«ОБУЧЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЮ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-ГО, 2-ГО,3-ГО СКЛОНЕНИЯ, МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

«ОБУЧЕНИЕ ПРАВОПИСАНИЮ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 1-ГО, 2-ГО,3-ГО СКЛОНЕНИЯ, МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКИ»

Сюпова Е.С. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова г.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье рассматривается специфика работы современного учителя при обучении правописанию младших школьников с помощью компьютерной поддержки.

На сегодняшний день деятельность, связанная с использованием компьютерных технологий заняла лидирующие позиции в образовании. Появление компьютера в образовательном процессе – это залог успеха в обучении. Применение компьютера на уроках русского языка, вносит в учебный процесс некоторые изменения. Данная форма предназначена для организации и поддержки образовательного процесса, а так же для расширения возможностей учителя.

При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе можно выделить следующие его дидактические возможности:

  • расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации явлений русского языка;

  • привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

  • развитие познавательных способностей учащихся;

  • способствует быстрому освоению материала, экономит время, в корне изменяет качество и содержание урока;

  • способствует развитию мотивации у ученика;

  • помогает быстрому усвоению сложного материала.

Эти дидактические возможности компьютера доказывают эффективность и актуальность использования компьютера на уроках русского языка.

Таким образом, использование ЭВМ в процессе обучения преследует следующие цели:

  • объяснение нового с целью максимального усвоения материала

  • закрепление пройденного материала

  • улучшение контроля и самоконтроля знаний ученика.

Компьютер, как автоматизированная система обучения и контроля знаний по русскому языку, позволяет провести тест, контрольную работу, тут же получить таблицу ошибок с указанием списка правил, на которые были допущены ошибки, их количество, сформировать индивидуальный план занятий [118]. При этом учитель экономит время на проверке работ учащихся и имеет возможность индивидуальной работы с каждым учеником, так как программа сохраняет результаты работы учащихся за весь период обучения.

Кроме этого, компьютерная поддержка позволит материализовать изучаемый материал, с помощью презентаций, аудио и видео сопровождения (подчеркиваний, цвета, шрифта, появления, стиля, изображений, графиков, схем и т.д.) [95].

В качестве примера, приведем технологическую карту урока, для учащихся третьего класса, разработанную по образовательной системе «Школа 2100»

Технологическая карта урока

Образовательная система «школа 2100»

Тема урока: « Повторение правописания безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го,3-го склонения»

Дидактическая цель: закрепление и коррекция изученных действий-понятий

Задачи:

Обучающая:

  • совершенствовать навыки правописания безударных падежных окончаний имён существительных 1-го,2-го,3-го склонения,

  • умение применять 2 способа определения падежных окончаний имён существительных.

Развивающая:

  • активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию,

  • развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений

Воспитательная:

  • развитие коммуникативных качеств учащихся,

  • создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

умение применять орфографические правила, умение проверять написанное, умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать языковые единицы

способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач

осознание языка как основного средства человеческого общения; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Этап

урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности

(орг.момент)

Цель: Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности

Настрой на работу в стихотворной форме

Встаньте, подтянитесь,

Друг другу улыбнитесь, Здравствуйте, садитесь.

Давайте вспомним правила работы на уроке?

На слайде № 2 представлено графическое изображение и звуковые фрагменты.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

-формирование умения слушать и слышать.

Актуализация знаний.

Минутка чистописания

Блиц-опрос.

На слайде представлены вопросы, вам необходимо указать правильные ответы и записать их на месте пропуска( задание выполняется на слайде № 3).

Используйте для ответов страницы учебника.

  • Сколько падежей в русском языке? (6)

  • Перечислите их.

  • Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)

  • Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)

  • Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и неодушевлённых существительных)

Дидактическая игра «Найди падеж»

Обратите внимание наСлайд, вам необходимо указать, методом подчеркивания верный ответ (задание выполняется на слайде № 5)

сидит под осиной

творительный именительный родительный предложный

бродит по лесу

винительный дательный предложный родительный

рассказ о весне

родительный творительный винительный предложный

сад около школы

предложный родительный творительный творительный

появился на лугу

родительный именительный предложный творительный

увидел птицелова

винительный именительный родительный творительный

поговорим о природе

родительный предложный именительный винительный

написал маме

винительный предложный творительный дательный

Организует диалог с учащимися, задает вопросы.

Выполняют задание, добавляют, формулируют правила.

Коммуникативные-

умение слушать и говорить,

Личностные-самоопредление, оценивание.

Регулятивные: выполнять учебные действия в письменной форме, контролировать себя в процессе.

Самоопределение к деятельности.

Выход на тему, цель, учебные задачи.

(слайд 9-19) Интерактивная физминутка со звуковым и графическим изображением.

Проверь себя.

В данном фрагменте презентации представлены вопросы, с пропусками на месте ответа, учащимся необходимо записать правильный вариант, при помощи графического инструмента(задание выполняется в презентации).

. Что такое склонение?

2. Сколько склонений у имён существительных?

3.Какие существительные относятся к первому склонению? Например: дедушка, семья, девочка.

4.Какие существительные относятся ко второму склонению? ( ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е).

Например: урок, огонь, трамвай, яблоко, поле.

5. Какие существительные относятся к третьему склонению? (К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце, т.е. с нулевым окончанием).

Например: пристань, площадь, ночь, мышь.

Как определить склонение имени существительного?

Необходимо, знать алгоритм!

Алгоритм

- поставить имя существительное в начальную форму

-определить род и выделить окончание

-определить склонение

(Повторение таблицы склонений)

Рассмотрим вариант таблицы склонений на слайде.

Физминутка для глаз( слайд25-30) ) Интерактивная физминутка со звуковым и графическим изображением.

Организует диалог с учащимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока

Делят слова на две группы.

Производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

4. Анализ

На редактирование

В презентации ученикам предлагается записать свой вариант ответа, а затем проверить себя.

Упражнение 417 Необходимо определить склонение и поработать с «опасными падежами»

(Р.п, Д.п, П.п)

тень 3 скл Р.п.- тени, Д.п. тени, П. п. о тени.

сестренка 1скл Р.п. сестренки, Д.п. сестренке, П.п. о сестренке

огонь 2 скл П.п об огне

платьице 2скл. П.п об платьице

заколка 1скл Р.п заколки, Д.п. заколке П.п. о заколке

Работа с текстом

Для выполнения данного задания учащимся предлагается найти слова в наборе букв, удалить лишние фрагменты, а затем определить склонение и записать, данную информацию, при помощи редактора.

Очень часто имена существительные в косвенных падежах встречаются в текстах. Найди имена существительные, определи (падеж,род,склонение)

Компьютер помогает людям разных профессий Его можно найти во многих приборах и аппаратах. Он очень облегчает жизнь. В современном автомобиле компьютер управляет работой двигателя, вычисляет скорость, измеряет расстояние. Может предупредить водителя об опасности на дороге.

А как вам помогает компьютер в учебе?

- Пользуясь компьютером, можно узнать справочную информацию. Использование учебных программ помогает научиться грамотно писать, лучше справляться с заданиями по математике.

- Чтобы определить склонение имён существительных в косвенных падежах будем использовать алгоритм.

Организует подводящий диалог, уточняет правило

Записывают слова , обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова.

Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

 

Для выполнения данного задания учащимся предлагается найти слова в наборе букв, удалить лишние фрагменты, а затем определить склонение и записать, данную информацию, при помощи редактора.

Среди данного набора букв найдите слова - имена существительные, запишите их в тетрадь и определите тип склонения! ъдцсчастьеядакуычщш кнотикрасотаьжоменквчяьтвсодтолдсмелость

Доброта-1скл

Вежливость-3скл

Щедрость-3скл

Мир-2скл

Улыбка-1скл

Выполняя данное задание, необходимо на месте пропуска записать вариант ответа, в режиме редактора.

Пользуясь алгоритмом, определите склонение имен существительных

Что нужно знать при определении склонения имён существительных?

-(начальную форму, род, окончание)

ФИЗМИНУТКА ( слайд) Интерактивная физминутка со звуковым и графическим изображением

Тестирование.

При выполнении данного задания, необходимо использовать таймер в панели управления пк , ученику требуется вписать максимальное количество ответов, на месте пропуска за 1 минуту.(тестирование выполняется на заранее заготовленном слайде)

За 1 минуту нужно ответить на максимальное количество вопросов.

Итак, начинаем!

  1. Изменяемая часть слова … (окончание).

  2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное).

  3. Слова женского и мужского родов с окончаниями -а, -я относятся … (к 1 склонению).

  4. Постоянный признак имён существительных… (род).

  5. Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное).

  6. К 3 склонению относятся имена существительные … (женского рода с нулевым окончанием).

  7. Имена существительные бывают … (одушевлённые и неодушевлённые).

  8. Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е).

  9. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам).

  10. Сколько падежей в русском языке? … (шесть).

Молодцы! Справились с заданием!

.

Дает образец короткого доказательства

Объясняют написания слов, делают выводы.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

5.Закрепление материала

вопросы-загадки:

Ученику необходимо отгадать загадки и вписать свой вариант ответа в презентацию, если ответ будет правильным, используем аплодисменты и переходим к следующему этапу.

Я читаю загадки, а вы записываете ответ, т.е. название падежа, о котором идёт речь.

1. Предлогов с детства не люблю,

с собою рядом не терплю.

Мои вопросы: кто? и что?

ни с чем не спутает никто.

2. Какой падеж употребляется с предлогами:

на, за, под, через, про, в?

3. Кого же нет, я очень беспокоюсь,

Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.

Прошу, друзья, скорее помогите!

И как зовут меня, скажите.

4. Мне без предлогов свет не мил,

люблю предлоги на, в, о.

5. Дарительный падеж.

6. Предлогам перед, под и над

в любой момент я буду рад;7. В этом падеже всегда

подлежащим я бываю.8. Лишь только я могу сказать,

с предлогом к порой дружу,

но и один я проживу.

9. Этот падеж зрительный.

Зрение имеет прекрасное.

Кричит громко и ясно:

«Вижу кого? Вижу что?»

Проводит инструктаж учащихся. Организует обмен мнениями

Работа в парах.

По очереди соединяют слова в группы доказывая правильность выполнения.

Читают задание с карточек. Один человек из пары выходит к доске, объясняет выполнение задания.

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

   

6.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Цель: самооценка учениками собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников во время урока, соотнесение цели урока и его результатов

Организация рефлексии

Давайте вспомним, какие задачи мы ставили вначале урока.

Достигли мы на уроке желаемых результатов?

Какое умение мы оценивали в начале урока?

Для исполнения данного этапа, необходимо подготовить список класса ,чтобы каждый ученик, смог оценить свои знания.

Давайте оценим умение писать безударные окончания имен существительных еще раз. Если ваша

самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

   

Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

Внедрение компьютерной технологии в образовательный процесс поможет развить и сформировать познавательную активность, и творческий потенциал. Весомую помощь компьютер окажет и в формировании памяти, внимания, мышления, что составляет педагогическую основу обучения русскому языку. Компьютер выступает в данном случае «ускорителем» данных процессов.

Список литературы

  1. Васильева, О. П. Применение информационных технологий в учебно - воспитательном процессе / О. П. Васильева // Классный руководитель. – 2008. - № 5. – С. 115 – 120

  2. Фролова, Л. А. Использование современных технологий в образовательном процессе / Л. А. Фролова // Начальная школа. – 2008. - № 7. – С. 94 – 96

Просмотров работы: 386