том числе и на занятия в вуз, а беспроводные технологии дают возможность постоянно быть на связи друг с другом посредством социальных сетей, всевозможным мессенджерам, иметь доступ к различным интернет-ресурсам. Но регулярность их использования может привести не только к зависимости от этих устройств, которую все чаще называют «гаджет-аддикция», но может способствовать изменению когнитивных процессов, а привычка постоянно ожидать звонков, сообщений и всевозможных уведомлений приводит к постоянному переключению внимания, что негативно влияет на память, ухудшая нашу концентрацию на предмете и оставляя меньше умственных ресурсов на выполнение задачи.

Тогда каким способом заставить студентов не отвлекаться на свои устройства и сосредоточить внимание на учебном материале? Логичным выглядит использование современных образовательных технологий, способных заинтересовать и увлечь студентов и полностью погрузить их в образовательный процесс. Данные технологии должны, прежде всего, учитывать особенности психологические особенности студентов, свойственные их поколению: в данный момент в высшей школе обучаются последние представители поколения Y, и уже начинают «грызть гранит науки» студенты поколения Z.

Представителей данных поколений как раз отличает погружённость в мир цифровых технологий, образ их мыслей отличается фрагментарностью, так называемым «клиповым мышлением» (следствие избыточности информации, или информационной перегруженности, являющейся неотъемлемой чертой современного информационного общества); им приходится существовать в быстром темпе жизни.

Руководствуясь данными особенностями, следует правильно выстроить ход учебного процесса. Например, сделать учебный материал «ярким и зри­мым»: поколение Z лучше всего воспринимает именно визуальную информацию, хотя и для боль­шинства обучаемых восприятие визуальной информа­ции более комфортно, чем любой другой, но у этого поколения такая склонность выражена особенно сильно. Текстовые материалы должны быть простыми для восприятия, структура текста должна соответствовать его содержанию, а ключевые пункты – выделены визуально. Информация, которая преподносится учащимся, не должна быть «избыточной»: поколение Z хочет получать «концентрированные» зна­ния. И для лучшего усвоения следует давать им знания короткими порциями. Но не стоит при этом излишне упрощать материал: всё же учебная информация должна оставаться таковой, не превращаясь во всевозможные «комиксы».

Учащиеся поколения Z зачастую могут иметь более глубокие знания (ввиду широкой распространённости информации в наше время посредством сети Интернет) в какой-либо области, чем преподаватель, поэтому педагогу нужно быть в первую очередь умелым и мудрым наставником, способным направить студентов в нужное русло, ведь образование – это, в первую очередь, самостоятельная работа учащихся над собой. Следует также помнить о важности устной коммуникации и использовать учебные методики, которые включают устный обмен информацией между обучаемыми: вербализированная информация быстрее и лучше сохраняется в памяти. А что касается отвлекающих от хода обучения мобильных устройств, то и их можно включить в учебный процесс, сделав его более интерактивным. Например, выглядит интересной идея разработки и внедрения мобильных приложений для гаджетов, позволяющие демонстрировать лекционный материал прямо во время занятий, взаимодействовать с аудиторией в режиме реального времени (например, передать вопрос студента преподавателю во время лекции и получить короткий однозначный ответ), или предоставляющие возможность выполнения части практических и лабораторных работ на мобильном устройстве, а также для дистанционного обучения и проверки знаний. Но пока данное направление ещё не получило широкого распространения в нашей стране.

В данный момент поколение Z только начинает свой путь в высшем образовании, и в дальнейшем, по мере психологических и социологических исследований, будут совершенствоваться действующие и появляться новые педагогические методики.

Литература:

  1. Сапа А.В. – Поколение Z – поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2014. – № 2. – С. 24-30

  2. Кудрявцев А.В. ­– Основные возможности использования мобильных устройств в системе высшего образования // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 6. – С. 66-70

  3. Ли А.В. – Гаджет-аддикция и её влияние на когнитивные процессы у подростков // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. – Т. 5. – С. 559

  4. Иванова А.Д., Иванова О.В. Опыт организации самостоятельной работы магистров при изучении курса «Психология и педагогика» // Педагогический журнал. 2016. № 5. С. 312-322.

Просмотров работы: 373