ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХУДОЖНИКА А. Г. ВЕНЕЦИАНОВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТВОРЧЕСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХУДОЖНИКА А. Г. ВЕНЕЦИАНОВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Изучение педагогической и творческой деятельности художников – важная часть в работе педагога. Опыт, который был накоплен предшествующими поколениями, имеет большую методическую ценность в области преподавания. Данной теме следует уделять особое внимание, так как она помогает не только систематизировать знания и опыт, полученные ранее, но и создавать новые, наиболее оптимальные формы и методы обучения рисунку.

Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве 7 февраля 1780 года. Он с детства проявил способности и тягу к рисованию, но сведений о его первоначальном этапе художественного образования не сохранилось. Особый интерес у него был к портретам. Известна только самая ранняя из сохранившихся работ — это "Портрет матери, А. Л. Венециановой", написанный в 1802 году. [1] ВенециановАлексей Гаврилович – это знаковая фигура в истории русской живописи. Поразительно, но ему, никогда не учившемуся в Академии художеств, удалось не только занять заметное место в плеяде художников, но и создать новое направление с своем виде искусства.

После того, как А. Г. Венецианов окончил пансион, некоторое время служил в Чертежном управлении, а в 1802 году перебрался в Петербург, где служил чиновником. К 1811 году был назначен кандидатом в академики, и в этом же году Венецианов получил звание академика.

В период Отечественной войны работал с И. Теребенёвым, создавая карикатуры на французов и дворян-галломанов. Уже тогда художник занимался жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. А также был членом Общества поощрения художников. [2]

В 1815 году Венецианов отправился из северной столицы в Тверскую губернию, где купил маленькое имение Сафонково. Там же открыл художественную школу, где получили образование более 70 человек. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.

Венецианов одним из первых обртил свое внимание на жизнь и быт простого народа. Именно в этой среде он черпал вдохновение для своих шедевров. Разумеется, крестьян изображали и до Венецианова, но никто не делал это с такой любовью и бережным отношением к деталям реальной народной жизни. До этого художники зачастую приукрашали действительность, создавая идеализированные образы крестьян. Все это напоминало буколистические полотна французских живописцев, изображавших сентиментальные сцены из жизни пастухов и пастушек. Венецианов же живо интересовался настоящей жизнью крестьян, деталями их быта, их повседневными занятиями. Все это он переносил на свои картины.

В Сафонково мастер нашел свою тему и посвятил себя изображению крестьянской жизни. «Ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является и повиноваться ей одной», – так писал сам Венецианов. «Повинуясь натуре», художник не копирует ее, а дает почувствовать зрителю поэзию реального, создает образ гармонического бытия, так ценимого его поколением. Мир Венецианова полон идиллии и патриархален. В его картинах нет драматических завязок, динамичного сюжета. Вместе с тем человек всегда находится в единении с природой, в вечном труде, и это делает образы Венецианова значительными. Полотна «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Сенокос» полны светлого ощущения и радостного восприятия природы, человека. Вместе они составляют своего рода триптих. [3]

С большой любовью Венецианов показывает обычные сюжеты, связанные с сельскохозяйственными работами в определенное время года: весенний сев, пора жатвы на закате лета. Маленьким холстам Венецианова свойственны проникновенное ощущение национального народного быта, сельской русской природы, понимание облика русского крестьянина. Используя контрастные оттенки, художник осваивает глубину пространства. В его маленьких картинах небо занимает значительную часть. Земля и воздух находятся в гармоничном соседстве. Венецианов не ищет особых приемов живописи на пленере, какие, например, искали в это время в Италии С. Щедрин и М. Лебедев. В работах А. Венецианова предмет не растворяется в воздухе, земля не поглощается воздушной перспективой. Создав цветовую систему, Венецианов сохраняет локальный цвет, но нередко он соединяется со сложными переходами красок. [3]

Одна из самых известных картин художника – «Гумно», которая позиционируется в русской живописи как первая работа бытового жанра, описывающая крестьянский быт. Художник изобразил сарай, наполненный сеном для кормления животных, и собранным недавно зерном, показал работающих и отдыхающих крестьян, лошадей. В сарай со всех сторон проникает свет, озаряющий своим теплом работающих крестьян. Мы можем наблюдать интерьер внутри помещения. Перед нами гладкие, идеально сложенные друг на друга бревна, составляющие основу строения , на стенах висят серпы и косы для сбора урожая. Запряженные лошади смирно стоят в ожидании начала работ. [4]

Венецианов с явным сочувствием и любовью пишет крестьянские образы. По лицам крестьян видна усталость от тяжелой сельской работы. В этом чувствуется уважение и искренняя симпатия живописца к людям. Особенно ощутимо это чувствуется в изображении переобувающейся крестьянки на первом плане с усталым лицом и натруженными рабочими руками.

Во время работы над картиной, Венецианов приказал выпилить переднюю стенку гумна. Это было необходимо, так как художник хотел получить освещение из живого света. Позже мастер приступил к написанию полотна. На Академической выставке, которая была открыта 1 сентября 1824 года, картина была показана зрителю и сразу же понравилась многим зрителям, среди поклонников был и сам император. Именно он и приобрел картину. [5]

После успеха картины "Гумно", купленной за значительную сумму, художник решил полученные деньги потратить "на обучение молодых бедных людей" по новому методу. Ученики мастера жили и учились у него бесплатно. Школа работала то в Сафонкове, то в Петербурге, получая некоторую поддержку Общества поощрения художников. Официальные академические круги относились к деятельности Венецианова неодобрительно. Педагогическая система мастера сводилась к развитию в учащихся способности изображать и видеть мир вокруг в его непосредственной реальности, вне заранее заданных норм и законов. Так, воспитанники Венецианова не копировали, как учащиеся академии, чужих оригиналов или специальных таблиц с изображением отдельных частей тела. Они изучали законы формы, перспективы, цвета на реальных предметах, переходя от простых задач к более сложным. В период двадцатилетнего существования школы Венецианова, мастер испытывал всё большие материальные трудности, безуспешно отыскивая средства на ее содержание. Попытки получить должность преподавателя в Академии художеств или в Московском Училище живописи и ваяния окончились неудачей. [3]

А.Г. Венецианов вместе со своими учащимися построили целый пласт русской культуры. Среди его учеников были талантливые личности, отдельные индивидуальности, но они все подчинялись общим обязательным принципам. Не случайно в русской живописи той поры можно встретить множество интерьерных работ, созданных неизвестными художниками. Многие из них отмечены непрофессионализмом исполнения, но они полны обаяния и скромной простоты.

1. Алленов М.М. «История русского искусства, Искусство XVII-начало XX века, Том 2». – Издательство «Трилистник», 2000

2. http://www.artsait.ru/art/v/venecianov/main.htm (электронный ресурс)

3. http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/docs/5/articles/2/2/3 (электронный ресурс)

4. http://www.bibliotekar.ru/kVenecianov/ (электронный ресурс)

5. http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-alekseya-venecianova-gumno/ (электронный ресурс)

Просмотров работы: 1071