В промышленно развитых и новых индустриальных странах приоритетным направлением экономического развития становятся наукоёмкие отрасли, реализующие инновационную политику. Насколько та или иная страна уделяет внимание развитию научно-технического потенциала, можно судить по таким показателям, как размеры абсолютных расходов на НИОКР и их удельный вес в ВВП.
Рис.1 Мировые центры научного прогресса. Доля ведущих стран в мировых расходах на НИОКР, %
На сегодняшний день в мире складываются 4 главных центра научного прогресса – США (31% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности), Европейский Союз (24%), Китай (14%) и Япония (11%) (Рис.1).
К сожалению, Российская Федерация в группу лидеров не входит – на нашу долю приходится менее 2% мировых расходов на НИОКР по паритету покупательной способности и 1% по обменному курсу. Таким образом, Россия отстает от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза – в 12 раз, от Китая и Японии – в 6,4 раза, от Индии – в 1,5 раза. [1] В целом динамику основных показателей научно-технического развития России характеризуют данные таблицы 1.
Показатели/Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Число научно-исследовательских организаций: |
|||||||
Всего |
3957 |
3666 |
3536 |
3492 |
3682 |
3566 |
3605 |
в % к 2010 г. |
100,0 |
92,6 |
89,4 |
88,2 |
93,0 |
90,1 |
91,1 |
Внутренние затраты на НИОКР: |
|||||||
в % к 2010 г. |
100,0 |
52,3 |
54,7 |
56,5 |
59,2 |
67,6 |
65,5 |
в % к ВВП |
1,12 |
1,04 |
1,25 |
1,13 |
1,09 |
1,13 |
1,13 |
Численность занятых в сфере НИОКР: |
|||||||
тыс. человек |
801,1 |
761,3 |
742,4 |
736,5 |
735,3 |
726,3 |
727,0 |
в % к 2010 г. |
100,0 |
95,0 |
92,7 |
92,0 |
91,7 |
90,6 |
90,7 |
Численность исследователей: |
|||||||
тыс. человек |
103,7 |
101,1 |
101,3 |
105,1 |
109,4 |
109,4 |
109,8 |
в % к 2010 г. |
100,0 |
97,4 |
97,6 |
101,3 |
105,4 |
105,4 |
105,8 |
Основной капитал сферы НИОКР: |
46184 |
40766 |
43342 |
41898 |
44299 |
45255 |
43102 |
в % к 2010 г. |
100,0 |
88,2 |
93,8 |
90,7 |
95,9 |
97,9 |
93,3 |
Число патентных заявок, поданных в России: |
|||||||
Всего |
41407 |
42467 |
40096 |
44648 |
46236 |
50757 |
52438 |
в % к 2010 г. |
100,0 |
102,5 |
96,8 |
107,8 |
111,6 |
122,5 |
126,6 |
Источник: www.gks.ru
В настоящее время в России действует около 30 тыс. малых инновационных предприятий, которые дают сотни тысяч рабочих мест, хотя и не включаются в сферу НИОКР. В 2010 г. численность занятых в сфере НИОКР составила 801,1 тыс. человек, а в 2016 их количество уменьшилось до 727,0 тыс. человек. Удельный вес этого персонала в общей численности занятых в народном хозяйстве России увеличился с 12,9 % в 2010 г. до 15,1 % в 2016 г. При этом численность исследователей составила 109,8 тыс. человек, что на 6,1 тыс. человек больше, чем было в 2010 г. Общая численность занятых в российской науке сокращается с 2010 г. по 2016 гг. [1]
Серьезной проблемой наукоемкого сектора экономики является доступ к финансовым ресурсам, который у большинства промышленных предприятий наукоемкой сферы ограничен. Развитие предприятий идет в основном за счет использования собственных средств. Практически нет поступлений заемных средств на этапе разработки продукции.
Также, основным ресурсом является научный задел, оставшийся от старых времен. Закоренелые технологии, созданные в советское время, поддерживают отрасли высокотехнологичного бизнеса в российской промышленности. Кроме того, следует отметить, что используемые сегодня нашими предприятиями технологии со временем морально стареют и эффективность их постепенно уменьшается за счет разработки новых направлений и технологий, создаваемых на новой научной и технологической базе, которая отсутствует в российской промышленности.
Еще одной проблемой предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию, является старение кадров, являющихся носителями этих технологий. Без поступления молодых высококвалифицированных работников используемые технологии могут быть нереализованными.
Важная роль заключена в развитии системы сбыта наукоемкой продукции. У большинства предприятий высокотехнологичного сектора она практически отсутствует. В результате сбыт наукоемкой продукции организован недостаточно эффективно. Не имея опыта торговли на мировых рынках и квалифицированных кадров, наши предприятия не в состоянии успешно бороться за рынки с зарубежными конкурентами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что без поддержки государства невозможно развивать и сохранять научно – технический и инновационные потенциалы. В настоящее время подготовлены базовые условия для перевода экономики России на инновационный путь развития - Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020». В данной стратегии выделены основные мероприятия, которые помогут России выйти на инновационный путь развития в перспективе, такие как:
Увеличение доли расходов на инновации в бюджете страны;
Рост доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки за счет высвобождения финансовых ресурсов, предусматриваемых для поддержки бизнес - проектов, увеличится финансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационной экономики;
Проведение масштабного перевооружения и модернизации промышленности. В основных секторах экономики российские предприятия по используемым технологиям выйдут на средний уровень развитых стран;
Сохранение в необходимых объемах поддержки реализации крупных проектов в рамках приоритетов технологического развития, а также приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, которые обеспечат технологическое лидерство страны в перспективе;
Модернизация и достройка необходимых элементов инновационной инфраструктуры и повышение их эффективности. На втором этапе реализации стратегии предполагается полностью сформировать целостную и работоспособную национальную инновационную систему, адекватную расширяющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающую поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла;
Увеличение поддержки продвижения российской инновационной продукции (услуг) и технологий на мировые рынки, включая увеличение объемов финансирования на предоставление кредитной и гарантийной поддержки, а также на софинансирование расходов бизнес - структур. [3]
Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод о том, что наша страна вскоре может располагать огромным ресурсным потенциалом для занятия достойного места среди лидирующих стран на мировой нише по уровню инновационного развития. Этому должна способствовать эффективная реализация государственных стратегий и проектов, определяющих роль и место России в мировой экономике. Развитие научно-технического прогресса и проводника его во все сферы деятельности – «инноваций» положительным эффектом будут влиять на темпы экономического роста, как отдельного экономического субъекта, так и нашей страны в целом.
Список литературы:
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. / Минэкономразвития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://deloros.ru/press/measures/9257
Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg/ru/2012/05/09/gaspolitika-dok.html.
Открытый экспертно-аналитический отчет о ходе реализации стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года. Выпуск № 3, 2015 г.