ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ЖАНРА ЛЕГЕНДЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ЖАНРА ЛЕГЕНДЫ

Савчук И.П. 1
1Редактор редакционно-издательского отдела Югорского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Легенда всегда основывается на христианском мировосприятии, но в то же время соединена с житейскими понятиями и представлениями. «Степень воздействия христианского вероучения на легенду бывает разной – от определяющего до весьма поверхностного. Но свободных от христианской веры легенд не существует» [1, с. 445]. Именно по этой причине ученые предложили классификацию легендарных мотивов и сюжетов, основываясь на их близости к темам и содержанию письменных произведений.

В. Я. Пропп считает, что «…под легендой в науке о фольклоре может пониматься только устная легенда, а не письменная, это не есть заимствованный жанр, совпадающий с книжным источником» [3, с. 273]. «У народной легенды все свойства фольклорного произведения – содержание и поэтика» [4: 553]. А. Н. Пыпин первые легенды называл «Рассказами о жизни Спасителя, о подвигах его учеников» [4, с. 120]. Он писал: «Любопытство народа пошло и далее, оно остановилось на прошедшей истории человека, на сотворении мира и судьбе первых людей» [4, с. 175]. Такие легенды В. Я. Пропп назвал «Странствующим божеством (о Христе и его апостолах)» [3, с. 283–288]. Он выделял следующие типы легенд: «космогонические», «легенды о святых», «о загробной жизни», «легенды о грешниках и праведниках» [3, с. 125]. В особый разряд А. Н. Пыпин выделил «ветхозаветные легенды» [4, с. 170]. В. Я. Пропп же в свою очередь расширил разряд и назвал его «легенды сказочного происхождения» [3, с. 170]. Позднее возникли легенды на другие темы: легенды о преступлениях и семейных отношениях (детоубийстве, долге перед родителями); о грехопадении (скупость, пьянство, лень, тунеядство); о судьбе и смерти.

В хрестоматии под редакцией Н. Г. Фефеловой выделяется несколько групп легенд: легенды космогонические, зоогонические, этногонические, легенды с религиозно-апокрифическими сюжетами, легенды о наказании и вознаграждении, легенды о человеческой судьбе и смерти, легенды социалъно-утопического содержания, легенды об исторических событиях или лицах, ле­генды социально-бытового характера, легенды сатирического плана. Однако классификации других жанров несказочной прозы, представленные в хрестоматии Н. Г. Фефелова, не согласованы между собой, дублируют друг друга. Так, например, исторические предания то же самое, что и легенды об исторических событиях или лицах; или топонимические предания похожи на группы этиологических и этногонических легенд [2].

Ю. М. Шеваренкова выделяет легенды о грехе, эсхатологические, о святых местах и др. Классификация легенд в настоящее время остается незавершенной. В такой работе важнее всего избежать утраты единого основания деления: классификация может принимать во внимание либо различие персонажей, либо различение степени близости к источнику [5].

Легенды часто сближаются с бытовыми сказками. «Некоторые из них обрели сатирическое истолкование сюжетов Священного Писания (сотворение мира, потоп, грех Адама и Евы)» [6, с. 555]. Именно это позволило В. И. Чичерову именовать легенды «сказками – легендами» [6, с. 295–298]. В легендах преломляется совокупность христианских представлений, связанных с беспомощностью человека не столько перед природными, сколько перед социально-общественными силами. Христианские легенды иногда являют собой вольную переработку в народной среде того или иного евангельского рассказа – описанного апостолами эпизода земной жизни Христа. Но чаще источниками устных легенд служили так называемые апокрифы. Это не признававшиеся церковью литературные сочинения религиозного содержания. Хотя они считались ложными и были даже официально запрещены, в дошед­ших до нас средневековых рукописях много апокрифических сказаний. Назидательные идеи этих сочинений (не расходившиеся существенно с каноническими, т. е. освященными церковью) были часто облечены в форму занимательного рассказа. Это обусловливало повышенный интеpec к ним в народной среде, переход апокрифа в легенду, распростра­нявшуюся устно гораздо шире, чем ее письменный первоисточник.

Таким образом, изучая жанр легенды, мы будем выделять следующие ее признаки: 1) наличие событий, осмысленных фантастически; 2) героями легенды могут быть сверхъестественные существа; 3) ядром легенды является чудо, осмысленное как реальность.

Итак, можно выделить типы следующих легенд: 1) по тематическому принципу: космогонические, зоогонические, этиологические; о загробной жизни; о наказании и вознаграждении; 2) по героям: легенды о святых, о праведниках, о грешниках, об исторических лицах; 3) по источникам происхождения: фольклорные, ветхозаветные, ранне-христианские, средневековые, местные; 4) по характеру сюжета: социально-утопические; сказочные.

Литература

1. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество : учебник / В. П. Аникин. – Москва : Высш. школа, 2001.

2. Мифы древнего мира: мифы, легенды, сказания. Хрестоматия / сост. Н. Г. Фефелова. – Санкт-Петербург : Светлячок, 2001. – 560 с. : ил.

3. Пропп, В. Я. Собр. трудов. Поэтика фольклора / В. Я. Пропп. – Москва, 1998.

4. Пыпин, А. Н. Русские народные легенды / А. Н. Пыпин. – Новосибирск, 1990.

5. Шеваренкова, Ю. М. Русская устная народная легенда в ее жанровых разновидностях / Ю. М. Шеваренкова. – Ижевск, 2002.

6. Чичеров, В. И. Русское народное творчество / В. И. Чичеров. – Москва, 1959.

Просмотров работы: 889