Человек может быть собственником жилого помещения либо его владельцем на основании соглашения. Рассмотрим только положения лица как собственника. При осуществлении своих правомочий, он может вселить в жилое помещение членов семьи, которые имеют право пользования этим помещением наравне с ним. Членами семьи собственника Жилищный Кодекс определяет следующих лиц: супруг (супруга), дети и родители, которые проживают совместно с ними[3].
Дети – это отдельная категория лиц, которых имеют особое положение среди остальных членов семьи. К таким особенностям можно отнести особые права при приватизации, приобретении жилья за счет средств материнского капитала, продажи, наследования жилого помещения.
Местом жительства ребенка, не достигшего 14 лет, признается место жительство его законных представителей[2], при расторжении брака его родителей у одного из них.
Родители не имеют права собственности на имущество ребенка, к тому же опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), а также любых действий, влекущих уменьшение имущества подопечного[5]. При осуществлении родителями правомочий по управлению собственностью несовершеннолетних, на них распространяются нормы, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечных. Благодаря этой норме, права детей защищаются от преувеличения прав законных представителей детей, ведь никакие сделки по уменьшению стоимости имущества подопечного не смогут реализоваться без согласия органа опеки и попечительства, который в свою очередь решает целесообразность данных действий.
При рождении (усыновлении) второго или последующих детей граждане имеют право на дополнительные меры государственной поддержки, а именно на получение материнского (семейного) капитала, который можно использовать для улучшения жилищных условий, на получение образования, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов или формирование накопительной пенсии для женщин[4]. При направлении этих средств на приобретение (реконструкцию, построение) жилого помещения, оно должно оформляться в общую собственность членов семьи. Но недобросовестные родители нарушают эти вещные права ребенка. Банки в большинстве случаев отказывают в кредите на покупку недвижимости, когда узнают, что одними из сособственников будут несовершеннолетние дети, так как у кредитора может появиться множество проблем при изъятии квартиры, в случае ненадлежащего исполнения обязательства. Так залогодержателю нужно будет согласовывать продажу квартиры в органах опеки и попечительства, детям нужно будет предоставить другое жилье, соответствующее их долям, либо перевести в Пенсионный фонд сумму, соответствующую размеру материнского (семейного) капитала. Но обладатель материнского капитала может сначала приобрести квартиру в индивидуальную собственность на предоставленные государством средства, только в случае если предоставит Пенсионному фонду нотариально удостоверенное обязательство о наделении долями членов его семьи, которое должно быть выполнено в течение шести месяцев после перечисления средств. После использования материнского (семейного) капитала существуют случаи, когда собственник квартиры (один из родителей) не исполняет свое обязательство, в связи с желанием перепродажи жилья. Ведь если у детей будет доля, то продать квартиру будет намного сложнее. Все это приводит к проблеме обналичивания средств материнского (семейного) капитала по основаниям, не предусмотренных законами РФ. Это происходит в связи с тем, что на законодательном уровне не существует контроля ни со стороны Пенсионного фонда, ни со стороны органа опеки и попечительства за оформлением жилого помещения в долевую собственность, где одними из сособственников будут дети. В связи с чем можно установить контроль со стороны Пенсионного Фонда, который по истечении положенного срока и за неисполнение обязательства вправе требовать аннулирования права на распоряжение средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, но оставление права на его направление на образование детей, на накопительную пенсию матери либо на социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов..
Детям-сиротам либо детям, оставшемся без попечения родителей, однократно предоставляется благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В данном случае государство реализует их право на жилье. Также права этих детей защищается тем, что это жилое помещение по договору специализированного найма предоставляется на пять лет. В течение этого срока нельзя будет ни приватизировать, ни обменять в течение этого срока, что в свою очередь поможет избежать махинаций со стороны недобросовестных лиц, которые могли обманным путем проводить приватизацию квартиру, а потом выселять бывших детей-сирот. Но существует другая проблема, которая в свою очередь нарушает права детей-сирот и детей, оставшихся без обеспечения родителей. Она заключается в том, что эта проблема относится к ведению субъекта РФ, а значит выдача жилья полностью зависит от благосостояния региона, от его финансово-экономической ситуации, что в свою очередь приводит к неравномерности предоставления жилых помещений. К примеру, одним из богатых регионов России считается Москва, в которой дети-сироты не будут долго ждать в отличие от детей, родившихся на территории Псковской области, где размер бюджета намного меньше.
Также не установлен срок, в течение которого дети-сироты и дети, оставшиеся без обеспечения родителей, получают необходимое жилое помещение, благодаря этому пробелу им могут не выдавать жилье даже по окончании высшего учебного заведения, то есть по истечении 4-5 лет они остаются бездомными. Оптимальным сроком выдачи квартиры является три месяца. В случае невозможности выдачи в это срок либо в течение этого времени нужно создать временный жилищный фонд, где будут жить дети-сироты и дети, оставшиеся без обеспечения родителей, тем самым реализуется их естественное право на жилище.
Таким образом, права несовершеннолетних на жилое помещение чаще всего нарушаются их законными представителями, которые благодаря таким действиям хотят за счет нарушения прав своих же детей обогатиться. Но, к счастью, такие сделки с имуществом несовершеннолетних детей являются оспоримыми в связи с нарушением основного принципа гражданского права – добросовестности. При нарушении жилищных прав большинства несовершеннолетних, его интересы могут защитить его родители, но есть категория детей, которая лишена этой возможности. Ведь большинство нарушений и проблем связано с правами детей-сирот, которые нуждаются в особой защите, но, к сожалению, они уже долго время не могут разрешиться.
Список использованных источников:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07. 2016) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст.3301
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ, от 03.01.2005, №1, ст.14
Федеральный Закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.12.2006) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Собрание законодательства РФ, от 01.01.2007, №1, ст.19
Федеральный Закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ, от 28.04.2008, №17, ст.1755